Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:35, отчет по практике
Ликвидация системы плановых государственных закупок, разрыв хозяйственных связей поставили предприятия перед необходимостью самостоятельного поиска каналов реализации. Рост расходов на ремонт старых основных фондов, отсутствие средств на модернизацию, привели к росту удельных затрат на изготовление продукции, а следовательно, к увеличению цен. Спрос на готовую продукцию снизился существенно из за роста цен на нее, а также из-за жесткой конкуренции со стороны импорта. Предприятия были вынуждены пойти на резкое снижение объема выпуска.
Глава 1. Ознакомление со сферой деятельности предприятия
1.1 Сфера деятельности предприятия. Организационно-правовая форма
1.2 Организационная структура и финансовое подразделение в ней
1.3 Информационное обеспечение
Глава 2. Налоговая и ценовая политика предприятия
2.1 Ценовая политика. Менеджмент цен. Зависимость цены от спроса
2.2 Равновесная рыночная цена. Базовая цена товара
2.3 Влияние конъюнктуры рынка на цены. Управление ценами
2.4 Процесс налогообложения
Глава 3. Процесс управления капиталом предприятия
3.1 Структура и цена капитала. Собственные финансовые ресурсы
3.2 Финансовый леверидж. Операционный леверидж
3.3 Дивидендная политика. Формирования операционной прибыли
3.4 Источники заемных средств
Глава 4. Инвестиции и инвестиционная деятельность
4.1 Процесс управления инвестиционной деятельностью. Анализ эффективности реального инвестирования
4.2 Формирование инвестиционного портфеля
Глава 5. Виды денежных потоков, их анализ
5.1 Виды денежных потоков, их анализ и формирование
5.2 Разработка платежного календаря
Глава 6. Процесс управления финансовыми рисками
6.1 Финансовые риски и методы их расчета
6.2 Механизмы нейтрализации финансового риска
Глава 7. Виды и процедуры банкротства
7.1 Виды, процедуры и диагностирование банкротства
7.2 Механизм финансовой стабилизации предприятия
Литература
Z = 1,2X1 + 1,4X2 + 3,3X3 + 0,6X4 + 1,0X5 , (7.1)
где Z — интегральный показатель уровня угрозы банкротства («Z-счет Альтмана»); X1 — отношение оборотных активов (рабочего капитала) к сумме всех активов предприятия; X2 — уровень рентабельности капитала;
X3 — уровень доходности активов;X4 , — коэффициент соотношения собственного и заемного капитала; X5 — оборачиваемость активов (в числе оборотов).
Уровень угрозы банкротства предприятия в модели Альтмана оценивается по следующей шкале:
Таблица 3
Оценка угрозы банкротства предприятия
Значение показателя Z | Вероятность банкротства |
До 1,8 | Очень высокая |
1,81—2,70 | Высокая |
2,71—2,99 | Возможная |
3,00 и выше | Очень низкая |
4. Прогнозирование развития кризисного финансового состояния предприятия под негативным воздействием отдельных факторов. Такой прогноз осуществляется на основе разработки специальных многофакторных регрессионных моделей, использования в этих целях аналитического аппарата СВОТ-анализа и других методов фундаментального анализа.
5. Прогнозирование способности предприятия к нейтрализации финансового кризиса за счет внутреннего финансового потенциала.
6. Окончательное определение масштабов кризисного финансового состояния предприятия.
7.2 Механизмы финансовой стабилизации предприятия
Финансовая стабилизация предприятия в условиях кризисной ситуации последовательно осуществляется по таким основным этапам.
1. Устранение неплатежеспособности. В какой бы степени не оценивался по результатам диагностики банкротства масштаб кризисного состояния предприятия, наиболее неотложной задачей в системе мер финансовой его стабилизации является восстановление способности к осуществлению платежей по своим неотложным финансовым обязательствам с тем, чтобы предупредить возникновение процедуры банкротства.
