Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 07:43, курсовая работа
Планирование — один из важнейших факторов функционирования и развития промышленных фирм в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции. Планирование – это оружие мудрых, но планирование – это один из самых сложных видов работы, доступных человеку». (Р.Аркофф)
Отличительной чертой тактического плана является и то, что он
заставляет руководителей и специалистов всех уровней предприятия направлять свои усилия на поиск целей и задач, реализующих установки
стратегического плана. При его составлении необходимо четко определить цели в конкретной форме, а так же средства и методы их достижения. Кроме того, в составлении планов участвуют те, кто потом должен будет их исполнять.
4. Планирование производственной программы.
Важнейшим разделом тактического плана предприятия является производственная программа. Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж. Программа обусловливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально – сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте.(17с.73)
Промышленные предприятия формируют производственную программу на основе государственного заказа; заказов потребителей; выявленного в
процессе изучения рынка потребительского спроса. Показатели производственной программы:
- темп роста производства товарной (валовой) продукции
- производство важнейших видов продукции в натуральном выражении (с указанием «в том числе продукции для экспорта»)
- показатель качества продукции
Основой для определения в плане объема продукции стоимостном выражении служит план производства продукции в натуральном выражении. Задания по производству продукции в натуральном выражении устанавливаются в единицах измерения, учитывающих особенности потребления отдельных видов изделий. Такими единицами могут быть тонны, метры, киловатт – час, штуки, комплекты и т.д. Во всех случаях единица измерения должна отражать специфику производства наиболее эффективных материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Установленные в плане единицы измерения продукции обязательны для всех звеньев планирования и управления производством.
Это необходимо для того, чтобы обеспечить выполнение производственной
программы в предусмотренном ассортименте, выполнение плана кооперированных поставок и плана поставок по договорам, а также для
увязки производственной программы с показателями качества продукции. Неотъемлемой частью плана производства продукции в натуральном выражении является задание по дальнейшему повышению качества продукции. Качество важнейших видов продукции должно отвечать по своим технико-экономическим показателям высшим достижениям отечественной и зарубежной техники на всех стадиях проектирования и изготовления продукции. Соответственно с этими требованиями предусматривается замена и снятие с производства устаревшей продукции или модернизации устаревших изделий, улучшение основных технических характеристик выпускаемой продукции, соблюдение требований стандартов, технических условий и другой технической документации.
В планах выпуска продукции предприятий предусматриваются задания по снятию с производства устаревших видов изделий, т.е. продукции не соответствующей современным требованиям национальной экономики и населения страны, морально устаревшей. Указываются конкретные сроки замены устаревших изделий, а также новые виды изделий (типы, модели), их заменяющие. Стоимостными показателями производственной программы являются:
- объем реализации
- товарная продукция
- валовая продукция
По объему реализуемой продукции оценивается производственно-хозяйственная деятельность отраслей, объединений и предприятий. Объем реализуемой продукции в плане определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде:
а) готовых изделий
б) полуфабрикатов собственного производства
в) реализация продукции
г) выполнение работ для своего капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе предприятия.
Применение показателя чистой продукции позволяет исключить повторный счет продукции, более точно определить усилия коллективов предприятий по выполнению ряда качественных важнейших показателей производительности труда, фондоотдачи и др. Для обоснования производственной программы предприятию необходимо иметь расчеты его производственной мощности, а так же уметь согласовывать большое количество факторов.
5. Планирование потребности в персонале.
Планирование потребности фирмы в персонале, необходимо для выполнения плана производства и реализации продукции, осуществляется оно в плане по труду и персоналу. Значение и роль плана по труду и персоналу фирмы определяются такими моментами как:
1.Затраты на содержание персонала составляют значительную часть издержек предприятия, определяют цену реализации продукции и ее конкурентоспособность.
2. Персонал фирмы является важнейшим фактором производства. Именно от него зависит, насколько эффективно используются на предприятии средства и предметы труда, насколько успешно работает предприятие в целом.
3. В настоящее время возрастает коллективный инвестиционный характер
труда. Это выражается в разработке и реализации на предприятии значительного числа различных инновационных проектов, в которых задействовано большое количество работников. Эффективность этих проектов во многом зависит от того, насколько скоординированы усилия исполнителей, что может быть обеспечено только на планомерной основе.
Целью разработки плана по труду и персоналу является определение рациональной (экономически обоснованной) потребности фирмы в персонале
обеспечение эффективного его использования в планируемом периоде
времени.(3с.187)
Основными задачами, которые решаются в процессе планирования труда,являются следующие:
- создание здорового и работоспособного трудового коллектива, способного выполнить намеченные тактическим планом цели;
- формирование оптимальной половозрастной и квалификационной структуры трудового коллектива фирмы;
- совершенствование организации труда;
- стимулирование труда;
- ротация персонала и др.
Процесс планирования персонала чрезвычайно сложный. Потому как каждый член трудового коллектива фирмы имеет свои потенциальные трудовые возможности, черты характера и в этом отношении он неповторим. Из этого можно делать вывод о том, что трудовой коллектив не представляет собой сумму работников фирмы, а характеризуется синергетическим эффектом, оценить который очень трудно.
6. Планирование издержек.
