Понятие и системы способов обеспечения законности и дисциплины в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 19:42, контрольная работа

Краткое описание

Законность в государственном управлении - режим должного функционирования системы государственного управления, состоящий в точном, строгом и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами управленческих отношений действующих на территории государства нормативных правовых актов.
Общие черты законности:
- является принципом организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, общественных объединений и граждан;
- выступает обязательным требованием к деятельности субъектов государственного управления;
- является методом осуществления властных полномочий субъектов управленческой деятельности;

Файлы: 1 файл

готовый.docx

— 63.58 Кб (Скачать)

— связан с применением административного  принуждения. Административный надзор осуществляется с целью охраны соответствующих общественных отношений как от правонарушений, так и от объективно-противоправных действий и стихийных явлений.

Учитывая  вышесказанное, можно сделать вывод  о том, что административный надзор — это вид государственной  управленческой деятельности, который  осуществляется специальными органами исполнительной власти в отношении  организационно неподчиненных предприятий, учреждений, организаций, должностных  лиц и граждан по поводу исполнения ими требований действующего законодательства с применением мер административного  принуждения.

Виды административного  надзора:

В административной науке выделяют такие  виды административного надзора:

— государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

— надзор за соблюдением законодательства о труде;

— государственный геодезический  надзор;

— государственный надзор за безопасностью  дорожного движения;

— государственный пожарный надзор;

— административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

 

6. Судебный контроль, прокурорский надзор

Согласно  ст. 118 Конституции, судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского административного и уголовного судопроизводства. Федеральный конституционный  закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» определяет виды, порядок создания судов и управления ими, а также основные принципы их деятельности. Кроме ныне действующих судов. 

Конституционный (уставный) Суд субъекта Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Федерации, органов местного самоуправления субъекта Федерации конституции (уставу) субъекта Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Федерации. Мировые судьи рассматривают, кроме гражданских и административных дел также уголовные дела.

Закон от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г.) предоставляет гражданам возможность беспрепятственно обращаться в суд за защитой своих прав.

Контрольные полномочия Конституционного Суда Российской Федерации в сфере исполнительной власти и порядок их осуществления определены Конституцией и Федеральным конституционным законом от21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» Деятельность этого органа призвана служить укреплению основ конституционного строя Российской Федерации, защите основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории страны.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда провозглашены независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Независимость Конституционного Суда обеспечивается тем, что судьи несменяемы, неприкосновенны подчиняются только Конституции и федеральному закону, лишь в соответствии с которым могут быть прекращены их полномочия. Судьи не являются представителями каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий, движений и организаций, должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп.Конституционный Суд, выявив конкретные нарушения Конституции или законодательства, действующего на территории России, своим представлением может обратить на это внимание органа исполнительной власти и должностных лиц. Представление должно быть рассмотрено субъектом, которому оно адресовано, не позднее чем в месячный срок со дня его получения; Конституционный Суд незамедлительно уведомляется о результате рассмотрения представления и мерах по его реализации. Решение Конституционного Суда по спору о компетенции между органами исполнительной власти является основанием для отмены  или изменения нормативных актов, определяющих компетенцию этих органов. Толкование Конституции, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц граждан и их объединений. Конституционный Суд действует лишь по запросам и жалобам, он лишен права начинать дела по собственной инициативе. ; Поводом к рассмотрению и разрешению дел в Конституционном Суде является обращение (запрос, ходатайство) к нему Президента, каждой из палат Федерального Собрания, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

Основной  задачей судов общей юрисдикции является рассмотрение уголовных, гражданских, административных и иных дел. Контрольная же функция осуществляется ими не отдельно, а в процессе рассмотрения этих дел.

При рассмотрении уголовных дел, особенно о должностных преступлениях, суд исследует не только действия подсудимого как должностного лица органа исполнительной власти, но и условия, способствовавшие возникновению дела. За совершенное преступление виновный привлекается к ответственности, о чем выносится приговор. Формой же реагирования суда на выявленные недостатки в работе органа исполнительной власти, которые способствовали тем или иным нарушениям и преступлению должностного лица, может быть частное определение. В нем обращается внимание соответствующего органа исполнительной власти, должностного лица на факты нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению преступления и требующие предупредительных мер. Субъект, которому адресовано частное определение, обязан в месячный срок рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах. При рассмотрении судами общей юрисдикции гражданских дел также осуществляется контроль за деятельностью органов исполни тельной власти. Круг дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства, весьма обширный. Сюда относятся дела искового производства, производство по делам, возникающим из административных правоотношений, и особое производство. Это, например, дела о восстановлении на работе, о нарушении авторских прав, об отказе в разрешении на обмен жилой площади, о неправильности записи в книге актов гражданского состояния и др. При рассмотрении этих и других дел суд, кроме решения вопроса по существу, изучает с позиций закона правомерность действий соответствующих органов исполни тельной власти и издаваемых ими правовых актов, тем самым осуществляя контроль за их деятельностью. При необходимости в выносимых судами решениях, определениях или постановлениях указывается, что суд признает акты управления незаконными. Обнаружив нарушение законности либо существенные недостатки в работе органа исполни тельной власти, суд выносит частное определение.

По  административным делам (мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.) суд проверяет  законность действий органа исполнительной власти по привлечению лица к административной ответственности и применяет одну из возможных мер воздействия. При необходимости суд дает оценку неправомерным действиям органа исполнительной власти и устраняет допущенные нарушения (например, прекращает производство по делу о мелком хулиганстве, поступившему из органа внутренних дел).                                                                                                                                          

  В условиях рыночной экономики  особая роль отводится системой  арбитражных судов. Этот вид  правосудия позволяет установить жестокую дисциплину договорных отношений, пресечь экономический произвол чиновников, цивилизованно осуществлять процесс банкротства защитить интересы предпринимателей. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти арбитражные суды осуществляют в специфической форме на основе Федерального конституционного закона от 26 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК), принятого 5 мая 1995 г.

