Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 19:42, контрольная работа
Законность в государственном управлении - режим должного функционирования системы государственного управления, состоящий в точном, строгом и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами управленческих отношений действующих на территории государства нормативных правовых актов.
Общие черты законности:
- является принципом организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, общественных объединений и граждан;
- выступает обязательным требованием к деятельности субъектов государственного управления;
- является методом осуществления властных полномочий субъектов управленческой деятельности;
1. Понятие и системы
способов обеспечения
Законность в государственном управлении - режим должного функционирования системы государственного управления, состоящий в точном, строгом и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами управленческих отношений действующих на территории государства нормативных правовых актов.
Общие черты законности:
- является принципом организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, общественных объединений и граждан;
- выступает обязательным требованием к деятельности субъектов государственного управления;
- является методом осуществления властных полномочий субъектов управленческой деятельности;
- основывается на действующем российском законодательстве;
- представляет собой режим должного поведения физических лип и коллективных субъектов в сфере государственного управления.
Принципы законности следующие
Верховенство закона - состоит в требовании точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормативные правовые акты, действующие на территории государства; требовании соблюдать иерархию нормативных правовых актов; требовании соответствия нормативных правовых актов меньшей юридической силы тем, которые обладают большей юридической силой.
Равенство перед законом - перед законом все равны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к религии, других обстоятельств и несут равную обязанность соблюдать требования юридических норм, а в случае их нарушения несут равную юридическую ответственность.
Единство
законности - действие законов, подзаконных
нормативных правовых актов на территории
всего государства
Всеобщность и непререкаемость законности - требования законности распространяются на деятельность как органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, так и граждан, общественных объединений; никто из субъектов управленческих отношений не может быть исключен из сферы законности.
Гарантированность прав и свобод личности - состоит в конституционном закреплении основополагающих прав и свобод человека и гражданина, создании условий для их реализации.
Неотвратимость
ответственности за нарушения законности
- каждый факт нарушения законности
должен получить должную государственно-
Способы обеспечения законности в государственном управлении:
Обеспечение
законности в сфере государственного
управления это деятельность специально
уполномоченных субъектов, а также
граждан и объединений: по недопущению
в деятельности органов исполнительной
власти нарушений требований, закрепленных
в действующих нормативных
Способы обеспечения законности – совокупность юридических, организационных приемов и форм деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, граждан, общественных объединений по поддержанию и укреплению законности в сфере государственного управления.
Существуют
также такие способы
Законность в сфере управления
Принцип
законности является конституционным.
Он закреплен в Конституции
Особое значение принцип законности имеет в сфере управления. Это обусловливается следующими важнейшими обстоятельствами.
Во-первых, управление охватывает наибольшую сферу деятельности государства и органов местного самоуправления. Здесь осуществляется их многогранная деятельность по руководству экономикой, социально-культурным и административно-политическим строительством.
Во-вторых, субъекты управления, реализуя свои функции и полномочия, осуществляют правоприменительную деятельность. Она сопровождается разработкой и принятием управленческих решений в виде актов применения права (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина и т.п.).
В-третьих, управление осуществляют многочисленные субъекты (органы исполнительной власти, должностные лица и т.д.).
В-четвертых,
органы управления осуществляют правотворческую
деятельность, охватывающую широкую
и разнообразную сферу
В-пятых, органы управления наделены широкими полномочиями в области применения мер административного принуждения. Осуществляя административную юрисдикцию, они самостоятельно разрешают конфликты, воздействуют на правонарушителей, применяя меры государственного принуждения.
Дисциплина выполняет важную роль в формировании высокой организованности и согласованности действий всех участников управленческой деятельности.
Являясь важным фактором управления, дисциплина формируется, совершенствуется под воздействием требований правовых норм, закрепленных в законах и подзаконных актах.
Связь законности и дисциплины проявляется также и в том, что используемые государством юридические средства укрепления и обеспечения законности одновременно являются средствами укрепления и дисциплины. В свою очередь, без соблюдения дисциплины невозможна и строгая законность.
В тесном единстве с законностью находится целесообразность, то есть соответствие действий, прежде всего органов исполнительной власти, а также других участников управленческой деятельности, тем целям, которые стоят перед ними. Целесообразность возможна и допустима только в рамках законности. И с этих позиций можно говорить о единстве законности и целесообразности.
