Отбор персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – исследовать проблему отбора персонала. Для этого необходимо решить следующие задачи:
Выявить факторы, влияющие на отбор персонала;
Сформировать критерии отбора;
Изучить методы определения требований к кандидатам;
Выбрать метод отбора и проверить его обоснованность.

Оглавление

Введение 3
Факторы, влияющие на процесс отбора персонала. 5
Критерии отбора. 9
Методы определения требований к кандидату на замещение
вакантной должности.
Аттестационный метод. 13
Игротехнический метод. 15
Метод ситуационного моделирования. 17
Методы отбора персонала.
Ступени отбора кандидата 18
Предварительная отборочная беседа. 21
Заполнение бланка заявления и автобиографической
анкеты. 22
Беседа по найму. 23
Тесты по найму. 28
Проверки рекомендаций и послужного списка. 33
Медицинский осмотр. 35
Конкурсный набор
Цели и элементы конкурса. 37
Подходы к организации и проведению конкурса. 38
Этапы конкурса. 40
Достоверность и обоснованность методов отбора. 42
Заключение 44
Список литературы 46

Файлы: 1 файл

образец курсовой.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

    2. КРИТЕРИИ ОТБОРА.

     Чтобы программа отбора была действенной, следует ясно сформулировать качества работника, необходимые для соответствующего вида деятельности. Критерии следует  формировать так, чтобы они всесторонне характеризовали работника: образование, опыт, медицинские и личные характеристики. “Эталонные” уровни требований по каждому критерию разрабатываются исходя из характеристик уже работающих на предприятии работников, хорошо справляющимися со своими обязанностями. Отбор может быть невозможным, если список требований к работнику со стороны организации будет слишком велик. Максимальное смягчение требований, их обобщенность и расплывчатость также затрудняют подбор кадров, вынуждая использовать  в качестве критериев только психологические характеристики кандидата и делать выводы о его соответствии или несоответствии предлагаемой должности, руководствуясь собственной интуицией. 

Требования  работодателя к кандидату в большинстве  случаев касаются:

  • половозрастных признаков;
  • образования;
  • специальных навыков (знание определенных компьютерных программ, степень владения иностранным языком и пр.);
  • опыта (стаж работы в конкретной должности, определенной сфере бизнеса, фирме-конкуренте или, наоборот, фирме, не являющейся конкурентом);
  • медицинских показаний (противопоказания к условиям труда, возможные аллергии, физическая выносливость, отношение к курению);
  • психологических данных (темперамент, способности, совместимость с коллегами и пр.);
  • социальных характеристик (место проживания, семейное положение, национальная принадлежность и пр.).
 

    Образование. Большинство нанимателей пытаются отбирать работников, во многом, судя о них по полученному ими образованию. При равных показателях работодатели предпочитают большее образование меньшему и высшую степень низшей. Однако эти характеристики должны быть увязаны с успехами на работе, и критерий образованности должен непременно сравниваться с требованиями выполняемой работы. Работодатель должен изучить продолжительность и тип образования, его соответствие рассматриваемой работе.

    Опыт. Работодатели часто отождествляют опыт с возможностями работника и с его отношением к работе, считая, что человек, занимавшийся подобной деятельностью ранее и желающий выполнить такую же работу, любит её и будет выполнять её хорошо. А поскольку лояльность в отношении работы и предприятия ценится высоко, большинство работодателей предпочитают наём работников с опытом.

    Одним из способов измерения опыта работы в организации является установление рейтинга трудового стажа, отражающего время, на протяжении которого человек работал в данной организации. На военной службе дата присвоения званий есть эквивалент рейтинга трудового стажа. Трудовой стаж измеряется различными способами : общим временем работы на данной фирме, временем работы на фирме на определённой должности или в составе определённого отдела и т. д.

    Физические (медицинские) характеристики. Существуют многие виды работ, требующие от исполнителя определённых физических качеств, обычно сводящихся к выносливости и силе, которые легко поддаются тестированию. С этой целью предприятию следует выявлять физические и медицинские характеристики преуспевающих работников в данный момент и использовать эти данные как критерии, но только тогда, когда все или большинство работников этим данным соответствуют. Например, продавцы, работающие на машинах в таких компаниях, как «Кока-Кола» и «Данон», должны обладать большой физической силой и выносливостью, так как в течение рабочего дня им необходимо самим разгружать и загружать продукцию; в табачных компаниях принято курить в офисе и сотрудникам часто приходится работать в накуренном помещении, что неприемлемо для людей, страдающих аллергией.