Издержки – это совокупность затрат в денежной форме на производство и реализацию продукции, на торговые и посреднические операции, расходов по финансовым операциям и прочим видам внепроизводственной деятельности. Издержки отражают все положительные и отрицательные стороны в работе предприятия. Они органически взаимосвязаны с категориями, определяющими результат деятельности организации а, следовательно, эффективность.(19с.198)
Затраты предприятия на производство и реализацию продукции принимают форму себестоимости продукции. Себестоимость характеризует эффективность использования потребляемых трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Она отражает качественные изменения в хозяйственной деятельности предприятия. Любые нововведения в технике и технологии, организации труда и производства, в управлении оказывают влияние на уровень затрат.
Целью планирования издержек (себестоимости) является обеспечение высоких темпов роста прибыли и повышения рентабельности производства на основе рационального использования материальных, трудовых, природных и финансовых ресурсов. План по издержкам разрабатывается как при стратегическом, так и тактическом планировании на основе прогрессивных норм и нормативов.
Разработке плана по издержкам предшествует технико-экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия и его структурных подразделений, главным содержанием которого является выявление путей совершенствования организационно-технического уровня производства, ликвидация потерь от брака, всех непроизводственных расходов и потерь. Так же при оставлении плана по себестоимости особое внимание необходимо обратить на выявление резервов снижения себестоимости, а также величины и причин возникновения затрат, не обусловленных нормальной организацией производственного процесса: аварий, брака, потерь от простое машин и оборудования, нарушением технологической и трудовой дисциплины и т.д.
7. Планирование финансов.
Финансовый план предприятия – это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направления расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период.(10с.254)
В современной рыночной экономике усилилась стимулирующая роль финансов в повышении эффективности производственно-хозяйственной
деятельности. Финансовые планы перестали носить директивный характер. В то же время значительно повысилась ответственность финансовых работников предприятия за качество принятых плановых решений. Увеличился риск при формировании стратегии развития предприятия: работать прибыльно или стать банкротом.
Рыночная
концепция управления предприятиями
вызвала подлинный интерес руководителей
и специалистов к зарубежным
моделям финансового планирования.
Владение этими моделями,
средствами и методами
финансового планирования вошло
в число основных
профессиональных требований, предъявляемых
к руководителям и специалистам
предприятий и объединений. Финансовое
планирование на предприятии
осуществляется планово- экономическим
и финансовым отделами. Основная
цель финансового планирования
состоит в том, чтобы
сбалансировать намеченные
расходы предприятия
с финансовыми возможностями.
Финансовый план составляется в
виде баланса доходов и
расходов, а также расчетных
форм для определения статей
баланса. Состав показателей
такого плана может
быть различной степени детализации.
Поэтому форму финансового плана
следует согласовывать с вышестоящей
организацией, а также
органами, куда он
может представляться.
3.2. Планирование - основные принципы, цели и задачи
Любая организация назначает перед собой цели, от достижения которых зависит ее существование, и стремится к их реализации. Планирование — это процесс, результатом которого является четкая формулировка целей и дефиниция средств и методов, при помощи которых поставленные цели могут быть достигнуты.
Планирование предполагает:
1.Определение
целей и задач, стоящих перед организацией
или отделом. Цель обыкновенно бывает
одна, и ее можно разбить на несколько
задач таким образом, что выполнение всех
задач автоматически означает достижение
цели. Кроме того, цель обычно является
более общей и абстрактной, чем задачи.
Допустим, перед фирмой стоит цель увеличить
объем продаж. Задачами в этом случае могут
быть: а) увеличение числа оптовых покупателей
продукции, б) повышение качества и конкурентоспособности
продукции, в) снижение себестоимости
продукции и, как следствие, снижение ее
цены, г) проведение широкомасштабной
рекламной кампании и т. д.
Определение цели предполагает и осознание
того, в каком положении находится организация
на момент планирования. Сопоставление
исходного состояния и того состояния,
к которому организация стремится, разрешит
ответить на ряд важных вопросов, в частности,
определить средства достижения цели
и необходимое для этого количество ресурсов.
Целей у организации может быть несколько.
В этом происшествии план существенно
усложняется.
2. Определение путей и средств достижения
поставленных целей. Одну и ту же цель
можно достичь разными способами. Поэтому
желательно рассмотреть все варианты,
которые имеются в наличии. Одни из них
окажутся экономически невыгодными, другие
— неприемлемыми с этической точки зрения,
третьи — малоэффективными. В конечном
счете, взвешивая все «вне » и «против»,
можно будет определить самые оптимальные
средства.
3. Определение количества ресурсов, необходимых
для достижения цели. Можно ставить какие
угодно цели, но если в распоряжении организации
нет средств, необходимых для их достижения,
этот план ничего не стоит. Необходимо
четко отдавать себе отчет в том, какие
именно средства могут быть истрачены,
а что для организации «не по карману».
4. Выполнение плана и контроль за ним.
Наконец, необходимо четко указать сроки,
в которые план обязан быть выполнен, а
также формы контроля, которые будут использоваться.
Иногда целесообразно назначить лицо,
ответственное за выполнение плана (это
особенно уместно в том случае, если доклад
идет не о стратегических, а о тактических
целях). Иногда целесообразно назначить
сроки и для выполнения частных задач,
связанных с целью.
Информация о работе Планирования как основная функция управления