СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Роль человека в организации
менялась с течением времени. В начале
прошлого века работник рассматривался
в качестве рабочей силы без учета его
материальных и духовных потребностей.
Начиная с 1960 года, в экономической литературе
стали использовать термин «человеческий
фактор». Данный термин подчеркивает активную
роль человека в производственной системе
и в повышении эффективности производства.
Именно тогда ученые пришли к выводу, что
необходимо создавать условия для развития
профессиональных и творческих способностей.
В современности используют
термин персонал, который представляет
собой личный состав организации, включая
совместителей и сезонных работников,
состоящий с организацией в отношениях
договора о найме.
Развитие персонала
является одним из важнейших направлений
деятельности по управлению персоналом
и факторов успешной деятельности производства.
Под развитием персонала понимается совокупность
мероприятий, направленных на повышение
квалификации и совершенствование психологических
характеристик работников. Это охватывает,
прежде всего:
- обучение, которое в форме общего
и профессионального образования дает
необходимые знания;
- повышение квалификации, задача
которого — улучшение профессиональных
знаний и навыков;
- переквалификацию, которая,
по сути, дает второе образование. Под
ней понимается любая профессиональная
переориентация.
Цель курсовой
работы: изучить систему развития персонала
на примере конкретного предприятия, и
предложить мероприятия по совершенствованию
этой системы.
Исходя из цели курсовой работы,
были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы
развития персонала;
- ознакомится с зарубежным и отечественным опытом развития персонала на предприятии;
- дать организационно-экономическую
характеристику СПК «Ворняны»;
- дать оценку на примере конкретного предприятия
(СПК «Ворняны») динамике численности
персонала, использованию трудовых ресурсов на предприятии;
- рассмотреть мероприятия по улучшению организации
труда на этом предприятии и повышения эффективности функционирования
персонала.
Предметом исследования является развитие
персонала в сфере АПК.
Объектом исследования является
СПК «Ворняны».
Методы исследования. При написании
были использованы такие методы как анализ
теоретического материала, обобщение
и структурирование полученной информации.
Структура работы включает
введение, одну теоретическую и три практические
главы, заключение (обобщенные выводы)
и список использованных источников.
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА
1.1 Понятие персонала и его классификация
Персонал - это личный состав организаций, включающий
всех наемных работников, а также работающих
собственников и совладельцев.[7]
Основными признаками персонала
являются:
* наличие его трудовых взаимоотношений
с работодателем, которые оформляются
трудовым договором (контрактом);
* обладание определенными качественными
характеристиками (профессией, специальностью,
квалификацией, компетентностью и
др.), наличие которых определяет
деятельность работника на конкретной
должности или рабочем месте,
а следовательно, отнесение его
к одной из категорий персонала:
руководителей, специалистов, других
служащих (технических исполнителей),
рабочих;
* целевая направленность деятельности
персонала, т.е. обеспечение достижения
целей организации путем установления
адекватных им целей отдельного
работника и создания условий
для их эффективной реализации.
Структура персонала представляется
не только категориями, но анализируется по
профессиональному, квалификационному,
социально-демографическому (половому,
возрастному) признакам, а также по функциональной
роли (административно-управленческий,
основные и вспомогательные рабочие), направлениям
деятельности (бухгалтерия, отдел труда и заработной
платы и т.п.), уровню заработной платы и другим
признакам.[5]
Административно-управленческий
персонал - это работники, занятые в аппарате
управления организации или иного субъекта
хозяйствования и органах государственного
управления. К нему относятся руководители
разных уровней управления, их заместители,
которые не заняты непосредственно на
производстве, главные специалисты и их
заместители, инженеры, техники и другие
специалисты, занятые в управленческом
аппарате. Административно-управленческий
персонал несёт ответственность за качество,
своевременность, слаженность и чёткость
работы руководимого коллектива (подразделения).
Эффективность его деятельности определяется
косвенно (через показатели деятельности
управляемых объектов).
Промышленно-производственный
персонал - это работники, занятые в процессе
производства продукции на разных его стадиях.
Обслуживающий или младший обслуживающий персонал
- часть промышленно-производственного
персонала, включающая уборщиков производственных
помещений, курьеров, гардеробщиков и
других работников, занятых обслуживанием.
В отличие от вспомогательных рабочих младший
обслуживающий персонал не имеет непосредственного,
прямого отношения к производственному
процессу.
По признаку участия в производственном
или управленческом процессе, т.е. по характеру трудовых функций, а,
следовательно, занимаемой должности,
трудовой персонал подразделяется на
следующие категории:[14]
* руководители, осуществляющие функции
общего управления. Их условно
подразделяют на три уровня:
- высший (организации в целом - директор,
генеральный директор, управляющий и их заместители);
- средний (руководители основных структурных подразделений - отделов, управлений, цехов,
а также главные специалисты);
- низовой (работающие с исполнителями
- руководители бюро, секторов; мастера);
* специалисты - лица, осуществляющие
экономические, инженерно-технические,
юридические и другие функции.
