Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:38, курсовая работа
Общество как целостное образование характеризуется сложной системой отношений - экономических, социальных, политических, нравственных, родственных, духовных и др. В основе этих отношений лежат потребности и интересы людей. Если возникают помехи на пути реализации этих потребностей и интересов, целей и ожиданий, это приводит к обострению противоречий между людьми, их социальными группами, рождает напряжение, кризисные ситуации, приватные открытой конфронтацией, сознательным противоборством, конфликтами.
Введение ………………………………………………………...…….…….…..….3
1. Особенности конфликтов в организациях …………...........................……..4
1.1 Конфликт как процесс …….................................................................….…....4
1.2 Специфика конфликта в организации..........................................…….…….7
1.3 Типы и виды конфликтов..........................……………………….......………10
1.3.1 Характеристика социальных конфликтов………………………………11
2. Роль конфликтов в организации…………………………………………….14
3. Управление конфликтом ….........…………………..…………………………26
3.1 Структурные методы разрешения конфликта..............................................16
3.2 Межличностные стили разрешения конфликтов.........................................18
3.3 Пример управления конфликтом.....................................................................24
Заключение………………………….....…………………………………………..26
Список использованных источников……..................….………………………27
Приложения………………………………………………….........………………..28
Субъектами, или сторонами, конфликта в организации могут выступать как частные, так и официальные лица (представители учреждений и организаций), как отдельные сотрудники, так и целые группы.
Степень участия сторон в конфликте может быть различна: от непосредственного противодействия до опосредованного воздействия на ход конфликта. Исходя из этого выделяют: 1) основных участников, 2) группы поддержки, 3) других участников.
Основные участники - это противодействующие стороны. Их интересы несовместимы и действия направлены друг против друга.
Группы поддержки - участники конфликта, но играющие, скажем, второстепенную роль. Они могут: влиять на ход конфликта и иметь свои интересы; не преследовать корыстных интересов и не влиять на ход борьбы.
Но они могут быть случайно втянуты в конфликт или могут манипулировать другими для достижения своих целей; содействовать развитию конфликта советами, помощью или другими средствами; являться организаторами конфликта, планировать конфликт и его развитие.
К другим участникам относятся посредники и судьи. Это строго нейтральные лица. Они стремятся предотвратить, остановить или разрешить конфликт.
В организациях различают: внутренние конфликты и конфликты с внешней средой.
Внутренние конфликты возникают в рамках организации (предприятия) и разрешаются, как правило, через существующие нормативы и соглашения, т.е. так называемые правила игры, принятые на определенном уровне и между заинтересованными сторонами.
К этим конфликтам относятся:
1) межиндивидуальный конфликт - расхождение личных целей сотрудников. Примером такого конфликта может служить конфликт между авторитарным стилем управления руководителя и стремлением некоторых подчиненных к инициативе и творчеству;
2)
внутригрупповой конфликт - между
соперничающими сотрудниками
3)
межгрупповой конфликт - например, конфликт
между совладельцами
Конфликты
с внешней средой - это конфликты
в большинстве своем
Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при наличии действий обеих сторон. Условиями, влияющими на возникновение конфликтов в организациях, могут быть: сохраняющиеся в трудовых коллективах отрицательные обычаи и традиции; недоверие начальника к подчиненному; предвзятое отрицательное отношение одного члена коллектива к другому; снисходительное отношение к людям, проявляющееся в излишней терпимости к ним и всепрощенчестве; наличие в организациях неформальных микрогрупп, характеризующихся дисфункциональностью, которая может выражаться в недовольстве высокой требовательностью руководителя, в проявлении межличностных антипатий.
С наибольшей силой это проявляется в малых производственных группах, бригадах, звеньях, сменах и т.д., т.е. там, где создаются материальные ценности, решаются основные проблемы производства. Конфликт практически всегда виден, так как проявляется внешне: высокий уровень напряженности в коллективе; снижение работоспособности и как следствие - ухудшение производственных и финансовых показателей, взаимоотношений с поставщиками, покупателями и др.
В соответствии с этим можно выделить
и основные типы конфликтов в организациях:
организационные; производственные; трудовые;
инновационные.
