Планирование, организация, мотивация, контроль – ключевые функции в современных концепциях управления.

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной курсовой работы не оставляет сомнений, потому что теория управления фирмой имеет большое значение для правильной организации функционирования предприятия. Знание ключевых функций организации в современных концепциях управления – залог эффективного управления организацией.

Планирование является важнейшей функцией управления, которая, так же как и управление видоизменяется в процессе развития экономики. Чтобы планы были реализованы, кто-то, очевидно, должен фактически выполнить каждую из задач, вытекающих из целей организации. Для этого руководство обязано найти эффективный способ сочетания ключевых переменных, характеризующих задачи и людей. Именно поэтому, организация – одна из основных функций в современном менеджменте. Контроль тесно связан с функцией планирования и осуществляется на стадии планирования. Без него невозможно эффективное управление организацией. Мотивация- это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. В связи с этим, мотивация так же важна в организации в современных концепциях управления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ…. 4
Роль функции планирования и организации……………………... 4
Роль функции мотивации и контроля…………………………….. 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФУНКЦИЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………….
17
Анализ влияния функций планирования и организации на эффективность управления….…………………………………….
17
Анализ влияние функций мотивации и контроля на эффективность управления………………………………………..
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….. 28

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

     г) по глубине планирования:

  • агрегированное планирование, ограниченное заданными контурами, например, планирование цеха как суммы производственных участков;
    • детальное планирование, например, с подробным расчетом и описанием планируемого процесса или объекта;

     д) по координации частных планов во времени:

  • последовательное планирование, при котором процесс разработки различных планов представляет собой один длинный согласованный последовательно осуществляемый процесс, состоящий из нескольких этапов;
    • одновременное планирование, при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном акте планирования;

     е) по учету изменения данных:

  • жесткое планирование;
    • гибкое планирование;

     ж) по очередности во времени:

  • упорядоченное (текущее) планирование, при котором по завершении одного плана разрабатывается другой план (планы чередуются последовательно один за другим);
  • скользящее планирование, при котором по истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период;
  • внеочередное (эвентуальное) планирование, при котором планирование осуществляется по мере необходимости, например, при реконструкции или санации предприятия.2
 

     Чтобы планы были реализованы, кто-то, очевидно, должен фактически выполнить каждую из задач, вытекающих из целей организации. Для этого руководство обязано  найти эффективный способ сочетания  ключевых переменных, характеризующих задачи и людей. Постановка целей и обеспечение их политикой, стратегией, процедурами и правилами способствует решению этой задачи. Мотивация и контроль также играют существенную роль в обеспечении эффективности выполнения заданий. Однако организация как процесс представляет собой функцию, которая наиболее очевидно и непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, соответственно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.

     Организация - это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей. Имеется два основных аспекта организационного процесса. Одним из них является деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям. Второй, не менее значимый аспект организации взаимоотношение полномочий, которые связывают высшее производство с низшими уровнями работающих и обеспечивают возможность распределения и координации задач. Средством, при помощи которого руководство устанавливает отношения между уровнями полномочий, является делегирование. Невозможно понять организационный процесс без предварительного понимания делегирования и связанных с ним полномочий и ответственности. Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

     Критическая роль делегирования обозначена в  самом его определении. Оно представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди  сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. Если существенная задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден будет выполнять ее сам. Это, конечно, во многих случаях просто невозможно, так как время и способности руководителя ограничены. Поэтому, в подлинном смысле слова, делегирование представляет собой акт, который превращает человека в руководителя. Чтобы приблизиться к пониманию того, как эффективно осуществлять делегирование, необходимо понять связанные с этим концепции ответственности и организационных полномочий.

     Ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. Под обязательством мы понимаем то, что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в организации. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перец тем, кто передает ему полномочия. Важно осознать, что делегирование реализуется только в случае принятия полномочий, и собственно ответственность не может быть делегирована. Руководитель не может размывать ответственность, передавая ее подчиненному.3 

     1.2 Роль функций мотивации и контроля  в менеджменте.

     Стратегическое  управление фирмой требует огромных интеллектуальных и финансовых усилий руководства для оценки состояния среды и выработки методов управления для достижения корпоративных целей. Эффективность вложения этих инвестиций во многом будет определяться тем, насколько персонал заинтересован ч решении поставленных перед ним задач, особенно если это решение требует от него дополнительных усилий. Выработка и активизация (мотивация) определенного производственного поведения персонала - одна из важнейших задач, стоящих перед менеджментом.

     Мотивация - это совокупность движущих сил, которые  побуждают человека к деятельности, имеющей определенную целевую направленность.

     Процесс мотивации (мотивирования) строится вокруг потребностей человека, которые и  являются основным объектом воздействия с целью побуждения человека к действию. В самом общем виде потребность - это ощущение недостатка в чем-либо, которое имеет индивидуализированный характер при всей общности проявления. Врожденные потребности, общие для всех людей (первичные потребности) получили название - нужда. Например, нужда в еде, сне и т. п. Приобретенные (вторичные) потребности связаны с существованием человека в группе, носят более персонифицированный характер и формируются под воздействием среды. Например, потребность в уважении, в достижении результата, любви и т. п.

