Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:00, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматриваются основные подходы к управлению человеческими ресурсами, дается сравнительный анализ возможностей и ограничений их применения, показано их влияние на выбор метода оценки эффективности работы с персоналом на примере конкретной организации.
В целом, методы управления персоналом - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей организации.
Существуют следующие методы управления персоналом:
в-третьих – социальная адаптация, удовлетворение социальных потребностей и потребностей в причастности, уважении и самовыражении.
Административные методы осуществления управленческих воздействий на персонал базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Они ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации. Административное воздействие имеет прямой характер: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.
Способы административного воздействия:
1. Организационные воздействия: штатное расписание; положение о подразделениях; должностные инструкции; организация рабочего места; коллективный договор; правила трудового распорядка; организационная структура управления; устав организации.
2. Распорядительные воздействия: приказы; распоряжения; указания; инструктирование; наставления; целевое планирование; нормирование труда; координация работ; контроль исполнения.
Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления организацией в заданных параметрах путем прямого административного регулирования. Наиболее категоричная форма распорядительного воздействия - приказ.
3. Материальная ответственность и взыскания: ответственность за задержку выдачи трудовой книжки; добровольное возмещение ущерба организации; удержания из заработной платы; полная материальная ответственность; коллективная материальная ответственность.
Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения, действия или бездействия, если иное не предусмотрено ТК РФ[5] и иными федеральными законами.
4. Дисциплинарная ответственность и взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; понижение в должности; увольнение.
Дисциплина – это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором и локальными нормативными актами организации. Трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка.
5. Административная ответственность и взыскания применяются в случаях совершения административных правонарушений, регулируемых КоАП РФ[6], которым установлен перечень данных правонарушений со стороны физических и юридических лиц. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Должностные лица подлежат такой ответственности в случае совершения ими административных правонарушений в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость трудовой дисциплины, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, корпоративная культура. В систему административных методов входят:
- организационно-стабилизирующие (федеральные законы, указы, уставы, правила, государственные стандарты и др.), т.е. правовые нормы и акты, утвержденные государственными органами для обязательного выполнения;
- методы организационного воздействия (регламентирование, инструкции, организационные схемы, нормирование труда), действующие внутри организации;
- распорядительные методы (приказы, распоряжения) используются в процессе оперативного руководства;
- дисциплинарные методы (установление и реализация форм ответственности).
Административные методы мотивации труда активно используются в тех организациях, где руководство определяется теорией "X" Д. МакГрегора, т.е. это авторитарный стиль руководства, полагающий, что люди ленивы, не любят трудиться и по отношению к ним нужно применять политику "кнута и пряника". Но если посмотреть на проблему с другой стороны, то такие методы, как "организационное воздействие", необходимы, так как организационные схемы способствуют более четкой и эффективной организации труда на любом предприятии, а нормирование труда позволяет разработать научно обоснованную систему оплаты труда и социальной защиты работников.
С помощью экономических методов управления осуществляется материальное стимулирование коллективов и отдельных работников. Они основаны на использовании экономического механизма управления. Экономические методы – это элементы экономического механизма, с помощью которых обеспечивается прогрессивное развитие организации <1>. Подробно система стимулов будет рассмотрена в следующей главе. Экономические методы делятся на две группы:
- методы, используемые федеральными и региональными органами управления (налоговая система, кредитно-финансовый механизм страны в целом и регионов), для стимулирования населения страны в целом к эффективному труду (с 2001 г. в России действует самая низкая в мире ставка налога на доходы физических лиц - 13%);
- методы, используемые фирмой (экономические нормативы функционирования фирмы, система материального поощрения работников, система ответственности за качество и эффективность работы, участие в прибылях и капитале)[7].
Экономические методы управления персоналом имеют косвенный характер управленческого воздействия, т. е. при их применении нельзя рассчитывать на автоматическое получение результата, что затрудняет определение силы и эффективности их воздействия. Эти методы основаны на использовании материальных мотивов поведения людей.
При определении размеров и методов персонального экономического воздействия следует исходить из положения о том, что благосостояние работников необходимо рассматривать как источник эффективности всей организации.
Основой экономических методов управления персоналом является заработная плата, которая является денежным исполнением обязательств предприятия по отношению к работнику за результат его труда.
Группа социально-психологических методов связана с социальными отношениями в коллективе, с моральным и психологическим воздействием на работников. С их помощью регулируются ценностные ориентации людей через мотивацию, нормы поведения, создание социально-психологического климата, моральное стимулирование и определяется социальная политика в организации. Социально-психологические методы управления основаны на использовании моральных стимулов к труду и оказания воздействия на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека.
К социально-психологическим методам относятся:
- формирование коллективов с учетом типологии личности и характера работников, создание нормального психологического климата, творческой атмосферы;
- личный пример руководителя своим подчиненным;
- ориентирующие условия - т.е. цели, стоящие перед организацией и ее миссия;
- участие работников в управлении в форме участия в акционерном капитале, в прибылях и убытках или в участии представителей трудового коллектива на разных уровнях управления;
- удовлетворение культурных и духовных потребностей сотрудников - это предоставление работникам возможности социального общения.
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СПОСОБОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ПРИМЕНИТЕЛЬНО В ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ - КАФЕ
Основа любой организации - персонал, от деятельности которого зависит достижение общей цели предприятия, реализация и повышение эффективности деятельности и многие другие экономические показатели. Поэтому основной задачей при анализе управления персоналом, а частности и анализе системы оплаты труда персонала, является изучение его численности, структуры, текучести кадров. Численность персонала кафе «Фонтан» относительно небольшая (17 человек) и соответственно проанализировать такой штат довольно легко. Проанализируем динамику структуры персонала по групповому составу за 2009 - 2012 гг.
Таблица 3.1
Динамика состава и структуры кадров кафе «Фонтан» по групповому составу за 2009 - 2012 гг.
Группы персонала | 2009г. |
| 2012 г. |
|
Численность чел. | Удельный вес % | Численность Чел. | Удельный вес % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.Административно- | 3 | 17,64 | 3 | 17,64 |
2. Повара | 2 | 11,76 | 2 | 11,76 |
3. Обслуживающий персонал (официанты) | 6 | 35,30 | 4 | 23,53 |
4. Вспомогательный персонал (уборщицы, охранники, посудомойки) | 6 | 35,30 | 8 | 47,07 |
Всего: | 17 | 100,00 | 17 | 100,00 |
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы: за два анализируемых года (2009 - 2012) в целом по кафе численность не изменилась. Изменения произошли в следующих группах персонала:
Административно - управленческий персонал остался без изменения;
Обслуживающий персонал уменьшился на два человека, удельный вес этой группы составил 23,53%;
Вспомогательный персонал увеличился на два человека, за счет дополнительной охраны.
Следующим шагом в изучении персонала кафе «Фонтан» является анализ динамики состава и структуры служащих по возрастному составу.
Таблица 3.2
Динамика развития состава и структуры персонала кафе «Фонтан» за 2009 - 2012 гг.
Возраст | 2009 г. |
| 2012 г. |
|
численность, чел | удельный вес, % | численность, чел. | удельный вес, % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
До 25 лет | 7 | 41,18 | 7 | 41,18 |
От 25 до 30 лет | 4 | 23,53 | 4 | 23,53 |
От 30 до 40 лет | 4 | 23,53 | 4 | 23,53 |
Свыше 40 лет | 2 | 11,76 | 2 | 11,76 |
Всего работников | 17 | 100,00 | 17 | 100,00 |
Информация о работе Подходы к управлению персоналом на примере кафе