Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 18:19, реферат
Корни управления персоналом уходят глубоко в историю человеческого общества. Еще первые представители человечества, объединенные в родовые общины, ежедневно решали проблемы использования собственных, весьма ограниченных физических и интеллектуальных ресурсов, сталкивались с вопросами разделения труда, трудовой мотивации и дисциплины.
Управление персоналом является одним из направлений деятельности руководителя организации, чаще всего ее владельца, принимающего решения в отношении своих сотрудников на основе здравого смысла и опыта.
Для всех организаций - больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг управление людьми имеет важное значение. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление трудовыми ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики управления.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. Роль человеческого фактора в менеджменте……………………………4
2. Кадровая политика предприятия………………………………………...6
3. Понятие и сущность современного кадрового менеджмента………...12
3.1 Подбор персонала…………………………………………………12
3.2 Отбор персонала…………………………………………………..15
3.3 Расстановка персонала……………………………………………17
3.4 Перемещение персонала………………………………………….19
3.5 Обучение персонала………………………………………………20
3.6 Повышение квалификации персонала…………………………...21
3.7 Аттестация персонала…………………………………………….23
4. Анализ технологий кадрового менеджмента
(на примере ОАО «Волгоградэнерго»)........……………………….……..25
4.1. Общая характеристика предприятия ...........................................25
4.2. Состав кадров предприятия ……………………………………..26
4.3. Анализ кадровой политики ………………………………….….31
4.4. Обучение и развитие персонала ………………………………...33
4.5. Выводы и предложения………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...…42
- отношение к характеру
подготовки новых рабочих на
предприятии, ее глубине и
- отношение к внутрифирменному движению кадров и т.п.
Кадровая политика должна
увеличивать возможности
Свойства кадровой политики[4]:
1. Связь со стратегией.
2. Ориентация на долговременное планирование.
3. Значимость роли кадров.
4. Круг взаимосвязанных функций и процедур по работе с кадрами.
Кадровая политика является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Она имеет целью создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизводительную рабочую силу.
Кадровая политика должна
создавать не только благоприятные
условия труда, но обеспечивать возможность
продвижения по службе и необходимую
степень уверенности в
Управление кадрами в
рамках предприятия имеет
- производственной;
- финансово- экономической;
- социальной (кадровая политика).
Кадровая политика определяет
цели, связанные с отношением предприятия
к внешнему окружению (рынок труда,
взаимоотношения с
- поднятие престижа предприятия;
- исследование атмосферы внутри предприятия;
- анализ перспективы развития потенциалов рабочей силы;
- обобщение и предупреждение причин увольнения с работы.
Повседневная реализация кадровой стратегии, а также одновременно оказание помощи руководству, при выполнении ими задач управления предприятием, лежат в оперативной области управления кадрами.
Кадровая политика предприятия - это целостная кадровая стратегия, объединяющая различные формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации и планы по использованию рабочей силы.
Кадровая политика за последние
годы претерпела серьезные изменения.
Дефицит квалифицированной
Большое значение в реализации кадровой
политики имеют общие положения
трудового законодательства, которые
включают конституционные положения
о свободе личности, гарантии собственности,
свободе коалиций непроизвольные действия
предпринимателя по отношению к
рабочему, в том числе и в
части увольнения.
Кадровая политика должна увеличивать
возможности предприятия, реагировать
на изменяющиеся требования технологии
и рынка в ближайшем будущем.
Кадровая политика является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Она имеет целью создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизводительную рабочую силу.
3. Понятие и
сущность современного
3.1 Подбор персонала.
Для подбора кандидата требуемого
«качества» в каждом конкретном случае
должна быть выработана тактику поиска.
Бесспорно, здесь могут и должны
быть использованы группы решений, включающие
в себя совокупность методов. При
этом тактика должна выбираться на
основе готовности компании варьировать
своими требованиями по трем координатам:
Качество, Стоимость и Время[6]. (Рис 1; Имеющиеся ресурсы).
Рисунок 1. Имеющиеся ресурсы.
При наборе на высокие позиции качество (quality), как правило, является неизменной величиной. Таким образом, стратегия зависит от времени и финансовых средств, выделяемых компанией на подбор сотрудников.
Выбор стратегии подбора основан, как правило, на анализе слабых сторон каждого метода поиска. Для оценки возможностей оптимизации в компании используется метод SWOT- анализа[7] (Рис 2, SWOT), который отражает сильные и слабые стороны, преимущества и последствия использования каждого способа поиска. Поскольку процесс рекрутмента в ROUST не может оказать влияние на качество, с помощью SWOT оцениваются только Время и Стоимость.
Рисунок 2. SWOT
Для этого необходимо разложить структуру этих составляющих по направлениям затрат и этапам процесса поиска.