Арбитражный суд осуществляет судебную власть при  разрешении возникающих в процессе предпринимательской деятельности споров, вытекающих из административных правоотношений: о признании не действительными (полностью или частично) ненормативных  актов, принятых государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, которые не соответствуют законам и иным нормативным правовым актам и нарушают права и законные интересы организаций и граждан; об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом; о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания; о возврате из бюджета денежных средств, спи санных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном порядке с нарушением требований закона или иного нормативного акта, и др.

Порядок рассмотрения этих дел определен  АПК. Содержанием контроля, осуществляемого  арбитражными судами, является проверка при разрешении перечисленных дел  соответствия актов и действий органов  исполнительной власти, их должностных лиц требованиям законности и принятие мер по устранению выявленных правонарушений. Суд принимает решение на основании действующего законодательства после всестороннего изучения всех доказательств по делу. Если в результате разрешения спора будут выявлены нарушения закона или иных нормативных правовых актов со стороны органа исполнительной власти и их должностных лиц, арбитражный суд вправе вынести частное определение в адрес соответствующих органов, должностных лиц. Судебные акты, вступившие в законную силу, исполняются всеми государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории страны. Принудительное исполнение решения, вступившего в законную силу, осуществляется на основании исполнительного листа, выдаваемого соответствующим арбитражным судом. Немедленному исполнению подлежат решения о незаконности актов государственных органов.

1. Суд контролирует исполнение  наказаний при решении вопросов, подлежащих рассмотрению судом  при исполнении приговора в  соответствии со статьями 397 (за  исключением случаев, указанных  в пунктах 1 и 18) и 398 Уголовно-процессуального  кодекса Российской Федерации.

2. В соответствии с законодательством  Российской Федерации суд рассматривает  жалобы осужденных и иных лиц  на действия администрации учреждений  и органов, исполняющих наказания.

3. Учреждения и органы, исполняющие  наказания, уведомляют суд, вынесший  приговор, о начале и месте  отбывания осужденными наказаний  в виде принудительных работ,  ареста, содержания в дисциплинарной  воинской части, лишения свободы  и об исполнении наказаний  в виде принудительных работ,  штрафа, лишения права занимать  определенные должности или заниматься  определенной деятельностью, лишения  специального, воинского или почетного  звания, классного чина и государственных  наград, обязательных работ, исправительных  работ, ограничения по военной  службе, ограничения свободы, смертной  казни.

Общий надзор органов прокуратуры

В соответствии с Законом Российской Федерации от 17 января 1992 года "О  прокуратуре Российской Федерации" в редакции Закона Российской Федерации  от 18 октября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон  Российской Федерации "О прокуратуре  Российской Федерации" па органы прокуратуры  возложено осуществление от имени  Российской Федерации надзора за исполнением действующих на ее территории законов, обеспечения их верховенства, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и  гражданина, интересов общества и  государства. Надзорная деятельность органов прокуратуры включает в  себя ряд направлений или отраслей, одной из которых являемся общий  надзор.

Предметом общего надзора, который можно условно  разделить на три части, является:

Исполнение  законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов  Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными липами, а также соответствие законами, издаваемых ими правовых актов.

Соблюдение  прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов  Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными липами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Исполнение  законов администрациями органов  и учреждений, исполняющих наказание  и применяющих назначаемые судом  меры принудительного характера, администрациями  мест содержания задержанных и заключенных  под стражу (ст. I Закона).

Объектами общенадзорной деятельности являются федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов  Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностные лица, коммерческие и некоммерческие организации, их органы управления и должностные  лица, учреждения и органы, исполняющие  наказания и применяющие назначаемые  судом меры принудительного характера, и др.

В целях обеспечения законности в  сфере управления органы прокуратуры  используют в своей работе соответствующие  методы, к которым относятся:

Проверка  исполнения законов поднадзорными  объектами. Итогом проверок являются справки, в которых дается анализ вскрытых нарушений законности, причин и условий  их порождающих, предлагаются меры по их устранению. Справки направляются в соответствующие органы, организации  для принятия мер по устранению выявленных нарушений законности.

Проверка  правовых актов, издаваемых поднадзорными  объектами и действий должностных  лиц, порождающих юридические последствия. Такие проверки осуществляются с  целью установления соответствия актов  и действий закону, иным нормативным  актам. При этом выясняется, нарушены ли права и законные интересы граждан, общества, государства исполнением  проверяемых актов, действий, нанесен  ли им ущерб.

Участие соответствующих прокуроров в заседаниях федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Участие  в таких заседаниях позволяет  прокурору уже на стадии рассмотрения и принятия правовых актов давать им юридическую оценку.

В случае нарушения законности прокурор обязан реагировать соответствующим  образом. В Законе закреплены три  формы реагирования прокурора на нарушения законности.

В порядке общенадзорной деятельности прокурор вносит протест на противоречащий закону правовой акт (ст. 23 Закона). Протест  приносится в орган или должностному лицу, издавшими такой акт, либо в  суд. В нем прокурор излагает требование об отмене правового акта или его  части, либо о приведении его в  соответствии с законом.

Представление прокурора (ст. 23 Закона) является актом  прокурорского надзора, формой его  реагирования на факты нарушения  закона, причины и условия им способствующие. Оно вносится в орган, общественное объединение, политическую организацию, должностному лицу, которые полномочны, принимать меры по их устранению. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению и в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений законности, о чем прокурору сообщается в письменной форме. Если представление рассматривается коллегиальным органом, то он должен уведомить прокурора о дне заседания.

Информация о работе Понятие и системы способов обеспечения законности и дисциплины в управлении