2. Восстановление финансовой устойчивости (финансового равновесия). Хотя неплатежеспособность предприятия может быть устранена в течение короткого периода за счет осуществления ряда аварийных финансовых операций, причины, генерирующие неплатежеспособность, могут оставаться неизменными, если не будет восстановлена до безопасного уровня финансовая устойчивость предприятия. Это позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в относительно более продолжительном промежутке времени.
3. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде. Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда предприятие обеспечило длительное финансовое равновесие в процессе своего предстоящего экономического развития, т.е. создало предпосылки стабильного снижения стоимости используемого капитала и постоянного роста своей рыночной стоимости. Эта задача требует ускорения темпов экономического развития на основе внесения определенных корректив в отдельные параметры финансовой стратегии предприятия.
Каждому этапу финансовой стабилизации предприятия соответствуют определенные ее внутренние механизмы, которые в практике финансового менеджмента принято подразделять на оперативный, тактический и стратегический.
Используемые вышеперечисленные внутренние механизмы финансовой стабилизации носят «защитный» или «наступательный» характер.
Оперативный механизм финансовой стабилизации представляет собой систему мер, направленную, с одной стороны, на уменьшение текущих внешних и внутренних финансовых обязательств предприятия, а с другой стороны, на увеличение денежных активов, обеспечивающих эти обязательства. Выбор соответствующего направления оперативного механизма финансовой стабилизации диктуется характером реальной неплатежеспособности предприятия, индикатором которой служит коэффициент чистой текущей платежеспособности. В отличие от традиционного коэффициента текущей платежеспособности, он требует дополнительной корректировки (определяемой кризисным финансовым состоянием предприятия) как состава оборотных активов, так и состава краткосрочных финансовых обязательств.
Из состава оборотных активов исключается следующая неликвидная (в краткосрочном периоде) их часть:
• безнадежная дебиторская задолженность;
• неликвидные запасы товарно-материальных ценностей;
• расходы будущих периодов.
Из состава краткосрочных финансовых обязательств исключается следующая внутренняя их часть, которая может быть перенесена на период завершения финансовой стабилизации:
• расчеты по начисленным дивидендам и процентам, подлежащим выплате;
• расчеты с дочерними предприятиями (филиалами).
С учетом внесения этих коррективов коэффициент чистой текущей платежеспособности определяется по следующей формуле :
КЧТП=ОА- ОАн/КФО-КФОво (7.2)
Где КЧТП – коэффициент чистой текущей платежеспособности предприятия в условиях его кризисного развития; ОА – сумма всех оборотных активов предприятия; ОАн – сумма неликвидных (в краткосрочном периоде) оборотных активов предприятия; КФО – сумма всех краткосрочных (текущих) финансовых обязательств предприятия; КФОво – сумма внутренних краткосрочных (текущих) финансовых обязательств предприятия, которая может быть отложена до завершения его финансовой стабилизации.
Основой стабилизации является обеспечение сбалансирования денежных активов и краткосрочных финансовых обязательств предприятия, достигаемое различными методами в зависимости от диктуемых условий реального финансового состояния предприятия.
Тактический механизм финансовой стабилизации представляет собой систему мер, направленных на достижение точки финансового равновесия предприятия в предстоящем периоде. Принципиальная модель финансового равновесия предприятия имеет следующий вид :
ЧП0 + АО + ΔАК + ΔСФРп = ΔИСК + ДФ + ПУП + СП + ΔРФ (7.3)
Где ЧП0 – чистая операционная прибыль предприятия; АО – сумма амортизационных отчислений; ΔАК – сумма прироста акционерного (паевого) капитала при дополнительной эмиссии акций (увеличении размеров паевых взносов в уставный фонд); ΔСФРп – прирост собственных финансовых ресурсов за счёт прочих источников; ΔИСК – прирост объёма инвестиций, финансируемых за счёт собственных источников; ДФ – сумма дивидендного фонда (фонда выплат процентов собственникам предприятия на вложенный капитал); ПУП – объём программы участия наёмных работников в прибыли (выплат за счёт прибыли); СП – объём социальных, экологических и других внешних программ предприятия, финансируемых за счёт прибыли; ΔРФ – прирост суммы резервного (страхового) фонда предприятия.
