Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:07, курсовая работа
Целью работы является теоретическое исследование дохода и прибыли на предприятии. В работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть доход фирмы совершенного конкурента;
- определить значение и функции прибыли;
- выявить факторы, влияющие на величину прибыли;
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ДОХОД ФИРМЫ СОВЕРШЕННОГО КОНКУРЕНТА 6
1.1 Доход предприятия как экономическая категория 6
1.2 Валовой, средний и предельный доход фирм 8
2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРИБЫЛИ 13
2.1 Значение и функции прибыли 13
2.2 Прибыль как категория производства, показатели прибыли и рентабельности производства 20
2.3 Краткосрочная и долгосрочная модели максимизации прибыли фирмы совершенного конкурента 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Данный пример взят из теории средней прибыли и цен производства К. Маркса. С– это постоянная часть капитали, затраченная на закупку средств производства, V – переменная часть капитала, затраченная на приобретение рабочей силы, Pr – отраслевая прибыль; Pr` - отраслевая норма прибыли. Соотношение между ними отражает стоимостное или органическое строение капитала [2. c.106].
Приведенные данные показывают, что даже если предположить, что рабочая сила во всех отраслях национальной экономики используется с одинаковой степенью эффективности, то складываются разные отраслевые нормы прибыли.
Механизм разрешения противоречия включает миграцию капитала и изменение рыночных цен с учетом структуры национальной экономики. Капитал начинает уходить из менее прибыльных отраслей в более прибыльные. Здесь увеличиваются объемы производства и отраслевое предложение. В итоге предложение опережает спрос. В покидаемых отраслях, наоборот, предложение снижается, цена начинает расти.
Миграция капитала прекратится, если произойдет уравнивание отраслевых норм прибыли и сложится общий уровень рентабельности во всей национальной экономике.
Установится принцип: на равный капитал – равная прибыль; равновеликие капиталы в равные промежутки времени претендуют на равновеликую прибыль, приходящуюся на единицу авансированного капитала. Средняя норма прибыли определяется:
(6)
Это основное содержание экономического закона средней нормы прибыли в национальной экономике.
Формируется особая система цен, которая состоит из цен производства. Цена производства (Рр) выступает как основной ориентир в колебаниях рыночных текущих цен под воздействием спроса и предложения:
(7)
Таким образом, цена производства
отрасли равна средним
В рыночной экономике
действует так же закон тенденции
средней нормы прибыли к
Относительным показателем прибыли является рентабельность. Это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Фирма рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.
Предпринимательская фирма получает прибыль, если:
- продукция реализуется и денежный доход зачисляется на банковский счет;
- издержки производства меньше цены реализации.
Р(цена) = С(издержки) + Рr(прибыль) (8)
Организуя дело, предпринимательская фирма получает доход и прибыль в зависимости от ее индивидуальных способностей точно определить структуру и динамику рыночной конъюнктуры, рационально организовать производство. Предпринимательскую фирму интересует не только прибыль, получаемая с единицы продукции, не только масса прибыли, но и степень доходности предприятия или дела в целом.[16]
В этом случае есть смысл сравнивать затраты капитала и присваиваемую прибыль.
Степень доходности или степень отдачи средств, используемых в производстве, есть рентабельность.
Рентабельность измеряется такими основными показателями как:
- рентабельность производства;
- рентабельность продукции.
Рентабельность производства отражает степень доходности всего авансированного капитала:
, (9)
Где Pr – масса прибыли, - основной капитал, - оборотный капитал.
В практической деятельности рентабельность производства исчисляется как отношение балансовой прибыли (Пб) к стоимости основных производственных фондов (Оф) и собственных оборотных средств (Ос).
Индивидуальная рентабельность или рентабельность конкретной предпринимательской фирмы зависит прежде всего от достигнутой степени эффективности производства, используемых моделей маркетинга и менеджмента, сложившихся внутренних производственных отношений, социального микроклимата. Здесь срабатывают все факторы, которые позволяют максимизировать объем прибыли и минимизировать объем используемых производственных ресурсов. Среди них выделяют производительность и интенсивность труда, продолжительность рабочего дня, сменный режим, скорость оборота переменного и оборотного капитала, эффективность технологической системы, экономию на постоянном капитале и т.д. В ходе конкуренции ряд прежних преимуществ исчезает, так как и другие фирмы вносят коррективы в свою деятельность, ориентируясь на опыт лидера-конкурента. Но могут появиться и новые экономические преимущества; возможность существования индивидуальных издержек производства непрерывно воспроизводится [2.c. 108].