К ним относятся экономисты, юристы,
инженеры-технологи, инженеры-механики,
бухгалтеры, диспетчеры, инспектора по
кадрам и др.;
* другие служащие (технические
исполнители), осуществляющие подготовку
и оформление документов, учет, контроль,
хозяйственное обслуживание: кассир,
секретарь-стенографистка, табельщик
и др.;
* рабочие, которые непосредственно
создают материальные ценности
или оказывают услуги производственного
характера. Различают основных и
вспомогательных рабочих.
- основные рабочие - рабочие, преимущественно
заняты выпуском продукции;
- вспомогательные рабочие - рабочие, преимущественно
занятые в заготовительных и обслуживающих
цехах предприятия.
В связи с проведёнными исследованиями
можно сделать вывод: персонал - это люди
со сложным комплексом индивидуальных
качеств, среди которых социально-психологические играют
главную роль. Работник являет собой личность,
крепко связанную господствующими общественными нормами,
обладающую своими индивидуальными чертами,
входящую в некоторое количество внешних
социальных групп и обученную конкретным
профессиональным навыкам. Передовые предприятия руководствуются
философией превосходства человеческих
ресурсов над другими видами ресурсов,
направленной на эффективное использование
потенциала работников и их преданности
интересам предприятия.
1.2 Сущность развития персонала
В настоящее время в теории
и практике вопрос о сущности понятия "развитие"
исследован недостаточно. В практической
деятельности в сфере управления кадрами организации
под развитием понимают обучение персонала.
Развитие персонала является одним из
важнейших направлений деятельности по
управлению персоналом и факторов успешной
деятельности производства. При этом инвестирование
в развитие кадров играет большую роль,
чем инвестирование в развитие и улучшение
производственных мощностей.
В работе П. Юнга развитие персонала
определено следующим образом: «Развитие
персонала является систематическим процессом,
ориентированным на формирование сотрудников,
отвечающих потребностям предприятия,
и, в то же время, на изучение и развитие
производительного и образовательного
потенциала сотрудников предприятия».
В трудах других исследователей
содержатся следующие определения:
Развитие персонала - комплекс мер, включающий профессиональное
обучение, переподготовку и повышение
квалификации кадров, а также планирование
карьеры персонала в организации.
Развитие персонала - система взаимосвязанных действий, включающих
выработку стратегии, прогнозирование
и планирование потребности в персонале,
управление карьерой и профессиональным
ростом, организацию процесса адаптации,
обучения, тренинга, формирование организационной
культуры.
Под развитием персонала понимается
совокупность мероприятий, направленных
на повышение квалификации и совершенствование
психологических характеристик работников.
Развитие персонала включает следующие компоненты:
- обучение, которое в форме общего и профессионального
образования дает необходимые знания;
- повышение квалификации – улучшает профессиональные знания и навыки;
- переподготовка - дает возможность работникам освоить новую для них специальность;
- ротация - сотрудник временно перемещается
на другую должность с целью приобретения
новых навыков, особенно когда работник
должен обладать поливалентной квалификацией (то есть владения
несколькими специальностями).
Цель развития персонала - повышение трудового
потенциала работников для решения личных
задач и задач в области функционирования
и развития организации.
Основные принципы развития
персонала:
- целостность системы развития, преемственность
видов и форм развития персонала;
- опережающий характер развития персонала
по отношению к развитию организации;
- гибкость различных форм развития;
- профессиональное и социальное стимулирование
развития человеческих ресурсов;
- учет возможностей организации.
Факторы, влияющие
на необходимость развития персонала:
- конкуренция на различных рынках;
- развитие информационных технологий;
- комплексное решение вопросов управления
человеческими ресурсами и стратегических
задач на основе единой программы деятельности
организации;
- необходимость разработки стратегии
и организационной культуры организации
и др.
Типы развития персонала:[15]
- стандартный
- индивидуальный
Стандартный план развития: если на предприятии
для достижения одной или нескольких целей
развития необходимы несколько или даже
много сотрудников, то рекомендуется не
разрабатывать для каждого из них индивидуальный
план развития, а работать со стандартными
планами.
Стандартные планы целесообразно
применять лишь там, где:
- одинаковы исходные условия;
- существуют работники, которые
могут развиваться по сходным планам.
Если таких предпосылок нет,
то рекомендуется разработать индивидуальный
план развития, который учитывает индивидуальные
качества каждого работника.
Развитие кадров должно стоять
на первом плане, для чего необходимы:
- поддержка способных к обучению
работников;
- распространение знаний и передового
опыта;
- обучение молодых квалифицированных
сотрудников;
- снижение текучести кадров.
Помимо внутрипроизводственного
значения в развитии кадров, играют важную
роль:
- осуществление профессионального
обучения;
- активизаций потенциальных
возможностей работника;
- поднятие общеобразовательного
уровня;
- воздействие на социальные
структуры;
- укрепление духа творчества
в коллективе.
Организации создают
специальные методы и системы управления
профессиональным развитием, подготовкой
резерва руководителей, развитием карьеры.
В крупных хозяйствах существуют специальные
отделы профессионального развития, возглавляемые
специалистами в этой области, имеющими
большой опыт развития человеческих ресурсов.
О важности этого процесса свидетельствует
и то, что цели в области профессионального
развития включаются в личные планы (от
выполнения которых зависит размер вознаграждения)
высших руководителей, вице-президентов,
руководителей национальных компаний.