Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 00:03, отчет по практике
На первом этапе были проведены исследования рынка услуг. Большим подспорьем послужило то, что Елена Михайловна сама пять лет проработала парикмахером в одном из салонов красоты. Был опыт, остались нужные знакомства. Пришлось заниматься и "промышленным шпионажем" — обслуживаться у конкурентов, проводить телефонный мониторинг цен и услуг. В ходе "следственных мероприятий" выяснилось, что особого смысла открывать салон, так называемого VIP-класса, нет.
Мышление формирует структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений. Все знания самого высокого порядка, например, знания о физических и химических свойствах веществ, о явно наблюдаемом устройстве вещей и скрыты от непосредственного взора закономерных отношениях между ними, о людях и их качествах, о самом себе и, наконец, знания об общем устройстве мира, являются результатом интеграции знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов разного уровня сложности. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию и вносит свой особый вклад в формирование внутренне связанной, динамичной, но, в то же время, целостной картины мира. Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют друг с другом настолько слаженно и настолько незаметно для нас, что мы в данный момент воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов (оттенков, форм, звуков, запахов), в которых необходимо разбираться, чтобы установить, что к чему, и не как картинку, изображенную на каком-то экране, а именно как мир, находящийся вне нас, наполненный светом, звуками, запахами, предметами, населенный людьми, имеющий перспективу и явно воспринимаемый, а также и скрытый, не воспринимаемый в данный момент план.
Характеристика личности по ведущему эмоциональному состоянию.
Эмоциональные процессы. По влиянию на жизнедеятельность человека, эмоции можно разделить на две группы: стенические — повышающие жизнедеятельность организма и астенические — понижающие их.
Эмоциональное состояние, в котором
преобладают стенические или
астенические эмоции, могут проявляться
у человека в любом виде его
деятельности и стать его
Эмоциональные процессы вызывают изменения в организме человека: в нервной системе, сердечно-сосудистой деятельности, органах дыхания, пищеварения. Эмоциональные состояния вызывают изменения пульса, давления, расширение зрачков, повышение потоотделения, изменение цвета кожного покрова, усиление притока крови к органам человека. По И.П. Павлову кора больших полушарий головного мозга играет главенствующую роль в эмоциях и чувствах человека, являясь регулятором, тормозящим подкорковые центры.
Тревожность. Одной из форм нарушения нормальной жизни человека является напряженность, вызванная эмоциональным состоянием человека. Часто повышенная эмоциональная напряженность сопровождается страхами, беспокойством, опасениями и перерастает в устойчивое состояние тревожности. Тревожность может быть личностной и ситуативной.
Ситуативная тревожность. Ситуационная тревожность — это обычно временное состояние, но может быть устойчивым, для конкретных ситуаций, порождаясь ими, она редко возникает в других ситуациях. Это могут быть экзамены, разговор с начальством, общение с незнакомыми или неприятными людьми, от которых можно ожидать чего угодно. Для психологического диагностирования ситуационной тревожности, мы рекомендуем воспользоваться методикой "Шкала ситуационной тревожности" из пакета психологических тестов "Текущее состояние".
Личностная тревожность. Личностная тревожность становится чертой личности человека и отражается на его отрицательном (тревожном, беспокойном) отношении к любым жизненным ситуациям, постоянно предвидя в них опасность. Личностная тревожность, порожденная эмоциональной реакцией на опасность, может иметь глубокие корни, уходящие в раннее детство или еще дальше, с ней трудно бороться, но и трудно жить, когда перед тобой постоянное ожидание опасности. Тревога может соответствовать и не соответствовать степени опасности, быть ей адекватной или нет. Очень часто личностная тревожность возникает от преувеличения опасности и недооценки себя и своих сил, в собственной неуверенности.
Характеристика личности по преобладающим свойствам личности.
