Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 00:03, отчет по практике
На первом этапе были проведены исследования рынка услуг. Большим подспорьем послужило то, что Елена Михайловна сама пять лет проработала парикмахером в одном из салонов красоты. Был опыт, остались нужные знакомства. Пришлось заниматься и "промышленным шпионажем" — обслуживаться у конкурентов, проводить телефонный мониторинг цен и услуг. В ходе "следственных мероприятий" выяснилось, что особого смысла открывать салон, так называемого VIP-класса, нет.
Однако для этого не годится опросник, применявшийся в предыдущих исследованиях, поскольку испытуемые хорошо запоминают пример на эмоциональную аналогию, который приводят из собственного опыта. При повторном исследовании из простой экономии усилий они приведут тот же самый пример.
Для такого исследования необходима
методика, которая позволяет
В качестве тестовой эмоциогенной ситуации задаются те же самые ситуации из теста Розенцвейга. К тестовой ситуации предлагается набор из семи картинок, изображающих события, перечисленные. Под каждой из 7 картинок располагается балльная шкала. Задача испытуемого состоит в том, чтобы оценить по балльной шкале степень сходства эмоционального переживания, которое испытывает прототип на тестовой картинке, с эмоциональным переживанием прототипа на каждой из семи дополнительных картинок. Помимо этого было бы интересно ввести пустую дополнительную картинку-рамочку на тот случай, если испытуемый захочет сам изобразить ситуацию-аналог эмоционального переживания к тестовой картинке.
Такая методика сохраняет основную идею метода эмоциональных аналогий, позволяет опереться на установленные в предыдущих исследованиях закономерности в отражении ситуации, а также смещает акцент с запоминающегося за счет содержания и провоцирующего отказы задания на приведение примеров из личного опыта на более нейтральную и легче забываемую балльную оценку. К наиболее серьезным недостатком методики относится тот, что испытуемые вместо порождения ситуаций для эмоционального обобщения занимаются комбинированием тех примеров, которые предлагает исследователь. Таким образом они вместо приведения наилучшей аналогии, неучтенной в методике, довольствуются выбором из имеющихся альтернатив, которые могут удовлетворять их в большей или меньшей степени.
Малая группа – малочисленная по составу социальная группа, члены которой объедены общей деятельностью и находятся непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, что служит основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения. Родовым признаком малой группы является принадлежность к социальным группам, видовым – непосредственный устойчивый личный контакт (общение, взаимодействие). Примерами малой группы является семья, производственная бригада, школьный класс, научный, воинский и другие первичные коллективы, коллективы космических, арктических и антарктических станций, спортивная команда, религиозная секта, группа друзей, подростки - сверстники и др.
На формирование группы оказывает влияние, во-первых, ее размер, или численность. Минимальная численность - два человека, или диада (например, семья из 2 человек, мать и дочь, сын и отец), дает возможность совместных действий и решений простейших проблем. Максимальную цифру указать сложнее, ибо мы знаем примеры социальных групп в сотни тысячи человек: классы, нации, армии, крупные организации, общество в целом. Самый распространенный тип т.н. малой группы может иметь численность от 2 до 10— 15 человек. Для многих из них характерны близкие, доверительные, неформальные отношения. К малым группам обычно относят семью, круг друзей, спортивную команду первичный производственный коллектив и др.
Кроме того, малая группа – непосредственное социальное окружение индивида. В этом смысле она выполняет функции связующего звена в системе «личность – общество».
Коллекти́в - Группа людей, объединенных общими делами, общей работой. Весь коллектив единогласно протестовал.
Групповое объединение в пределах какого-нибудь целого; ячейка (неол.). Крепко спаянный коллектив. Коллектив безработных. Партийный коллектив.
Трудовой коллектив - по законодательству РФ все граждане, участвующие своим трудом в деятельности предприятия на основе трудового договора. Т.к. решает вопросы заключения коллективного договора с администрацией, самоуправления, предоставления… (Юридический словарь)
Коллектив — (от лат. collectivus - собирательный) - относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи (коллектив трудовой, учебный, военный, спортивный и… (Большой Энциклопедический словарь)
Проблема взаимоотношений личности в коллективе. Уровень благополучия взаимоотношений.
В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности:
Фаза становления личности. Предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу всё, что составляет его индивидуальность, субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы(нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы.
Порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации - тем, что субъект стал таким, "как все" в группе и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, её фиксации.
Детерминируется противоречиями между сложившимися на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями - с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют её ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности с другой стороны.
Особенности зависимости
эффективности групповой
- продуктивностью;
- удовлетворением трудом;
- наличием предмета, целей и ценностей.
