Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 20:01, курсовая работа
Актуальность темы данной курсовой работы не оставляет сомнений, потому что теория управления фирмой имеет большое значение для правильной организации функционирования предприятия. Знание ключевых функций организации в современных концепциях управления – залог эффективного управления организацией.
Планирование является важнейшей функцией управления, которая, так же как и управление видоизменяется в процессе развития экономики. Чтобы планы были реализованы, кто-то, очевидно, должен фактически выполнить каждую из задач, вытекающих из целей организации. Для этого руководство обязано найти эффективный способ сочетания ключевых переменных, характеризующих задачи и людей. Именно поэтому, организация – одна из основных функций в современном менеджменте. Контроль тесно связан с функцией планирования и осуществляется на стадии планирования. Без него невозможно эффективное управление организацией. Мотивация- это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. В связи с этим, мотивация так же важна в организации в современных концепциях управления.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ…. 4
Роль функции планирования и организации……………………... 4
Роль функции мотивации и контроля…………………………….. 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФУНКЦИЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………….
17
Анализ влияния функций планирования и организации на эффективность управления….…………………………………….
17
Анализ влияние функций мотивации и контроля на эффективность управления………………………………………..
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….. 28
Следующий
этап - измерение результатов - является
обычно самым хлопотным и
Такими действиями могут быть изменения некоторых внутренних переменных системы, изменение стандартов или невмешательство в работу системы.
Люди являются неотъемлемым элементом контроля, как, впрочем, и всех других стадий управления. Поэтому при разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение людей.
К сожалению, хотя большинство менеджеров хорошо знают о том, что процесс контроля может быть использован для оказания положительного воздействия на поведение сотрудников, некоторые забывают о возможностях контроля вызывать непреднамеренные срывы в поведении людей. Эти негативные явления часто являются побочными результатами наглядности действия системы контроля.
Контроль
часто оказывает сильное
Проблем, возникающих вследствие воздействия системы контроля, можно избежать, задавая осмысленные приемлемые стандарты контроля, устанавливая двустороннюю связь, задавая напряженные, но достижимые стандарты контроля, избегая излишнего контроля, а также вознаграждая за достижение заданных стандартов контроля.
Поведение людей, естественно, не единственный фактор, определяющий эффективность контроля. Для того чтобы контроль мог выполнить свою истинную задачу, т.е. обеспечить достижение целей организации, он должен обладать несколькими важными свойствами.
Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен. Контроль - это непрерывный процесс, совпадающий в своем развитии с производственным циклом.
Характеристики эффективного контроля:
1) Стратегическая направленность контроля, т.е. отражение общих приоритетов организации и поддержание их.
2) Ориентация на результаты. Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией.
3) Соответствие делу. Для того чтобы быть эффективным контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности. Он должен объективно измерять и оценивать то, что действительно важно.
4) Своевременность контроля заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению.
5) Гибкость контроля. Контроль, как и планы, должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям.
6) Простота контроля. Наиболее эффективный контроль - это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны. Избыточная сложность ведет к беспорядку.
7) Экономичность контроля. Любой контроль, который стоит больше, чем он дает для достижения целей, не улучшает контроля над ситуацией, а направляет работу по ложному пути, что является еще одним синонимом потери контроля.
8) К контролю необходимо привлекать весь персонал, ибо лучший контроль - это самоконтроль. Для того чтобы повысить надежность контроля, необходимо расширять границы полномочий персонала.7
В
данной главе были рассмотрены ключевые
функции эффективного управления организацией.
Функциям была дана теоретическая характеристика,
обозначены их основные виды и типы. Из
всего вышеизложенного, мы можем сделать
вывод, что изучение основных функций
управления – сложная задача, требующая
от менеджера (или будущего менеджера)
внимания и терпения.
2. Анализ влияния функций на эффективность управления.
2.1
Анализ влияния функций
Среди всех функций управления планирование занимает центральное место, так как призвано строго регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ним целей. Функция планирования предусматривает определение конкретных задач каждому подразделению на различные плановые периоды и разработку производственных программ. Разрабатываемые на основе календарно-плановых нормативов движения производства программы выпуска продукции предусматривают наиболее полное использование передовой техники и технологии, производственной мощности организации, материальных и моральных стимулов повышения производительности труда. В этом аспекте планирование приобретает важное экономическое значение, так как при формировании производственных программ необходимо учитывать все виды наличных ресурсов, стоимость их приобретения, поставку, распределение и рациональное использование. Здесь возникает потребность нахождения наиболее экономичных, оптимальных решений для реализации поставленных целей с минимальными издержками или потерями. Для этого используются экономико-математические методы, с помощью которых вырабатываются различные варианты управленческих решений.
Планирование оказывает непосредственное влияние на уровень активизации деятельности аппарата управления. Высокое качество разработанных программ, особенно с помощью экономико-математических методов, их строгая увязка по всем подразделениям организации, согласованность с располагаемыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами позволяет наиболее эффективно управлять производством. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.
Сущность
планирования в условиях рыночной экономики
заключается в научном
Рыночное планирование на предприятии служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования. Планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управление производством. Общие функции управления непосредственно относятся к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь служат их основой. Это обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов планирования, координация планов, мотивация плановой деятельности, контроль планов, оценка результатов, изменение планов и т.п.