Личность чаще всего определяют как человека в контексте его социальных, приобретенных качеств. К числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены. К понятию "личность" тесно примыкают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Личность это социальное лицо, "личина" человека. Личность это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. В структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
Индивидуальная личность, индивидуальность Человек-это с одной стороны, с другой стороны энергетическое существо, с третьей стороны существо общественное. Это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности.
Понятие личности Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
Структура личности по Гиппократу Сангвиник - преобладает кровь. Флегматик - преобладает флегма. Холерик - желтая желчь. Меланхолик - черная желчь.
Структура личности по Кречмеру и Юнгу Лептосоматики, пикники, атлетики, диспластики, шизотимики, иксотимики, циклотимики.
Структура личности по Платонову
Личность - некая биосоциальная
Структура личности по Фрейду Оно, Я, Сверх-Я
Структура психических свойств личности Динамика психических процессов, психические возможности, направленность личности, характер личности.
Темперамент и личность Психология личности на azps.ru
Характер в структуре личности
Выявить наиболее типичное эмоциональное состояние.
Методика выявления образа ситуации у испытуемых в разных эмоциональных состояниях
Для того чтобы выявлять особенности образа ситуации используется прием эмоциональной аналогии. При этом испытуемых просили в ответ на стимульную ситуацию, обозначенную с помощью картинки из теста Розенцвейга, привести пример из их личного опыта, в котором они переживали эмоцию, похожую на ту, которая возникает у персонажа на стимульной картинке.
Ответы на этот вопрос обрабатывались с помощью анализа пропозиций на предмет выделения структурных особенностей приведенных испытуемыми ситуаций: сколько персонажей, как они связаны между собой, что произошло, кто и что делает в связи с происшедшим, кто и как оценивает произошедшее, и главное, – в чем сходство и различие сюжетов приводимых испытуемыми историй по сравнению с тестовой ситуацией (таб. 1).
Типы трансформации ситуаций теста Розенцвейга («Ваза») в восприятии респондентов для разных интерпретации
добавляет в ситуацию |
игнорирует в ситуации |
фокус реагирования | |
нн |
агрессию со стороны собеседницы, ее злонамеренность |
собственную причастность к возникновению ущерба и характер ущерба |
реагирует на фразу собеседницы как на незаслуженное обвинение |
оп |
пострадавшая воспринимается как очень близкий человек, несчастье которого сказывается на собственном благосостоянии респондента |
отношение собеседницы к ситуации, респондент не сопереживает, а переживает из-за ее неприятности. Не ищет возможность исправить происшедшее |
реагирует на страдание собеседницы, которое наносит удар по благополучию самого респондента |
ор |
обязательства, невыполнение которых ведет к негативным последствиям |
меняет активную позицию (разбил) на пассивную (не уберег, не уследил) |
на свой недосмотр как на оплошность, причинившую другому вред |
сл |
«причину случайности» - неконтролируемый характер происшествия |
причинно-следственную связь между своими действиями и происшествием |
реагирует на происшедшее неприятное событие («почему со мной?») |
рв |
соучастие – причиной события объявляются совместные действия с пострадавшим или третьим лицо |
чью-либо возможность повлиять на развитие событий, возможность контролировать происходящее |
реагирует на «зажим» между собственным участием и бессилием изменить ход событий |
уч |
личную целенаправленную деструктивность |
ненамеренный характер ущерба |
последствия своего деструктивного поступка для другого человека |
Несмотря на разнообразие примеров ситуаций, которые приводили испытуемые, по структуре описываемые ими истории разделились на 6 основных групп. Представления о ситуации, связанные с эмоциональным реагированием, составили 5 групп в зависимости от того, в каких своих компонентах пример из личного опыта испытуемых отличается от тестовой ситуации. Соответствующие особенности восприятия тестовой ситуации представлены в таб. 1. Шестая группа содержит ответы испытуемых, которые не выразили эмоционального отношения к ситуации. По результатам других исследований к этим шести добавилась группа УЧ, встречавшаяся почти исключительно в выборке школьных учителей. Разные интерпретации тестовых ситуаций, типичные для каждой из шести групп представлены в таб. 2.