Влияние размера группы:
Продуктивность:
- в группах с высоким уровнем
развития положительный
- со средним – 0,18;
- с низким – 0,56.
Примерно такие же коэффициенты по компоненту «удовлетворение трудом».
Вывод: увеличение размеров группы позитивно сказывается на эффективности в группах с высоким уровнем развития, и отрицательное влияние оказывает на группы с низким уровнем развития. Для диффузных групп – нейтрально.
Влияние эмоциональных взаимоотношений:
- в группах с высоким уровнем
развития может быть
- в группах с низким уровнем
развития эмоциональные
Так же оказывают большое влияние другие факторы:
- виды самой Деятельности;
- специфика задачи (чем сложнее
задача, тем больше времени теряется
на распределение ролей и т.д.)
- социальная ленность.
Вывод: величина группы и эмоциональные контакты не оказывают прямого и однозначного влияния на успешность Деятельности в группе. Зато увеличение или уменьшение числа членов может повлиять на результат Деятельности. Есть положительные и отрицательные стороны.
Оптимальным считается тот размер группы, который необходим для наиболее качественного выполнения той Деятельности, которая выполняет группа. Необходимо обеспечить активное участие каждого члена, наилучшим образом распределить обязанности и скоординировать действия. Увеличение группы имеет и плюсы (широкое обсуждение вопросов, большая вариативность возможностей и т.д.) и минусы (уменьшается сплоченность, вероятность распада на мелкие группировки, трудно управлять, расхождение во мнениях, увеличение психол. дистанции, снижается вклад каждого).
Должен быть морально-психологический климат в группе: взаимная поддержка, открытое обсуждение разногласий, нежелание переходить на новое место.
Социометрическая методика Слово "социометрия" буквально означает "социальное измерение". Методика разработана американским психологом Дж. Морено и предназначена для оценивания межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности. Членам изучаемой группы предлагают перечислить в порядке предпочтения тех товарищей по группе, с которыми они хотели бы вместе работать, отдыхать и т.п. Вопросы о желании человека совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности называются критериями выбора.
Различают слабые и сильные критерии выбора. Чем важнее для человека намечаемая деятельность, чем более длительное и тесное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора. Обычно в исследовании сочетаются вопросы разных типов. Они подбираются так, чтобы выявить стремление человека к общению с членами группы в различных видах деятельности (труде, учении, досуге, доверительной дружбе и т.д.). 1. Кого из членов вашей группы пригласили бы вы на день рождения? 2. С кем из членов вашей группы вы охотно бы стали выполнять совместное задание (учебное или производственное)? 3. С кем из членов группы вы могли бы поделиться своими личными переживаниями? Результаты, получаемые при помощи социометрической методики, могут быть представлены в форме матриц, социограмм, специальных числовых индексов. Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его "социометрический статус". Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют "звездами".
Обычно к группе "звезд" по числу полученных выборов относятся те, кто получает 6 и более выборов (если при условиях опыта каждый член группы делал 3 выбора). Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории "предпочитаемых", если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории "пренебрегаемых", если не получил ни одного выбора, то к категории "изолированных", если получил только отклонения – то к категории "отвергаемых". Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько удовлетворенность своим положением в группе: Куд= число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком.
Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд – 0/3 = 0. Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека – эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если "звезд" и "предпочитаемых" в сумме больше, чем "пренебрегаемых" и "изолированных" членов группы.
Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства ("звезды" + "предпочитаемые") = ("пренебрегаемые" + "изолированные" + "отверженные"). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом, а диагностическим показателем считается "индекс изоляции" – процент людей, лишенных выборов в группе.
Задания по теме №3:
Социометрия коллектива. Социометрия — (от лат. societas — общество и греч. metreo — измеряю) разработанная Якобом Морено теория исследования межличностных отношений в малых группах. Метод позволяет оценить и измерить межличностные и межгрупповые отношения и эмоциональные связи в группе с целью дальнейшего их совершенствования. Может использоваться для изучения и коррекции психологического климата в коллективе, хотя и не является панацеей при решении внутригрупповых проблем.
Целью проведения социометрического исследования является:
Измерение степени сплоченности (разобщенности) в группе.
Выявление социометрических позиций членов группы (от «лидера» до «аутсайдера»).
Выявление внутренних малых группировок в группе.
При проведении социометрического исследования используются различные процедуры:
Представляю вниманию коллег-эйчаров пример социометрического исследования, в котором консультант отошел от эталона процедуры, творчески модифицировав систему проведения опроса и упростив процесс обработки результатов.
Информация о работе Отчёт по практике в салоне красоты «Стиль»