Планирование в системе менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:44, курсовая работа

Краткое описание

Прежде чем начать какое-либо дело, человек должен тщательно продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью
каких средств он должен сделать. В противном случае его намерения
могут оказаться невыполненными. Следовательно, первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождения способов ее выполнения. Именно к стадии постановки цели можно отнести предвидение, прогнозирование, планирование. Конечным результатом этой стадии является построение идеальной модели хода производственного процесса, направленного на достижение главной цели предпр

Файлы: 1 файл

Планирование в системе менеджмента.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

-  объемы производства продукции с применением важнейших технологических процессов и прогрессивного оборудования 

8) Инвестиции и капитальное строительство

      Основной задачей данного раздела плана является обоснование решений по наращиванию производственных мощностей и основных  фондов,  необходимых  для обеспечения роста производства продукции, его развития,  повышения качества и совершенствования технологии и организации   производства, а также осуществления строительства объектов   непроизводственного  назначения. В плане предусматриваются   организационные, технические и экономические  меры, направленные на  наиболее  эффективное использование капитальных  вложений, улучшение их  структуры, техническое перевооружение и реконструкцию основных   фондов, концентрацию средств на наиболее важных объектах, сокращение

объема незавершенного строительства.

      План инвестиций и капитального строительства составляется по следующим показателям:

-  прирост производственных мощностей за счет мероприятий по техническому перевооружению;

- прирост производственных мощностей за счет реконструкции;

- ввод в действие производственных мощностей за счет расширения    действующих и строительства новых объектов;

- ввод в действие основных производственных и непроизводственных фондов (включая объекты охраны природы);

- объем капитальных вложений и строительно-монтажных работ;

- объем незавершенного строительства;

- прочие направления (объекты) инвестиций.

9) Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов

Мероприятия по охране природы и рациональному использованию  природных ресурсов охватывают охрану и рациональное использование водных ресурсов; охрану воздушного бассейна; охрану и рациональное использование земель, минеральных  и  иных природных ресурсов.

В данном разделе плана обосновывается перечень важнейших

природоохранных мероприятий с указанием технико-экономических  параметров, например, объемов потребляемых природных ресурсов (забора    воды, объема оборотной воды), количества вредных выбросов (сброса сточных  вод; количества вредных веществ от всех источников загрязнения; процента  улавливаемых и обезвреживаемых вредных веществ от общего количества выбросов; количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу).

Этот раздел должен быть связан с  разделами  плана  «Инновации»  и «Инвестиции   и   капитальное строительство».

10) Социальное развитие коллектива

          План социального развития коллектива охватывает следующие направления:

- изменение социально-демографической структуры трудового коллектива;

- улучшение условий и охраны труда, укрепление здоровья работников;

- улучшение  социально-культурных  и  жилищно-бытовых условий        работающих;

- совершенствование стиля и методов руководства коллективом.

Следует иметь в виду, что многие социальные проблемы решаются в других разделах тактического плана, для предотвращения дублирования мероприятий в данный раздел включаются прежде всего задания, непосредственно затрагивающие социальную сферу деятельности предприятия.

При составлении этого раздела плана учитываются мнения различных общественных организаций, например, профсоюзов, особенности данного производства, морально-психологический климат в коллективе, условия труда  и отдыха работников предприятия, уровень оплаты труда и другие факторы.

11) Фонды специального назначения

В соответствии с действующим законодательством на предприятии  могут создаваться различные целевые фонды специального назначения: фонд накопления; фонд потребления; дивидендный фонд; финансовый резерв.

Источниками  формирования таких фондов являются чистая прибыль,

амортизационные отчисления, прибыль от внереализационных операций.

           В данном разделе тактического плана устанавливаются размеры и

направления использования средств указанных фондов. В состав плана по

фондам специального назначения входят сметы использования фондов на

планируемый год.

План по фондам специального назначения связан с финансовым планом.

12) Финансовый план

Является заключительным разделом тактического плана. При его разработке решаются следующие задачи:

- выявляются резервы и намечаются мероприятия по мобилизации ресурсов  предприятия в целях наиболее рационального использования        производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств предприятия, обеспечения максимально возможного повышения       эффективности производства, его рентабельности, конкурентоспособности в рыночной среде;

- предусматривается обеспечение предприятия финансовыми ресурсами

необходимыми для ведения производственно-хозяйственной деятельности, своевременного осуществления мероприятий, намеченных во всех разделах тактического плана, т.е. создаются  такие  условия финансирования, которые стимулируют и гарантируют четкую, ритмичную работу предприятия;

-   определяются финансовые взаимоотношения предприятия с государственным бюджетом, учреждениями банковской системы, а также вышестоящими организациями.