1.3
Типы и виды конфликтов
В зависимости от характера влияния выделяются следующие типы конфликтов в организации: конструктивные, стабилизирующие и деструктивные. Стабилизирующие конфликты направлены на устранение отклонений от нормы и закрепление признаков устоявшейся нормы. Конструктивные конфликты способствуют повышению стабильности функционирования организации в новых условиях внешней среды за счет перестройки ее функций и структуры и установления новых связей. Деструктивные конфликты способствуют разрушению установившейся нормы и возвращению к старым нормам или углублению проблемной ситуации. Участники деструктивных конфликтов затрачивают свою энергию на то, чтобы контролировать друг друга или оказывать друг другу противодействие. Выделяются также конфликты деструктивно-ситуативные (его участники стремятся к личной выгоде) и деструктивно-тотальные (в которых участники добиваются престижа или власти). И в том и в другом случае стремления участников противоречат общим интересам коллектива, поскольку они добиваются своих целей средствами, неодобряемыми в обществе.
Другой подход - это разделение конфликтов на деловые и эмоциональные. Но, во-первых, каждый конфликт сопровождается эмоциями. И, во-вторых, очень редко в организации люди конфликтуют только по тому, что не нравятся друг другу. Чаще они находятся в ситуации, которая их и сталкивает.
Еще одна очень распространенная классификация сводится к делению конфликтов на социальные и внутриличностные. К социальным относятся межличностные конфликты, межгрупповые, конфликт между личностью и группой, между группой и обществом. А внутриличностные выражаются в противоречиях между "хочу - не хочу", "могу - не могу" и "надо" в разных сочетаниях.
1.3.1.
Характеристика социальных
конфликтов
Строгого определения
- Противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу;
- Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных;
- Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей;
- Отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами;
- Затрагивают
интересы окружения.
Групповой конфликт – противоборство, в котором хотя бы одна сторона
представлена малой социальной группой. В зависимости от участников выделяют два типа групповых конфликтов «личность-группа» и «группа-группа».
Первая особенность связана со
структурой конфликта.
Вторая
особенность отражает специфику
причин конфликта. Такие причины
связаны непосредственно с
Причины конфликта между личностью и группой всегда связаны:
1)
с нарушением ролевых ожиданий;
2)
с неадекватностью внутренней
установки статусу личности (особенно
конфликтность личности с
3) с нарушением групповых норм.
Классификация конфликтов «личность-группа» выглядит так:
|
Третья особенность отражается в форме проявления конфликта. Это применение групповых санкций, ограничение или прекращение неформального общения, эйфория.
Конфликты типа «группа-группа» называют еще межгрупповыми. Противоборствующие стороны – группы (малые, средине и микрогруппы). В основе такого типа конфликтов лежит - столкновение противоположно направленных групповых мотивов.
Межгрупповой конфликт имеет некоторую специфику.
Во-первых, образ конфликтной ситуации (и без того всегда субъективный) носит характер групповых взглядов, мнений, оценок.
К межгрупповым конфликтам относятся трудовой конфликт, межэтнический конфликт и внутриполитический конфликт.
Существует
также и следующая
Первым в классификации по уровням идет горизонтальный конфликт: "равный против равного". Типичные горизонтальные конфликты - конфликт между функционально связанными отделами, например, сбытом и производством, между отдельными компаниями в концерне, между партнерами при слиянии, между двумя учредителями. Механизм борьбы на начальном этапе разворачивания конфликта - "выиграть-проиграть". Однако чем сильнее взаимозависимость участников конфликта, тем сильнее тенденция к переговорам и сотрудничеству.
Вертикальный
конфликт («высший против низшего»), как
правило, возникает между руководителем
и подчиненным. Первый стремится усилить
свою власть и контроль, а второй все больше
сопротивляется. Стремясь защитить свою
автономию, подчиненные используют следующие
“способы” воздействия на руководство:
утаивают от шефа информацию, оказывают
пассивное сопротивление, сплачиваются
с коллегами и используют “круговую поруку”,
создают видимость бурной работы или подчеркивают
свою незаменимость.
Нетрудно заметить, что конфликты по уровням
словно “заставляют” руководителей и
менеджеров по персоналу постоянно совершенствовать
систему управления организацией, заниматься
корпоративной культурой, организационной
структурой и персоналом. А это не что
иное, как развитие организации.
2. Роль конфликтов в
организациях
Сложная
система отношений в
Разрушительная
сила конфликтов такова, что организации,
где не уделяют должного внимания
своевременному их разрешению, оказываются
полностью парализованными. Восстановить
работоспособность структуры
Информация о работе Особенности управления конфликтами в современных организациях