Основные экономические, организационные, управленческие и социальные функции предприятия должны быть в процессе планирования его развития тесно связаны с избранной хозяйственной деятельностью и достаточно полно отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах. Рыночное планирование на предприятии должно служить основой организации и управления производством, являться нормативной базой для выработки и принятия рациональных организационных и управленческих решений. Планирование на предприятии – это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.
Существующие исследования процесса управления ограничиваются оценками результатов деятельности при данной организации управления, что на наш взгляд аналогично только постановкой диагноза у больного, а не выявлением причины заболевания. Именно для того, чтобы можно было указать на возможности по улучшению эффективности управления необходимо анализировать все стадии принятия решения - основы процесса управления. Нельзя забывать и о факторах (внутренних и внешних), которые оказывают влияние на принятие конкретных решений. Не секрет, что в некоторых случаях влияние внешней среды является основополагающим фактором, который не включается в традиционные оценки эффективности. Только в этом случае можно будет оценить эффективность управления на каждом этапе реализации: от мотивации принятия того или иного решения до получения конкретных результатов деятельности. Функции управления характеризуют разделение, специализацию труда в сфере управления и определяют основные стадии реализации воздействий на отношения людей в процессе производства. 8
Организация как функция управления нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы в жизнь. Организация непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, следовательно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих. Организация — это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения общих целей. Можно выделить три этапа выполнения функции организации:
• построение организационной структуры: выделение подразделений,
определение их состава, задач и функций;
• предусмотрение взаимоотношений в организации (как горизонтальных, так и вертикальных). На этом этапе должны быть четко определены права, обязанности и ответственность структурных подразделений и отдельных лиц;
• обеспечение этих взаимоотношений — распорядительство, т.е. доведение до подчиненных распорядительных актов.
Важнейшей составляющей функции организации выступает делегирование полномочий. Выполнение принятых управленческих решений требует соответствующего организационного обеспечения, которое сопровождается регламентацией работы подразделений, созданием нормативной базы планирования, инструктажем исполнителей, организацией взаимодействия (координацией работы) звеньев и ступеней управления производством. Указанные выше действия управленческого персонала должны предусматривать определенную меру ответственности руководителей подразделений и их функциональных органов за возможный срыв выполнения производственных программ и заданий. В связи с этим возникает необходимость соблюдения каждым участником производственного процесса строгой дисциплины по своевременному выполнению работ, а также постоянному контролю и
регулированию хода производства. Функция организации имеет отношение к системе управления, характеризуя присущие ей свойства, структуру, состав, взаимосвязь и процесс взаимодействия элементов. Применительно к фирме функция организации в первую очередь отражает структуру управляемого и управляющего объектов, обеспечивающих процесс производства продукции и целенаправленное воздействие на коллектив людей, реализующих этот процесс. Фирма как форма существования объекта обладает свойством динамичности, что подтверждается непрерывным процессом внедрения новой техники, технологии, повышением уровня автоматизации управления.
Фирма и система управления тесно взаимосвязаны. В каждом подразделении совершенствование фирмы сопровождается совершенствованием системы управления и, наоборот, необходимость совершенствования системы управления вызывает первоочередное проведение работ по совершенствованию организации хозяйственного процесса. Если не придерживаться этого условия, может возникнуть диспропорция между уровнями организации фирмы и системы управления.
Организация
управления - это совокупность приемов
и методов рационального сочетания элементов
и звеньев управляющей системы и ее взаимосвязи
с управляемым объектом (фирмой) и другими
управляющими системами во времени и в
пространстве. В этом значении организация
управления обеспечивает создание наиболее
благоприятных условий для достижения
поставленных целей в установленный период
времени при минимальных затратах производственных
ресурсов. Можно также выделить еще одно
значение функции организации, которое
имеет отношение к организации работы
отдельных звеньев управления и непосредственных
исполнителей управленческих решений.
Особое значение эта разновидность функции
организации приобретает в случаях, когда
при выполнении принятых решений действия
указанных звеньев и отдельных исполнителей
выходят за рамки нормативных актов, утвержденных
инструкций, методик и требуют оперативной
организации работы. Организационная
структура управления, способствующая
быстрым нововведениям, играет более важную
роль для повышения эффективности деятельности
фирмы, чем концентрация производства
и финансовые ресурсы фирмы. Столь же важны
целенаправленные изменения в структуре
занятости и квалифицированности персонала,
подготовка и эффективность использования
управленческих кадров, наличие специалистов
в области технических разработок, маркетинга,
финансов. Исходя из изложенного, процесс
управления производством можно представить
как совокупность последовательных действий
управленческого персонала по определению
целей для объектов управления и их фактического
состояния на основе регистрации и обработки
соответствующей информации, формированию
и утверждению (принятие решений) экономически
обоснованных производственных программ
и оперативных заданий. Процедуры доведения
принятых решений до исполнителей, организация
и координация работ всех участвующих
в производственном процессе подразделений
и при необходимости регулирование хода
производства являются заключительной
стадией процесса управления.9