Понятие государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 14:49, реферат

Краткое описание

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных вопросов в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества,политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Оглавление

Введение……………………………………………………….….……3
1. Возникновение государства…………………………….……….…5
1.1. Предпосылки возникновения государства…………………....…5
1.2. Основные теории происхождения государства…….…….……..9
1.3. Государство – первая политическая организация……………..14
2. Понятие и признаки государства………………………………….18
2.1. Понятие государства……………………………………………..18
2.2. Признаки государства……………………………………..…..…22
Заключение…………………………….……………………..…….…31
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

правоведение - копия.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

4)Государственная  казна, с существованием которой  связаны такие явления как  налоги (учрежденные публичной властью  поборы с населения, взыскиваемые  принудительно в установленных  размерах и в заранее определенные сроки),внутренние и внешние займы, государственные кредиты, долги государства, то есть все то, что характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает его функционирование.

П.Отличие  государства от других политических организаций общества

 

Вторая группа отличительных признаков позволяет  рассматривать государство в  качестве специфической организации  общества, осуществляющей политическую власть.

Суверенность - верховенство государства внутри страны и независимость вне её. Из всех организаций общества только государство обладает государственным суверенитетом.

Суверенитет -неотъемлемое свойство государственной власти; именно он отличает государственную власть от всяких иных видов власти. Суверенитет - это политико-правовое свойство государственной власти, которое выражает ее верховенство внутри страны и независимость от всякой иной власти за пределами страны[34].

Суверенитет имеет  внутреннюю и внешнюю стороны (или, соответственно, внутренний и внешний суверенитет). Внутренний суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны, ее независимость от всякой иной власти внутри страны (власти политических партий, общественных организаций и т. д.).

Внутренняя  сторона суверенитета выражается в  следующих свойствах государственной  власти(т. е. именно благодаря наличию  этих качеств государственная власть обладает верховенством)[35]:

-универсальность-  власть в государстве распространяется  на все население;

- прерогатива  -государство обладает правом  издавать законы и тем самым  определять масштаб свободы всех  субъектов права; 

- наличие особых  средств для передачи своих  велений (право, законодательство);

- в исключительном  праве государства официально  представлять все общество, а  не отдельные его части; 

- наличие особых  средств воздействия на население,  каких нет ни у какой иной  власти (правосудие,армия).

Внешний суверенитет - это независимость государственной власти от всякой иной власти за пределами страны. Внешняя сторона суверенитета выражается в следующих характеристиках[36]:

- государственная власть способна самостоятельно проводить в жизнь внешнюю политику, строить взаимоотношения с другими государствами;

- никто не  вправе вмешиваться во внутренние  дела государства; 

- государство  вправе по своему усмотрению  создавать межгосударственные объединения, вступать в уже существующие объединения, а также обладает правом свободного выхода из межгосударственных союзов;

- государство  обеспечивает собственную территориальную  целостность и неприкосновенность;

- государство  вправе по своему усмотрению вступать в экономические, культурные, иные связи с другими государствами и др.

Из суверенитета государства вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций[37]:

а) государство  распространяет свою власть на всю  территорию страны, обозначенную государственной  границей, т.е. государство является всеохватывающей,универсальной организацией данного общества, все другие общественные структуры ей подчинены;

б) государство  имеет устойчивую юридическую связь  с населением (в виде подданства или гражданства),распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;

в)государство  имеет специальный аппарат власти - механизм, в котором концентрируется принудительная сила государства. Причём государство применяет в первую очередь «легализованное принуждение» (в том числе и физического принуждения) в отношении населения.

Государственный аппарат (механизм), который выделяется из общества, состоит из особого слоя людей, профессией которых является политическое управление другими людьми.Аппарат строится в соответствии с иерархией служебных должностей и на основе особой служебной дисциплины.

Механизм государства  есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства. Механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Характерные признаки механизма (аппарата) государства[38]:

- целостная  иерархическая система государственных  органов и учреждений, которая  обеспечивается едиными принципами  организации и деятельности государственных органов и учреждений,едиными задачами и целями их деятельности;

- первичными  структурными частями (элементами) механизма являются государственные  органы и учреждения, в которых  работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами), они связаны между собой началами субординации и координации.

- для обеспечения  государственных властных велений  он имеет непосредственные орудия (учреждения)принуждения, соответствующие  техническому уровню каждой эпохи,—  вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

- при помощи  механизма практически осуществляется  власть и выполняются функции  государства

г) государство  обладает монополией правотворческой  деятельности - правом издавать властные общеобязательные веления (юридические нормы). Только оно может издавать такие предписания, которые обязательны для исполнения всеми членами общества, и обеспечены принудительной силой государственного аппарата.В системе правовых актов выделяются законы, устанавливающие рамки осуществления государственной власти, деятельности органов государства. При этом оно вправе отменить,признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

д) государство  имеет особые средства для осуществления политического принуждения, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, карательные органы, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т. п., которые специально предназначены для осуществления легализованного и не легализованного принуждения). Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным.

Государственное принуждение —это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов  и должностных лиц государства  на личность с целью заставить(принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства[39].

Само по себе государственное принуждение —  острое и жесткое средство социального  воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью.Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.

Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение  имеет место в государствах с  антидемократическим,реакционным режимом — тираническим, деспотическим, тоталитарным.

Правовым признается государственное принуждение, вид  и мера которого строго определены правовыми нормами и которое  применяется в процессуальных формах (четких процедурах).Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд.Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно:

а) подчинено  общим принципам данной правовой системы,

б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны,

в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения,

г) действует  через механизм прав и обязанностей,

д) оснащено развитыми процессуальными формами[40].

Чем выше уровень  правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей  мере выполняет функции позитивного  фактора развития общества и в меньшей — выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.

Формы государственного правового  принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия — проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение — административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты — восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.

Заключение

 

С точки зрения современных представлений, государство  должно выступать как властная система, организующая общество в интересах  человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Государство есть «Оболочка», которая сохраняет целостность той или оной социальной общности.

Традиционно государство  рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.

В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления,выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение  подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным,так как характеризует государство исключительно в виде механизма,осуществляющего публичную власть.

В широком смысле государство  можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в  единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями  публично властного характера.

Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство - объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.

Таким образом,государство  в узком смысле — это политический аппарат управления обществом, в  широком смысле государство —  качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы,публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.

Список использованной литературы

 

1. Конституция  РФ 1993г.

2. Демидов А.И. Правоведение. 1995. №3.

3. Козулин А.И. Государство  и право. 1994. №2.

4. Комаров С. А. Теория  государства и права в схемах  и определениях. - М., 1997.

5. Малько А.В. Правоведение. 1997. №3.

6. Матузов Н.И. Правовая  система и личность. Саратов. 1987.

7. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист - 2004.

8. Семин Г.Основы Российского  правового государства/ Российская  юстиция/ 1998 №2.

9. Скоков А. М., Строев  Е. А.Общество, государство и право  России. – Рязань, 2003.

10. Теория государства  и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2004 г.

11. Хрестоматия по истории  политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В  2-х ч. — Тюмень, 1996.


Информация о работе Понятие государства