Содержание типичных интерпретаций одной и той же ситуации опросника. Курсивом выделены названия ситуаций, послужившие источником буквенного обозначения
когнитивная репрезентация ситуации (на основе примеров-аналогий) | |
нн |
несправедливые нападки: меня обвиняют в том, к чему я не имею отношения / меня чрезмерно наказывают за мелкий проступок |
оп |
отождествление с пострадавшей: я – жертва чьих-то злонамеренных действий (обокрали, обманули, побили) / сопереживание страдающему существу (заболел ребенок, домашнее животное) |
ор |
отсутствие реакции: я не делаю того, что от меня ожидают, и этим доставляю неприятности ожидающему (не уберег; не уследил; не понял, что лучше промолчать) |
сл |
случайный вред другому / самому себе / случайная неприятность (вред себе и другому) (пролить кофе, уронить поднос с едой, обнаружить неопрятность в одежде) |
рв |
вина разделена с третьим лицом или с самим пострадавшим (мы ссорились/ друзья не купили общий от всех подарок на день рождения) |
дп |
действия и последствия: ситуация воспринимается как повод для совместного с собеседницей решения возникшей проблемы и оценивается как «будничная неприятность», не как повод для переживаний |
уч |
учителя: некто более слабый и подчиненный расстраивает респондента, за что бывает сурово наказан. Повод для наказания всегда незначителен. За наказанием следует своеобразная расплата для самого наказывающего в виде потери контроля над ситуацией или жестоких самоупреков |
В одном из исследований ставился вопрос о связи эмоционального состояния и образа ситуации. Для этого было выбрано состояние предэкзаменационной тревоги. В ходе исследования по описанной методике выявления эмоциональных аналогий сравнивались абитуриенты Института психологии и Института лингвистики, пришедшие подавать документы для поступления, со студентами 1 семестра обучения. Предполагалось, что состояние тревоги сопутствует более частому появлению специфических интерпретаций ситуации.
В результате исследования были получены значимые различия, свидетельствующие о том, что работники значимо чаще интерпретируют тестовые ситуации с помощью репрезентаций НН и ОП, демонстрируя при этом (по опроснику) наиболее простые способы реагирования на ситуацию.
Маркерами простоты или сложности
выступали поведенческое
На схеме кружками обозначены элементы ситуаций «ваза» и «больница» из теста Розенцвейга, учитываемые в ответах испытуемых об их поведении в данной ситуации. По эмпирическим данным эти элементы образуют 8 устойчивых сочетаний (сегментов), на которые в большинстве своем реагировали испытуемые, из 15 возможных неповторяющихся сочетаний.
Схема Сегментация тестовой ситуации на основе самоотчетов испытуемых об их поведенческом реагировании на нее
При интерпретации результатов этого исследования встал вопрос о том, за счет чего возникло различие между группами в частоте используемых интерпретаций ситуации. Помимо переживания тревоги причинами различий могли стать:
В исследовании были получены косвенные аргументы против первого альтернативного объяснения, состоящие в том, что один и тот же работник чаще всего по-разному интерпретировал две стимульные ситуации. Следовательно, абитуриенты в принципе были не склонны любую ситуацию интерпретировать единственным способом.
Для того чтобы отсеять альтернативные объяснения, необходимо построить исследование особенностей образа ситуации с участием одних и тех же испытуемых, пребывающих в спокойной и тревожной ситуации. Кроме того, такое исследование позволит ответить на вопрос о том, что же первично – измененное восприятие ситуации, приводящее к специфической ее оценке, или эмоциональная оценка, способствующая тому, что некоторые элементы в процессе восприятия ситуации оказываются вне поля внимания.
Информация о работе Отчёт по практике в салоне красоты «Стиль»