Таким образом, финансовый план определяет конечные цели деятельности  предприятия и связан со всеми остальными разделами плана предприятия. 

Разработка тактического плана осуществляется в рамках общей системы организации внутрифирменного планирования, однако тактическое планирование имеет ряд особенностей:

- более высокая значимость нормативной базы внутрифирменного планирования, широкое использование долговременных  прогрессивных нормативов;

- наличие системы плановых показателей  оценки деятельности,  позволяющих наиболее точно устанавливать достигнутый уровень эффективности и качества работы структурных подразделений предприятия;

- ориентация средств и методов планирования  на развитие хозяйственной самостоятельности  и инициативы всех участников разработки и исполнения плана  в деле достижения выскоких конечных экономических и социальных результатов;

- укрепление и дальнейшее развитие  коммерческого расчёта во внутрихозяйственной деятельности.

В процессе составления тактического плана проводятся следующие работы:

- анализ выполнения плана за предшествующий плановому год, где особое внимание уделяется выявлению резервов производства и разработке мероприятий по улучшению использования производственных мощностей , экономии материальных ресурсов, повышению производительности труда;

- сбор предложений работников предприятия по реализации стратегии развития предприятия;

- изучение мероприятий и обоснование плановых решений по всем разделам тактического плана.

       Разработка тактического плана обычно проходит в нескольких вариантах, с тем, чтобы выбрать из них наилучший, то есть наиболее соответствующий условиям реализации в зависимости от складывающейся во внешней среде ситуации.

Тактический план разрабатывается в два этапа.

Рис. 6 Этапы разработки тактического плана

   Точность и реалистичность плана во многом зависит от последовательности разработки отдельных его разделов. Наиболее целесообразной  может быть последовательность работы над разделами плана, представленная на рис.7

 

 

 

              Рис. 7 Сетевой график разработки тактического плана

Трудоёмкость и продолжительность работ зависят от объёма вычислительных и логических операций в процессе разработки плана. В свою очередь объём вычислительных операций определяется спецификой предприятия и зависит от глубины и широты номенклатуры  и ассортимента выпускаемой продукции, наименований используемого сырья, численности рабочих, географического расположения потребителей и поставщиков. Различной также будет и трудоёмкость разработки отдельных разделов плана. В таблице[3] дана относительная трудоёмкость разработки разделов плана в процентах, рассчитанная по фактическим данным ряда машиностроительных предприятий с численностью рабочих от 2 до 6 тыс. чел.

Таблица 5

Состав работ, выполняемых в процессе разработки плана

Код работы

Содержание работы

Отдел-исполнитель

Относительная трудоёмкость

1

Издание приказа о порядке и сроках разработки плана

Планово-экономический

16,7

1-2

Формирование портфеля заказов

Отдел маркетинга

8,9

2-3

Планирование инвестиций

Все службы

11,1

3-4

Составление плана производства и реализации продукции

Планово-производственный, планово-экономический, отдел сбыта

8,9

4-5

Разработка норм и нормативов

Все службы

6,0

5-6

Планирование персонала и оплаты труда

Отдел организации и оплаты труда

7,4

7-8

Планирование материально-технического обеспечения

Отдел материально-технического снабжения

9,4

8-9

Планирование издержек, прибыли, рентабельности

Планово-экономический, бухгалтерия

6,7

9-10

Планирование фондов специального назначения

Планово-экономический, Финансовый, бухгалтерия

4,4

10-11

Планирование инвестиций и капитального строительства

Капитального строительства, Финансовый, планово-экономический

6,7

11-12

Планирование социального развития коллектива

Планово-экономический, общественные организации, отдел техники безопасности

4,4

12-13

Планирование охраны природы и рационального использования природных ресурсов

Технические службы, планово-экономический

4,4

13-14

Планирование финансов

Финансовый, планово-экономический

5,0

 

 

Итого

100

      3. Разработка и реализация тактических планов на практике

В ряде индустриально развитых стран созданы эффективные системы планирования. Особого же внимания заслуживает опыт США. Следует отметить, что некоторые компании стараются избегать самого слова «планирование», ссылаясь на то, что данный термин слишком широк и может иметь разный смысл. Он заменяется на другие выражения, например, «оценка возможностей в будущем»,  «определение будущих возможностей» и др.

Основой работы по тактическому планированию в США является составление финансовых программ (бюджетов) компании, предусматривающих развитие производства в соответствии с прогнозами сбыта. Наиболее распространена пятилетняя финансовая программа, которая в свою очередь дробится на годовые тактические планы. Годовой план – скользящий. По истечении каждого квартала к нему добавляются новые три месяца и вся работа предприятия снова планируется на год вперёд.  Перспективные и текушие планы тесно увязываются.

