Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:07, курсовая работа
Целью работы является теоретическое исследование дохода и прибыли на предприятии. В работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть доход фирмы совершенного конкурента;
- определить значение и функции прибыли;
- выявить факторы, влияющие на величину прибыли;
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ДОХОД ФИРМЫ СОВЕРШЕННОГО КОНКУРЕНТА 6
1.1 Доход предприятия как экономическая категория 6
1.2 Валовой, средний и предельный доход фирм 8
2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРИБЫЛИ 13
2.1 Значение и функции прибыли 13
2.2 Прибыль как категория производства, показатели прибыли и рентабельности производства 20
2.3 Краткосрочная и долгосрочная модели максимизации прибыли фирмы совершенного конкурента 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
MR = MC; MR = P; то Р = МС (13)
Наращивая экономическую активность, предпринимательская фирма постепенно стремиться уменьшить убытки. При Q = 4 последние исчезают, затем появляется прибыль. Прибыль увеличивается до Q = 8, а затем ее масса постепенно снижается вплоть до достижения второй критической точки объема производства. Далее – убытки.
Т
50
0
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Q
-50
Рисунок 3 - Максимизация прибыли в краткосрочный период.
Стратегия: минимизация убытков. Если фирма не получает прибыль, то возникает стремление свернуть производство или покинуть данный вид бизнеса вообще. Если TVC сводятся к нулю, то убытки будут равны TFC.
Но есть и другие решения. Можно отказаться на время от идеи получать прибыль, но работать без убытков. Уменьшение убытков – это приближение к «первой критической точке»:
- Pr (убыток) = TFC – (TR – TVC). (14)
Если TVC>TR, то есть смысл закрывать производство, чтобы не допустить образования дополнительных убытков по линии общих переменных издержек Если валовой доход превышает совокупные переменные издержки (TR>TVC), то есть смысл осуществлять производство, так как из текущего дохода:
1) полностью покрываются TVC;
2) некоторая часть TFC так же может быть оплачена из дохода (TR – TVC).
Сопоставление MR и MC. В данном случае руководство фирмы предпочитает сравнивать прирост дохода и прирост издержек при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции. Т.е. сравниваются МR и МС. Если МR>МС, то изделие начинает приносить прибыль, или появляется возможность уменьшать убытки по линии TFC (см. рис. 4).
40 D
C
30
20
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Q
Рисунок 4 - Определение условия максимизации прибыли.
Предпринимательская фирма будет минимизировать убытки или максимизировать прибыль, производя строго в той точке, где предельный доход МR равен предельным издержкам: MR=MC.
Если MR>MC, то прежде чем закрыться, есть смысл сравнивать MR и AVC. Тогда определяется точка минимизации убытков.
В условиях сформированного конкурентного рынка предпринимательская фирма вынуждена считаться с тем, что MR=P. Тогда P=MC, что есть частный случай исходного правила.
Максимум прибыли достигается в точке А, при МС=MR. Здесь Q=8. При Q=7 фирма теряет часть прибыли. При Q=9, MC>MR фирма уже сталкивается с убытками и есть смысл сократить производство.
Равенство предельного дохода MR предельным издержкам МС в точке, в которой кривая МС возрастает, а не снижается, есть условие максимизации прибыли.
На рис. 5 АВ – это расстояние между MR и АС. Оно равно средней прибыли на единицу продукции. Площадь ABCD – общая масса прибыли предпринимательской фирмы. Последняя стремиться максимизировать общую прибыль, а не прибыль на определенную единицу продукции.
Особая ситуация возникает, если AVC<P<AC (см. рис. 5).
С
D
F
O
Выпуск
Рисунок 5 - Минимизация убытков при P<AC
Тогда предпринимательская фирма может принять решение и производить некоторый объем продукции, чтобы минимизировать убытки в краткосрочном периоде. Выгоднее производить убыточно некоторый объем продукции, нежели вообще ничего не производить.
В данной ситуации фирма производит объем и не получает прибыль. Однако сумма убытков сведена до минимума.
Таким образом, при определении
стратегии в краткосрочный
На основе двух данных подходов составим проверочную таблицу, которая позволяет определить наиболее правильные действия в определенной ситуации.
Решение |
Принцип сопоставления TR и ТС |
Принцип сопоставления MR и MC |
Фирме следует производить |
Да, если TR>TC или если TC>TR, но на величину меньшую, нежели TFC |
Да, еслиР (по меньшей мере) AVC |
Объем производства при максимизации прибыли |
До тех пор, пока превышение TR над ТС максимально, или когда превышение ТС над TR минимально |
Производить в тех случаях, когда MR, или Р=МС |
Получение экономической прибыли |
Да, если TR>TC, Нет, если TC>TR |
Да, если Р>ATC, Нет, если ATC>P |
Таблица 5 - Определение решения фирмы в краткосрочный период.
В долговременный период предпринимательская фирма обязана учитывать ряд новых обстоятельств:
- число фирм может
резко увеличиться или
- каждая фирма имеет возможность не только выйти из обозначенного бизнеса, но и расширить его за счет наращивания производственных возможностей с учетом достигнутого масштаба производства;
- в долговременный
период фирма исходит из
В долговременный
период предпринимательская
Предположим, что фирма отрасли находится в состоянии равновесия:
MR=P=MC=AC (15)
Экономическая прибыль здесь равна нулю. Предположим, возрос рыночный спрос и сложилась более высокая рыночная цена. Тогда производство становится более прибыльным, появляется возможность присваивать избыточную прибыль. Появление экономической прибыли будет привлекать в отрасль новые фирмы. Включается механизм перелива капитала. Рост предложения неизбежен, что обусловит понижение цены до первоначального уровня и восстановление долговременного равновесия за счет ликвидации экономической и избыточной прибыли. На рис.2.3.8 это обозначено как движение через точки , где .
Если вслед за этим спрос на рынке будет продолжать падать, то снижение цены и возникшие убытки (Р<АТС) заставят фирмы сворачивать производство или вообще уходить из отрасли. Далее последует уменьшение отраслевого предложения, рост цены до прежнего равновесного уровня. При Р=АТС исчезает опасность убытков, но в отрасль не смогут проникнуть те фирмы, которые имеют более высокие индивидуальные издержки производства.[16]
Основное заключение таково: после того, как все долговременные приспособления завершены и долговременное равновесие достигнуто, цена продукта будет в точности соответствовать каждой точке минимума средних валовых издержек фирмы и производство придется на ту же точку [2.c.101].
Расширение производства
автоматически увеличивает
Большинство отраслей является
отраслями с возрастающими
Рисунок 6 показывает, что при возрастании АТС нужна более высокая отпускная цена, чтобы стимулировать в отрасли производство. Рост АТС выступает как ограничитель роста прибыли.
P
O Q Q Q Q
Рисунок 6 - Предложение отрасли в условиях возрастания издержек производства.
Второй ограничитель
связан с тем, что вслед за ростом
предложения неизбежно в
Вместе с тем теория национальной экономики допускает и ситуацию, когда рост отраслевого предложения не изменяет цены на основные факторы производства. В итоге издержки производства не изменяются. Это происходит, когда отрасль использует неспециализированные ресурсы, имеющиеся в наличии, и существует возможность свободного выхода (при возникновении дефицита) на мировой рынок.
В долговременном периоде кривая предложения отрасли с постоянными издержками является совершенно эластичной (рис.7).
Рисунок 7 - Предложение отрасли при неизменных ценах на факторы производства.
P
O