Отбор персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – исследовать проблему отбора персонала. Для этого необходимо решить следующие задачи:
Выявить факторы, влияющие на отбор персонала;
Сформировать критерии отбора;
Изучить методы определения требований к кандидатам;
Выбрать метод отбора и проверить его обоснованность.

Оглавление

Введение 3
Факторы, влияющие на процесс отбора персонала. 5
Критерии отбора. 9
Методы определения требований к кандидату на замещение
вакантной должности.
Аттестационный метод. 13
Игротехнический метод. 15
Метод ситуационного моделирования. 17
Методы отбора персонала.
Ступени отбора кандидата 18
Предварительная отборочная беседа. 21
Заполнение бланка заявления и автобиографической
анкеты. 22
Беседа по найму. 23
Тесты по найму. 28
Проверки рекомендаций и послужного списка. 33
Медицинский осмотр. 35
Конкурсный набор
Цели и элементы конкурса. 37
Подходы к организации и проведению конкурса. 38
Этапы конкурса. 40
Достоверность и обоснованность методов отбора. 42
Заключение 44
Список литературы 46

Файлы: 1 файл

образец курсовой.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

      Организационно  участники ОДИ разбиваются на три группы: группа претендентов (которые в свою очередь разбиваются на подгруппы), группы экспертов и рабочая группа с функцией экспертной оценки.

      На  каждой фазе по 2 – 3 часа отводится  на работу в подгруппах, затем проводится общее заседание, на котором каждая подгруппа делает 5- 10 минутный доклад. По каждому докладу развертывается дискуссия. Обязательная процедура (1 час) – рефлексивный анализ ситуации, то есть разбор того, что происходит на игре.

      После завершения ОДИ начинается «предвыборная  кампания», в процессе которой претенденты-финалисты выступают со своими программами в различных службах и подразделениях предприятия. Этот этап завершается окончательным выбором кандидата на вакантную должность.

      Достоинство ОДИ – решение задач с учетом реальных проблем предприятия:

  • формирование стратегии развития предприятия (без новой собственной стратегии становится бессмысленной смена руководства);
  • выявление основных производственных проблем предприятия;
  • формирование консолидированных групп и коллективов внутри  оранизационно-управленческой структуры, которые будут реализовывать новые стратегии развития предприятия.

      Недостатки  ОДИ – психологическая жесткость  процедуры конкурса, когда за «бортом» нередко остаются претенденты, не выдерживающие  чрезмерно напряженной работы и  требующие специальной психологической помощи и поддержки. Кроме того, ОДИ построены на принципе расшатывания старой организационной структуры через намеренное провоцирование конфликта. В условиях социальной напряженности этот прием может сработать против.

3.3. Метод ситуационного  моделирования.

     Это технология, ориентированная на решение  конкурсных задач в условиях социально  – экономической, политической  нестабильности.

     Преимущество  в возможности решать задачи конкурсного  отбора в экстремальных социально-политических условиях.  Недостаток – в длительности и высокой стоимости.

     Процедуры конкурса конструируются применительно  к задаче отбора.

     Решение задачи по выбору процедур основываются на избранной парадигме конкурса. В зависимости от сочетания управленческих форм и их удельного веса в организационной культуре предприятия вырабатываются рекомендации разработчикам конкурса по использованию тех или иных процедур.  Один из возможных методов определения удельного веса управленческих форм – экспертная оценка организационной культуры предприятия. Результат этой оценки может выражаться в процентах наличия той или иной управленческой формы и представляется в виде диаграммы – круга.

     Проще говоря, моделируется ситуация, в которой  предстоит действовать будущему руководителю, и определяются требования к нему.

      Целесообразность  использования конкретных методов (или их сочетания) производится в  соответствии с двумя принципами: адекватностью конкурсных процедур сложившейся ситуации имеющимся  ресурсам и целям организаторов  конкурса;  сочетаемостью конкурсных процедур между собой с учетом избранных парадигм проведения конкурса.  

    4. МЕТОДЫ ОТБОРА  ПЕРСОНАЛА

4.1. Ступени отбора  кандидата

   Как правило, до принятия организацией решения  о приеме на работу кандидат должен пройти несколько ступеней отбора:2

  • предварительную отборочную беседу;
  • заполнение бланка заявления;
  • беседу по найму (интервью);
  • тестирование;
  • проверку рекомендаций и послужного списка;
  • медицинский осмотр;
  • принятие решения.