Обеспечение законности и дисциплины в управлении предполагает деятельность соответствующих государственных формирований, направленную на:
недопущение нарушений в деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц тех требований и предписаний, которые закреплены в действующих законах и подзаконных актах и которыми они руководствуются в своей повседневной работе;
своевременное и оперативное выявление, пресечение и устранение таких нарушений;
установление причин и условий, им способствующих;
привлечение к соответствующей ответственности виновных в нарушении законности и дисциплины;
разработку и принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушений законности и дисциплины.
Обеспечение законности и дисциплины достигается при помощи организационно-правовых средств. В своей совокупности они представляют собой способы обеспечения законности и дисциплины, а также систему этих способов.
Данная
система включает в себя значительное
число различных
Она осуществляется различными органами государственной власти, а также местного самоуправления.
Особая роль в обеспечении законности и дисциплины принадлежит Президенту Российской Федерации как гаранту Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
В процессе деятельности по обеспечению законности и дисциплины в сфере управления названные органы используют в пределах предоставленной компетенции контроль и его разновидности - проверку исполнения и надзор.
Проверка исполнения тесно связана с контролем и является составной частью контроля.
Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, ее осуществляющих, подразделяется на два вида.
Первый вид связан с деятельностью органов прокуратуры по надзору за соблюдением законов в сфере управления (общий надзор).
Другой вид надзора - административный надзор. Его суть состоит в наблюдении уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, нормы санитарии и др.).
Наиболее
характерные черты надзора
органы надзора (в том числе и прокурорского) осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены: в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении не подчиненных объектов;
в
процессе контроля могут применяться
меры дисциплинарного воздействия
в отношении виновных лиц: в процессе
же административного надзора
по ныне действующему законодательству органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах.
Существуют различные виды контроля. Так, в зависимости от объема обследуемой деятельности выделяют общий и специальный контроль. Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольного объекта. Назначение специального контроля состоит в осуществлении проверки деятельности подконтрольного объекта (например, соблюдение ветеринарных правил).
На стадиях проведения контроля выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.
В зависимости от субъектов, его осуществляющих, и характера их полномочий можно выделить:
- контроль Президента Российской Федерации;
- контроль органов законодательной (представительной) власти;
- контроль органов исполнительной власти;
- контроль органов судебной власти.
2. Контроль представительных
органов в органах
Одна из функций парламента. заключающаяся в проверке и корректировке деятельности исполнительной власти и иных государственных органов и должностных лиц в пределах предоставленных парламенту полномочий. Основными объектами парламентского контроля могут быть государственные финансы и собственность, исполнение конституционных и других установленных законом полномочий (главным образом в сфере политической и нормотворческой деятельности), государственная кадровая политика и кадровые назначения на ключевые государственные должности, соблюдение прав человека и гражданина.
Формы парламентского контроля весьма разнообразны. Наиболее распространены: участие в назначении на должность, отстранении от должности и привлечении к ответственности высших должностных лиц государства; направление различного вида депутатских запросов и вопросов правительству или отдельным его членам, заслушивание отчетов должностных лиц государства; проведение парламентских расследований и слушаний: обращение парламентариев или палаты в целом в конституционно-судебные органы; ратификация и денонсация международных договоров. утверждение отдельных актов исполнительной власти и главы государства. осуществление специальных процедур контроля за делегированным законодательством и некоторые иные формы. В ряде случаев для осуществления парламентского контроля могут образовываться внутри парламентские структуры и органы: специальные временные комиссии создаются для проведения парламентских расследований. Наиболее часто встречаются при парламентах органы финансового контроля (например, счетные палаты), а также такой орган, как Уполномоченный по правам человека. Во многих странах необходимость создания подобных органов прямо предусмотрена в конституциях.
Текущее законодательство дополняет П.к. палат ФС. Так, ФКЗ РФ от 26 февраля 1997г.№ 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" устанавливает возможность создания парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан.
Контрольные полномочия органов законодательной (представительной) власти закреплены в Конституции Российской Федерации, конституциях республик, уставах других субъектов Российской Федерации. Соответственно контроль органов представительной власти осуществляется на уровне Российской Федерации, ее субъектов.
Информация о работе Понятие и системы способов обеспечения законности и дисциплины в управлении