     Пока  потребность существует, человек  испытывает дискомфорт, и именно поэтому  будет стремиться найти средства удовлетворения потребности (снять  стресс). Устраненная (удовлетворенная) потребность исчезает, но далеко не навсегда. Большинство потребностей возобновляются, при этом меняя форму проявления, переходя на другой уровень иерархии потребностей. Потребности являются основным источником активности человека, как в практической, так и познавательной деятельности.

     Осознанная  и сформулированная человеком потребность  далеко не всегда приводит к действию (мотиву) по ее устранению. Для этого  необходимы определенные условия:

  • наличие достаточно сильного желания изменить ситуацию, удовлетворить потребность (хочу...) на уровне ощущений, что так дальше жить нельзя. Это условие является ключевым и определяет направление усилий для:
    1. ресурсного обеспечения (материальных, финансовых, временных) для осуществления действий
    1. развития способностей, знаний, навыков для удовлетворения потребностей (могу...).

     Исходя  из вышесказанного, следует вывод. Мотивация - это создание условий, оказывающих воздействие на поведение человека.4

     Мотивационный процесс включает:

  • оценку неудовлетворенных потребностей;
  • формулирование целей, направленных на удовлетворение потребностей;
  • определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей. Рассмотрим элементы процесса мотивации более подробно.

     Стимулы исполняют роль раздражителей, воздействующих на работника извне с целью побуждения его к деятельности. Воздействие стимулов переводит существующие потребности в мотивы при условии соответствия их друг другу.

     В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия, других людей, обещания и обязательства, предоставляемые возможности и т. п., что желал бы получить человек за определенные действия (производственное поведение).

     Но  побуждение к деятельности может  идти не только извне (стимулирование), но и от самого человека (мотив). Здесь  источником побуждения является мотивационная  структура индивида, которая формируется под влиянием личностных факторов, воспитания, обучения. Мотивы порождает сам человек, сталкиваясь с задачей или проблемой. Например, мотив достижения, познания и т. п. или мотив страха.

     Мотив - это то, что вызывает определенные действия, вызванные собственными потребностями, эмоциями, позицией человека.

     Один  и тот же мотив может быть порожден в зависимости от ситуации как  внешним воздействием (стимулом - внешняя  мотивация), так и внутренней мотивационной  структурой (внутренняя мотивация). Например: интерес как мотив может быть порожден природный любопытством и/или умелыми действиями руководителя.

     Можно выделить два направления поиска способа удовлетворения потребностей.

        1. Поиск способа достижения успеха  при реализации потребности. Этот путь активизирует деятельность человека и придает действиям целевую направленность. Примеры мотивов, определяющих данный путь реализации потребностей: интерес, карьерный рост, самоутверждение и т. п.

        2. Поиск путей избегания каких-либо обстоятельств, объекта или условий делает человека малоактивным, не способным к самостоятельным действиям. Основными мотивами поведения человека в этой ситуации являются тревога и чувство страха.

     Поведение человека приводит к конкретному  результату, который подвергается оценке. Степень удовлетворения влияет на поведение человека в сходных ситуациях в будущем. При этом люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется с удовлетворением потребности, и избегать такого, которое ассоциируется с неудовлетворенностью.

     Основная  задача менеджера - создавать и/или  активизировать те потребности персонала, которые могут быть удовлетворены  в рамках системы управления предприятия (подразделения).

     Эффективное управление персоналом предполагает гармоничное  сочетание стимулов, мотивации и удовлетворения потребностей работников, посредством воздействия на содержание различных этапов (элементов) процесса мотивации.

     Существует  достаточно большое количество мотивационных  теорий, которые пытаются дать научное  объяснение феномену мотивации.5

     Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим  для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем  они станут слишком серьезными, и  может также использоваться для  стимулирования успешной деятельности.

     Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых  результатов и проведения корректировок  в том случае, если достигнутые  результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

     Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.

     Контроль  есть фундаментальный элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию  нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля. Действительно, фактически все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в данной организации. Это обстоятельство становится более понятным после изучения трех основных видов контроля: предварительного, текущего и заключительного. По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления.6

     Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего, он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время.

     Текущий и заключительный контроль основывается на обратных связях. Управляющие системы в организациях имеют разомкнутую обратную связь, так как руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом, может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы.

     В процессе контроля есть три четко  различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.

     Первый  этап процесса контроля - это установка  стандартов, т.е. конкретных, поддающихся измерению целей, имеющих временные границы. Для управления необходимы стандарты в форме показателей результативности объекта управления для всех его ключевых областей, которые определяются при планировании.

     На  втором этапе сравнения показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений. В соответствии с принципом исключения, только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системы контроля, иначе она станет неэкономичной и неустойчивой.

Информация о работе Планирование, организация, мотивация, контроль – ключевые функции в современных концепциях управления.