    Персональные  характеристики и  типы личности. Одной из важнейших персональных характеристик работника является его социальный статус (положение). Одни работодатели предпочитают принимать женатых работников, считая, что это приводит к меньшей текучести и лучшему качеству работы. Другие фирмы с большей охотой приглашают холостых или разведённых работников, которые, по их мнению, мобильнее, охотнее соглашаются на смену места и вида работ, работу в выходные дни и сверхурочно. Второй важной персональной характеристикой претендента является его возраст. Любой конкретный критерий отбора работников, основанный на возрастном делении, должен быть тщательно изучен в отношении преуспевающих работников, занятых в фирме на данное время.

    Работодатели  могут предпочитать определённые типы личности для выполнения различных  работ. Например, предпочитать общительных людей замкнутым. Выдающиеся личные качества могут быть необходимы работникам, общающимся с клиентами, для других же мест такие качества не пригодятся.

    Работа  кадровой службы будет тем успешнее, чем яснее её сотрудники представляют себе конкретную цель работы по набору и отбору кадров. Например, когда ставится задача просто привлечь новые кадры для работы в организации, применяются одни методы. В этом случае кадровая служба руководствуется критериями, которые разрабатываются в организации лицами, принимающими решение. Для набора отбора кадров на определённую и специфическую должность кадровая служба использует аналитические оценки кандидатов, учитывающие характеристики работы и требования к человеку, её выполняющему, независимо от характера деятельности и размеров организации.  В применении аналитических методов отбора кадров на ту или иную должность акцент делается на основных показателях поведения, что облегчает процесс принятия решений.  

      Вышеперечисленные требования в той или иной степени  обоснованы, однако большинство из них может вызвать сомнения. Так, например, многие работодатели лимитируют возраст кандидата до 45 лет, объясняя это тем, что данный специалист должен быть энергичен, подвижен и достаточно гибок в общении. Возрастной психологии известно, что расцвет творческих способностей личности приходится на 35-40 лет, хотя это совсем не значит, что человек в возрасте 46 лет и старше не может генерировать идеи и вести успешно переговоры, что требуется для данной должности.

      Аналогично  можно сказать и о предпочтении на некоторых должностях мужчин или женщин. Известно, что женщины превосходят мужчин по  внимательности, быстроте восприятия, беглости речи, в счете, запоминании материала. Мужчины же лучше ориентируются в пространстве и времени, математических суждениях, более напористы, у них более развита мотивация достижения. Многие фирмы предпочитают видеть главным бухгалтером скорее женщину, чем мужчину. Сборкой часовых механизмов (в частности в Швейцарии) и микросхем (в Корее) занимаются только женщины. Мужчины успешнее работают менеджерами по продажам, инженерами, биржевыми брокерами, финансовыми консультантами и пр. Считается, что основные проблемы женщины связаны с семьей, а мужчины - с профессиональной деятельностью. В мужских коллективах больше ценятся профессионализм и квалификация, а в женских - хорошие межличностные отношения.

      Среди руководителей мы чаще встречаем  мужчин, чем женщин, и когда менеджер по персоналу делает заказ, он говорит  о том, что компании требуется  мужчина в возрасте до 40-45 лет, с опытом работы в данной сфере. Хотя очевидно, что половозрастные требования не являются более значимыми для успешного выполнения данного участка работ, чем образование, опыт и конкретные специальные навыки, тем не менее, заказчики зачастую настаивают на необходимости их соблюдения вплоть до отказа принять на работу прошедшего собеседование специалиста, соответствующего всем требованиям,  кроме половозрастных

     Следование  же данным требованиям противоречит закону РФ и большинства стран  цивилизованного мира, где запрещена дискриминация по полу, возрасту, а также национальной принадлежности. Более того, недавно принятый Ассоциацией консультантов по подбору персонала этический кодекс рекрутера также запрещает при подборе персонала руководствоваться половозрастными и расовыми характеристиками кандидатов. 

    3. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К КАНДИДАТАМ

3.1. Аттестационный метод.