Как видно из приведенной формулы, правую ее часть составляют все источники формирования собственных финансовых ресурсов предприятия, а левую – соответственно все направления использования этих ресурсов. Поэтому в упрощенном виде модель финансового равновесия предприятия, к достижению которой предприятие стремится в кризисной ситуации, может быть представлена в следующем виде:
ОГсфр = ОПсфр (7.4)
Где ОГсфр – возможный объём генерирования собственных финансовых ресурсов предприятия; ОПсфр – необходимый объём потребления собственных финансовых ресурсов предприятия.
Какие бы меры не принимались в процессе использования тактического механизма финансовой стабилизации предприятия, все они должны быть направлены на обеспечение неравенства: ОГсфр > ОПсфр. Однако в реальной практике возможности существенного увеличения объёма генерирования собственных финансовых ресурсов (левой части неравенства) в условиях кризисного развития ограничены. Поэтому основным направлением обеспечения достижения точки финансового равновесия предприятия в кризисных условиях является сокращение объёма потребления собственных финансовых ресурсов (правой части неравенства). Такое сокращение связано с уменьшением объема, как операционной, так и инвестиционной деятельности предприятия и поэтому характеризуется термином "сжатие предприятия".
Стратегический механизм финансовой стабилизации представляет собой систему мер, направленных на поддержание достигнутого финансового равновесия предприятия в длительном периоде.
Модель устойчивого экономического роста имеет различные математические варианты в зависимости от используемых базовых показателей финансовой стратегии предприятия.
Рассмотрим наиболее простой вариант модели устойчивого экономического роста предприятия, имеющий следующий вид:
Δ ОР=ЧП*ККП*А*КОа/ ОР*СК (7.5)
Где ΔОР - возможный темп прироста объема реализации продукции, не нарушающий финансовое равновесие предприятия, выраженный десятичной дробью; ЧП - сумма чистой прибыли предприятия; ККП - коэффициент капитализации чистой прибыли, выраженный десятичной дробью; А - стоимость активов предприятия; КОа - коэффициент оборачиваемости активов в разах; ОР - объем реализации продукции; СК - сумма собственного капитала предприятия.
Если же по условиям конъюнктуры товарного рынка предприятие не может выйти на запланированный темп прироста объёма реализации продукции или наоборот, может существенно его превысить, для обеспечения новой ступени финансового равновесия предприятия в параметры его финансовой стратегии должны быть внесены соответствующие коррективы.
Таким образом, модель устойчивого экономического роста является регулятором оптимальных темпов развития объёма операционной деятельности или в обратном её варианте – регулятором основных параметров финансового развития предприятия. Она позволяет закрепить достигнутое на предыдущем этапе антикризисного управления предприятием финансовое равновесие в долгосрочной перспективе его экономического развития.
Рассмотренные методы антикризисного управления свидетельствуют о широком диапазоне возможностей финансовой стабилизации предприятия за счет использования ее внутренних механизмов.
Использованная литература
1. Антикризисный менеджмент/Под. ред. проф. Грязновой.- М.: ЭКМОС, 1999.
2. Антикризисное управление. Учебник/Под ред. Проф. Э.М. Короткова. - М.: ИНФА-М, 2000.
3. Багиев Г.Л., Трасевич В.М., Аин Х. Маркетинг: Учебник / Под ред. Г.Л. Багиева. - М.: Экономика, 1999.
4. Базен Р.С., Кокс Д.Ф., Браун Р.В. Информация и риск в маркетинге / Пер. с англ. - М.: Финстатинформ, 1993.
5. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001.
6. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2001.
7. Бельченко В.П. Социально-экономические модели и основные направления вывода из кризиса постсоветских государств в переходный период (на примере ПМР). - Тирасполь, ИД "Дело", 2001.
8. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001.
9. Бова А. Использование интеллектуального анализа данных (DATA MINNING) в маркетинговых исследованиях. Журнал "Персонал" - К.: МАУП, 2002. - № 5, с.58-61.
Информация о работе Отчет по преддипломной практике на примере ЗАО "Тираспольский мясокомбинат"