Ступень 1. Предварительная  отборочная беседа.

      Беседа  может проводиться разными способами. Для некоторых видов деятельности предпочтительно, чтобы кандидаты  приходили на будущее место работы, тогда ее может проводить линейный менеджер, в других случаях это  не важно и ее проводит специалист отдела кадров.

      Основная  цель беседы – оценка уровня образования  претендентов, его внешнего вида и  определяющих личностных качеств. Для  эффективной работы менеджерам и  специалистам необходимо использовать общую систему правил оценки кандидата  на этом этапе.

Ступень 2. Заполнение бланка заявления.

      Претенденты, успешно прошедшие предварительную  беседу, должны заполнить специальный  бланк заявления и анкету.

      Количество  пунктов анкеты должно быть минимальным, и они должны запрашивать информацию, более всего выясняющую производительность будущей работы претендента. Информация может касаться прошлой работы, склада ума, ситуаций, с которыми приходилось сталкиваться, но так, чтобы на их основе можно было бы провести стандартизированную оценку претендента. Вопросы анкеты должны быть нейтральны и предполагать любые возможные ответы, включая возможность отказа от ответа. Пункты должны вытекать один из другого.

Ступень 3. Беседа по найму (интервью).

      Исследования  показали, что более 90% решений по отбору претендентов фирмами США принимаются на основе итогов беседы.

      Существует  несколько основных типов беседы по найму:

  • по схеме – беседы носят несколько ограниченный характер, получаемая информация не дает широкого представления о заявителе, ход беседы не может быть приспособлен к особенностям кандидата, стесняет его, сужает возможность получения информации;
  • слабоформализованные – заранее готовятся только основные вопросы, проводящий имеет возможность включать и другие, незапланированные вопросы, гибко меняя ход беседы. Интервьюер должен быть лучше подготовлен, чтобы иметь возможность видеть и фиксировать реакции кандидатов, выбирать из спектра возможных именно те вопросы, которые в данный момент заслуживают большего внимания;
  • не по схеме – заранее готовится лишь список тем, которые должны быть затронуты. Для опытного интервьюера такая беседа – огромный источник информации. С другой стороны, интервьюер должен быть специалистом высокой квалификации.

Ступень 4. Тестирование.

      Источник  информации, который может дать сведения о профессиональных способностях и умениях кандидата. Описать как потенциальные установки, ориентации человека, так и те конкретные способы деятельности, которыми он фактически владеет. Тестирование может позволить сформировать мнение о способности кандидата к профессиональному и должностному росту, специфике, мотивации, особенностях индивидуального стиля деятельности.

Ступень 5. Проверка рекомендаций и послужного списка.

      Информация  рекомендательных писем или бесед  с людьми, которых кандидат назвал в качестве рекомендателей, может позволить уточнить, что конкретно и с каким успехом кандидат делал на предыдущих местах учебы, работы, жительства. Однако нецелесообразно обращаться за рекомендациями в организацию, в которой работает кандидат. Это может способствовать распространению информации, в которой кандидат не заинтересован, и вряд ли даст достоверную информацию для менеджера по персоналу: слишком велик момент эмоционального отношения к человеку, увольняющемуся из организации. Целесообразно обращаться за рекомендациями на места предыдущей работы, если срок увольнения превышает 1 год, а также к коллегам из других организаций, профессиональных обществ, с которыми кандидат взаимодействовал по деловым вопросам.

      При приеме на работу от претендента требуют  документы, которые дают определенную информацию о нем. Ст. 19 КЗоТ РФ запрещает требовать при приеме на работу документы помимо предусмотренных законодательством. Таким законодательством до 25 сентября 1992 года считались типовые и отраслевые правила внутреннего трудового распорядка, существование которых было предусмотрено ст. 130 КЗоТа РФ. Однако после 25 сентября из статьи исключили упоминание о типовых и отраслевых правилах, что означает передачу права устанавливать перечень документов, необходимых при приеме на работу в организацию. В соответствии со ст. 130 КзоТа, трудовой распорядок на предприятиях и в организациях определяется правилами внутреннего распорядка, который утверждался на общем собрании.