Стоимость складывается из оплаты времени сотрудников компании, оплаты услуг внешних провайдеров и потерь от отсутствия сотрудника на рабочем месте. Последняя составляющая является прямым следствием временных затрат. Для этого при составлении брифа менеджер указывает последствия отсутствия данного сотрудника на рабочем месте.
Чтобы выработать стратегию
решений, нужно определить, в чем
в каждом конкретном случае состоит
возможность экономии. Стратегия
минимизации денег приемлема
тогда, когда Вы располагаете временем.
При этом нужно точно рассчитать
тот период, который возможно затратить
на поиск. Нередко кажущаяся свобода
в распоряжении данным ресурсом обманчива.
При анализе выясняется, что каждый
день отсутствия нужного сотрудника
на рабочем месте обходится
В итоге вырабатываются некие
варианты возможных тактик решения
задачи рекрутмента, например, самое
простое решение - обучение и продвижение
сотрудника компании. Его преимущества
заключаются в прогнозируемости
поведения и результативности данного
человека, а также в относительно
невысокой себестоимости и
Перед началом анализа методом SWOT в случае необходимости закрыть несколько вакансий их необходимо классифицировать по критериям матрицы Эйзенхауэра: «важно и срочно», «неважно и срочно», «важно, но не срочно» и «неважно и не срочно», исходя из потерь, связанных с отсутствием данных сотрудником на рабочих местах. Как правило, временные и финансовые ресурсы для поиска кандидатов на позиции каждой категории различны и потому требуют выработку различных стратегий поиска.
Приведем некоторые правила
Распространенная практика одновременного сотрудничества с несколькими агентствами – также не всегда может быть эффективной, так как не всегда минимизирует риск отсутствия достаточно сильных кандидатов, но при этом требует большого количества времени на предоставление первичной информации каждому консультанту и дальнейшее взаимодействие с ним. В противном случае в процессе поиска не будут учтены все требуемые нюансы, и эффективность работы значительно снизится.
Наиболее типичная схема этапов
собеседования: служба кадрового менеджмента,
линейный менеджер, руководитель. Параллельно
может существовать другая схема: линейный
менеджер, кадровый менеджер, руководитель.
Обе они эффективны в различных
ситуациях.
Как правило, используется первая
схема. При этом должно существовать
строгое разделение обязанностей: личностные
качества оценивает менеджер по кадрам,
профессиональные навыки кроме линейного
менеджера никто оценить не может.
Оценка линейным менеджером личностных
характеристик кандидата
Профессиональные навыки,
важные для нашей компании и оцениваемые
в процессе отбора, включают в себя
интеллект, креативность, решение проблем
и т.д.; личные качества - цельность,
умение работать в команде; мотивация
оценивается по соответствию требуемого
и предлагаемого
И, наконец, третий этап интервью - беседа с инициаторами бизнеса. Как правило, это интервью формальное, за исключением интервью с кандидатами на высшие руководящие позиции.
В компании должен быть четко определен человек, принимающий окончательное решение, иначе путаница и потери времени неизбежны. Логично, что этот человек – линейный менеджер.
При отборе должен быть реализован принцип найма не лучшего из всех существующих кандидатов, а гарантии не принятия худшего. Поэтому, в случае, если есть выбор, лучше отказаться от человека, который вызывает малейшие сомнения, чем в последствии терпеть убытки.
Начиная отбор персонала, необходимо
продумать инструменты оценки соответствия
кандидата требованиям и
Даже в случае огромной симпатии к кандидату и уверенности в его профессионализме негативные отзывы с предыдущих мест работы должны оградить от приема данного кандидата. Однако отзыв только с последнего места работы может не быть объективной оценкой, необходимо знать мнение нескольких руководителей и сотрудников кандидата из нескольких организаций.
Для обеспечения эффективной
работы персонала необходимо создание
атмосферы конструктивного
Результаты деятельности
многих предприятий и накопленный
опыт их работы с кадрами показывают,
что формирование производственных
коллективов, обеспечение высокого
качества кадрового потенциала являются
решающими факторами
Первым шагом к тому, чтобы
сделать труд работника как можно
более производительным, является профессиональная
ориентация и социальная адаптация
в коллективе. Если руководство заинтересовано
в успехе работника на новом месте,
оно должно всегда помнить, что организация
- это общественная система, а каждый
работник - это личность.
Во многих зарубежных учебниках
по менеджменту «социальная
Организации используют целый ряд способов, как официальных, так и неофициальных, для того, чтобы ввести человека в свое общество. Формально, во время найма на работу организация дает человеку информацию о себе с тем, чтобы ожидания кандидата были бы реалистичны. За этим обычно идет обучение специальным трудовым навыкам и собеседование на тему, что считается эффективной работой.
В ходе неофициального общения,
новые работники узнают неписаные
правила организации, кто обладает
реальной властью, каковы реальные шансы
на продвижение по службе и рост
вознаграждения, какой уровень
Информация о работе Понятие и сущность современного кадрового менеджмента