Различают так же рентабельность продукции – отношение прибили от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции. Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.
Рентабельность продукции исчисляется по формуле:
, (10)
где Р - рентабельность продукции, % ;
П - валовая прибыль предприятия, руб. ;
Сп -
полная себестоимость
Учитывая, что прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой оно реализуется, рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам, т.е. к выручке от продаж. Отсюда такой показатель рентабельности стал называться рентабельность продаж.
Эти показатели – рентабельности
продукции и рентабельности продаж
– взаимосвязаны и
В процессе анализа финансового
состояния фирмы могут
Итак, прибыль - результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности фирмы и государства в целом, поэтому прежде всего важно определить состав прибыли. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовую прибыль. На величину валовой прибыли влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.
Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.
К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменение государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.
Под влиянием как тех, так и других факторов складывается валовая прибыль предприятий.
2.3 Краткосрочная и долгосрочная модели максимизации прибили фирмы совершенного конкурента
Помня об отличии «бухгалтерской» и «экономической» прибыли, прибыль будет рассматриваться как разница между общим доходом и издержками производства
Рr (прибыль)= ТR (доход) – С (издержки) (11)
Каждая конкурирующая фирма стремиться максимизировать прибыль, продавая больше, по более высоким ценам и производя наиболее экономичным способом, при наиболее минимальных издержках производства.
Данные рассуждения позволяют сформулировать исходную модель максимизации прибыли в краткосрочный период. Для этого необходимо сопоставить валовой доход и валовые издержки, учитывая, что цена постоянная.
ТС (валовые) = ТFC (постоянные) + TVC (переменные) (12)
Если Q=0, то убытки сводятся к постоянным издержкам.
Рассмотрим таблицу 4, вслед за этим выполним соответствующее графическое построение ( см. рис. 2).
Таблица 4 - Краткосрочные доходы и издержки предпринимательской фирмы.
Q |
P |
TR |
TFC |
TVC |
TC |
Pr |
MC |
MR |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
40 40 40 40 40 40 40 40 40 40 40 40 |
0 40 80 120 160 200 240 280 320 360 400 440 |
50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 |
- 50 78 98 112 130 150 172 210 255 310 375 |
50 100 128 148 162 180 200 222 260 305 360 425 |
-50 -60 -48 -28 -2 20 40 58 60 55 40 15 |
- 50 28 20 14 18 20 22 38 45 55 65 |
- 40 40 40 40 40 40 40 40 40 40 40 |
Рисунок 2 - Общие доходы и общие издержки предпринимательской фирмы.
T
450
300
150
50
O 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Q
Исходные правила
- следует осуществлять производство, если фирма может получать прибыль (TR>TC); так же целесообразно осуществлять производство, если валовой доход покрывает постоянные издержки (TR>TFC), а сами убытки меньше, чем ее постоянные издержки (-Pr<TFC);
- в краткосрочный период предпринимательская фирма должна производить такой объем продукции, при котором она максимизирует прибыль или минимизирует убытки. [17]
На основе представленных данных следует сделать такие выводы:
- по мере роста объема Q прибыль Pr становится положительной величиной, растет до Q= 8, а затем снижается;
- максимальному объему
прибыли соответствует
- угловой коэффициент линии TR равен предельному доходу MR;
- угловой коэффициент линии ТС равен предельным издержкам МС;
- максимуму прибыли
соответствует максимальное
Стратегия: максимизация прибыли. Приведенные выше расчеты показывают, что максимум прибыли достигается при Q=8. Тогда Pr = 60.
Кривая ТС отражает действие закона убывающей производительности.
Выделяются две точки критического объема производства. Когда ТС=ТR, а прибыль равна нулю. Любое производство за пределами этих точек – убыточное. Максимальная прибыль достигается, когда « ТR, минус ТС» есть максимальная величина.