      Предприятия получили право определять перечень документов, требуемых при  приеме на работу. В настоящее время, кроме документов, которые традиционно требовались при приеме на работу, предприятия могут получать характеристики с места работы или из образовательного учреждения претендента на должность.

      Характеристики  распространены во многих странах. В Германии, например,  фирмы обязаны дать работнику рекомендации, которые по существу являются теми же характеристиками. В этом документе организация не имеет право указывать недостатки работника. В то же время в некоторых рекомендациях содержатся как бы между строк определенные косвенные указания на отрицательные черты работника, замеченные кадровыми службами.

      Желательно  также изменить содержание листка по учету кадров. В документ возможно внесение следующих пунктов: список патентов; общественная деятельность; внепрофессиональные навыки, увлечения профессионального уровня; время, когда человек может приступить к работе. На многих предприятиях вместо личного листка по учету кадров используют резюме-справку, характеризующую человека.

Ступень 6. Медосмотр.

Проводится, если работа предъявляет особые требования к здоровью кандидатов.

Ступень 7. Принятие решения.

Сравнение кандидатов. Представление результатов  на рассмотрение руководству, принимающему решение. Принятие и исполнение решения.

4.1.1. Предварительная  отборочная бесседа

    Эта работа проводится по-разному в различных  фирмах. Для некоторых видов деятельности предпочтительно, чтобы кандидаты  приходили непосредственно в  отдел кадров или на место работы. В этих случаях беседу проводит специалист по персоналу или линейный менеджер. При этом выясняются самые общие данные о кандидате (например, образование, внешний вид, определяющие личностные качества). Уже после этого удачливые кандидаты проходят следующие стадии отбора. Беседа может проходить и по телефону, если прибытие кандидата затруднено (например, он живёт в другом городе). В этом случае, перед беседой фирма получает заявление о желании работать здесь и письмо. Письма, посылаемые вместе с заявлением о работе, должны быть напечатаны на хорошей бумаге, быть не более одной страницы и включать в себя следующие пункты (в порядке убывания значимости):

  • Какую должность Вы хотели бы занимать;
  • Ваши специфические цели работы на данном месте;
  • Конечные цели Вашей карьеры;
  • Причина, по которой Вы ищете работу;
  • Указание на то, что Вам хорошо известно то место, куда  
               Вы желаете быть направлены

     Наиболее  важными пунктами, на которые обычно обращают внимание при предварительной  отборочной беседе являются: адрес,  профилирующее направление в учебном заведении, оконченные учебные заведения, цель поступления на работу, время пребывания на предыдущих местах работы, желаемая зарплата, цель карьеры, ограничения по здоровью, общее состояние здоровья, оценки в университете, военная служба, членство в организациях, ближайшая возможная дата выхода на работу .  

4.1.2. Заполнение бланка заявления и автобиографической анкеты.

    Количество  пунктов анкеты должно быть минимальным, а запрашиваемая информация должна определять производительность будущей  работы  претендента. Данные могут относиться к прошлой работе, складу ума, то есть, чтобы на их основе можно было провести психологическую оценку кандидата. Пункты анкеты должны быть сформулированы в нейтральном стиле и предполагать любые возможные ответы, в том числе и вообще отказ, а сами пронумерованные пункты должны вытекать один из другого. Могут быть заданы вопросы о мнении претендента по поводу какой-либо ситуации, допустим: “Что Вы думаете о частых командировках, если Вы служащий нашей компании?” Вариантами ответов могут быть такие: “С удовольствием соглашусь”, “Не прочь попробовать”, “Скорее всего, соглашусь”, “Откажусь от командировок”. Другой разновидностью анкет по биографическим данным является “сравнительный бланк заявлений”, используемый в США для прогноза результативности и количества увольнений.

4.1.3. Беседа  по найму.

    Собеседования или беседа по найму до сих пор  являются наиболее широко применяемым  методом отбора кадров. Принимая на работу новых сотрудников, организация  располагает обычно лишь документальными данными о них. В этом случае важное значение приобретает беседа представителей организации с претендентом. Даже работников неуправленческого состава редко принимают на работу хотя бы без одного собеседования. Его лучше всего проводить будущему начальнику претендующего на вакансию. Отбор руководителя высокого ранга может потребовать десятков собеседований, занимающих несколько месяцев.

Информация о работе Отбор персонала