    Для определения требований к претендентам на вакансию необходимы изучение данной профессиональной деятельности и составление  профессиограммы, которая должна включать, с одной стороны, детальное описание самой деятельности, а с другой - требования к специалисту. Для составления профессиограммы и требований к кандидату можно обратиться к профессиональному жюри, состоящему из специалистов в данной сфере, желательно работающих на данном предприятии.

      Аттестационный  метод основан на принципе построения делового портрета кандидата с помощью  специально разработанного метода персонал-технологии. Суть метода в разработке перечня  из 80 профессиональных, деловых и личностных качеств применительно к данной управленческой деятельности. Эти качества описываются в виде словаря деловых характеристик. Для каждого аттестуемого назначается группа экспертов из числа вышестоящих руководителей, подчиненных и коллег, которые хорошо знают кандидата. Экспертов просят выбрать из словаря несколько качеств, подходящих этому кандидату. В результате обработки данных получается деловой портрет. Компьютер выдает готовый документ, содержащий наряду с объективными данными (должность, образование и т.д.) текст из 16 характеристик.

      При необходимости количество оцениваемых  качеств можно увеличить с 80 до любого разумного количества.

      Например, американский психолог О. Липман предлагает использовать опросный лист на основе экспертных оценок из 151 качества. Каждое из приведенного 151 качества (например, умение подавлять сонливость, быстро различать разницу в весе, распознавать цвета и пр.), жюри должно оценить по трем аспектам: является ли оно необходимым, желательным или необязательным, как часто применяется в процессе деятельности и может ли оно развиться с возрастом или опытом. По итогам опроса, который может проводиться не только относительно психофизических характеристик человека, но и его профессиональных навыков, опыта и образования можно получить подробнейшую схему - руководство к отбору кандидатов для данной работы при условии, что работник кадровой службы будет владеть также адекватными тестовыми методиками для оценки наличия необходимых качеств у кандидатов.

      Аттестационный способ не применяют для отбора в чистом виде. Он, как правило, дополняется собеседованием и другими типами испытаний.

   В качестве примера можно рассмотреть  менеджерскую концепцию Тарасова В.К., ориентированную на 5 необходимых  управленческих блоков1:

  • составление деловых писем, приказов и распоряжений; разработка положений, уставов, инструкций;
  • техника общения;
  • техника перехвата и удержания правления – стратегия и тактика конкурентной борьбы, обеспечение мотивации кадров;
  • организация производства – оценка претендентов на рабочие места и найм на работу, анализ технологий, выбор системы стимулирования и оплаты труда;
  • коммерческая деятельность  - кредитование и банковское дело, прогнозирование платежеспособности, эмиссия денег  и товарное обеспечение, ценообразование и налоговая политика, корпоративная культура, маркетинг, учет и охрана собственности и многое другое.

   Достоинства конкурса на базе персонал-технологии: высокая технологичность и структурированность. Особенно эффективен этот подход при  конкурсном отборе молодых специалистов на руководящие должности. После специального обучения из таких резервистов получаются хорошо подготовленные для работы в новых условиях руководители.

     Недостаток  – жесткая структурированность  и потому затруднительность применения этого подхода в нестандартных условиях.

3.2. Игротехнический  метод.

Это достаточно сложная и разнообразная процедура. Известны 2 принципиальных игротехнических  подхода. Первый  - на основе  менеджерской концепции Тарасова со строго структурированными игровыми имитационными процедурами, то есть в рамках персонал-технологии, второй – на базе организационно-деятельностных игр (ОДИ).

      Конкурс руководителей на базе ОДИ проводится в форме марафона – девять и  более дней и базируется на системомыследеятельной методологии. Работа с будущим, проектирование и программирование будущей деятельности воплощаются в форме организационно-деятельностных игр. ОДИ предполагают обязательное включение части трудового коллектива в разработку программ развития предприятия и их взаимодействие с кандидатами.

     В соответствии с процедурами ОДИ  разбивается на 4 фазы.

      На  первой фазе игровой коллектив осуществляет системный анализ ситуации, стараясь выйти на схему предприятия в  его многообразных функциональных отношениях с внешними системами. На второй и третьей фазах игры обсуждаются наиболее важные для предприятия аспекты ситуации, на четвертой фазе – тема, связанная с хозяйственной и экономической политикой будущего руководителя.

Информация о работе Отбор персонала