Структура тактического плана зарубежных организаций может быть различной.  Но в плане обязательно присутствуют шесть обязательных разделов: введение, рынок сбыта, производство продукции, исследовательские работы и развитие компании, система управления и финансовое состояние компании.  Эта структура показывает, что в тактическом плане промышленной компании США предусматриваются важнейшие аспекты хозяйственной деятельности, формулируется производственная и сбытовая политика, основные направления развития производства с учётом изменения спроса на выпускаемую продукцию.

Определённый интерес представляет опыт планирования итальянского концерна «Фиат», который с начала 1970-х годов начал работать по 3-летним планам, а в последнее время перешёл на пятилетнее планирование. Про этом менеджеры компании добиваются непрерывного сквозного планирования  работы всех подразделений, в том числе сторонних поставщиков материалов и комплектующих частей. Пятилетние планы концерна увязываются и  с текущим и с оперативно-производственным планированием.  По завершении каждого года 5-летнего долгосрочного плана он корректируется на следующие 5 лет с учётом фактических результатов работы концерна в прошедшем году. Непрерывно корректируя долгосрочные планы, компания постоянно имеет перспективу на пятилетку.  Непрерывное планирование предусматривает и постоянную корректировку нормативов.  Стратегический план на основании оценок менеджеров концерна устанавливает направление деятельности  и конечные результаты, которые необходимо получить. За выбор этого плана несёт ответственность высшее руководство. С учётом долгосрочного плана руководители нижнего звена снабжают каждое рабочее место детальным планом деятельности концерна на каждый отрезок времени, начиная с первого часа действия нового плана. Пролонгация и корректировка 5-летнего плана ежегодно начинается в марте и заканчивается в октябре. При этой второй год текущей пятилетки становится первый, а пятый – четвёртым.

В тактический план концерна «Фиат» включаются следующие показатели:

- себестоимость продукции

- продажная цена

- расходы на гарантийное обслуживание продукции

- общие административные расходы, включая торговые расходы и рекламу

- запасы материалов и незавершённого производства

- доход

- запасы готовой продукции, включая запасные части

- финансовые выплаты и долги

- остатки дохода

- доля на рынке в сопоставлении с конкурентами

- относительные темпы изменения объёмов продажи продукции.

Огромный опыт внутрифирменного планирования накоплен в Японии. Здесь широко распространён метод «точно в срок», который заключается в планировании и реализации услуг, поставок потребителю сырья, материалов, комплектующих изделий по точно установленному графику, прямо на линии обработки, минуя складские запасы.

Многие российские предприятия разрабатывают тактические планы с использованием следующих показателей:

- номенклатура и количество выпускаемой продукции в натуральном выражении

- объём реализации ( продаж) продукции (услуг)

- себестоимость единицы продукции

- прибыль

- численность персонала по категориям

- фонд оплаты труда и средний уровень заработной платы

- запасы материалов, незавершённого производства и готовой продукции на складе

- размер оборотных средств по группам

- объём капитальных вложений по направлениям

- отдельные мероприятия по новой технике и технологии

- прочие (по мере выявления).

Разумеется, что подобные показатели, методы и календарный период планирования могут корректироваться для каждой фирмы в зависимости от её отраслевой принадлежности, размеров, внутренних и внешних условий. Но тем не менее, данный пример наглядно показывает  возможность эффективного одновременного использования методов долгосрочного и текущего планирования.

 

 

Заключение

Планирование — это не просто умение предусмотреть все необходимые действия. Это также способность предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть по ходу дела, и уметь с ними справляться. Фирма не может полностью устранить риск в своей деятельности, но способна управлять им при помощи эффективного предвидения. Таким образом, планирование играет далеко не последнюю роль в управлении предприятием.

Тактическое планирование позволяет находить средства для решения поставленных в стратегическом плане целей, то есть существовать самостоятельно оно не может.

Внутрифирменное планирование необходимо для нормального функционирования и развития предприятия. Планирование определяет основное направление развития фирмы с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Назначение планирования - правильно учесть все внутренние и внешние факторы в постановке конкретных целей развития предприятия и путей их достижения. Планирование обеспечивает взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями предприятия, позволяет минимизировать издержки и открывает все возможные дополнительные источники ресурсов внутри фирмы. Следовательно, необходимо качественное проведение внутрифирменного планирования, что обеспечит дальнейшее успешное развитие фирмы и ее процветание.

Информация о работе Планирование в системе менеджмента