Особенности управления инновационными проектами

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 20:50, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является разработка научно-теоретических и практических рекомендаций по совершенствованию системы управления инновационными образовательными проектами, основанной на развитии казахстанской модели образования.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены следующие задачи:
- уточнить содержание понятий «инновационный проект», «управление инновационными образовательными проектами», «управление проектами»;
- систематизировать теоретические основы инновационного образования с позиции современных теорий;

Файлы: 1 файл

Управление инновационными проектами в сфере образования Республи.docx

— 68.49 Кб (Скачать)

Главными  конкурентными преимуществами при  оказании платных образовательных  услуг выступают высокое качество обучения и организация образовательного процесса, инновационная направленность учебных заведений, способность  удовлетворять новые  запросы  потребителей, быстро меняющееся в  динамически развивающемся окружении.

2 Аналитическая  оценка управления инновационными  образовательными проектами. В Казахстане методология проектного управления получает все большее распространение, что имеет особую актуальность в условиях мирового  кризиса. На наш взгляд, преодоление кризисных явлений и поступательное развитие организации должны идти через понимание и активное использование инновационных проектов, методов и средств управления ими. Исходя из этой парадигмы, правомерно выделить две

Примечание  – составлено автором 

 

Рисунок 1 - Схема оценки уровня конкурентоспособности

образовательной деятельности учебных заведений

 

группы факторов, влияющих на развитие и продвижение проектного менеджмента. Первая группа придает динамизм этому процессу, вторая – является его тормозом. Причем обе они связаны с макроуровнем и микроуровнем. Наше видение взаимодействия компонентов развития проектного менеджмента представлено на рисунке 2.

Проектизация  экономик и переход к проектно-управляемым  организациям является глобальной тенденцией развития мирового сообщества. Организации  пришли к осознанию необходимости  использования иного, отличного  от организации их постоянной деятельности, подхода - проектного подхода.


 



 



 






 

 

Примечание  – составлено автором 

 

Рисунок 2  – Условия развития проектного менеджмента

 

Его применение все чаще входит в практику организаций и  является фактором, определяющим эффективность их развития.

На  основе проведенного анализа сложившихся  тенденций продвижения проектного менеджмента в Казахстане, предлагаем «Дорожную карту» развития рынка управления проектами (рисунок 3).

 



 


 


 


 

 

Примечание  – составлено автором 

 

Рисунок 3 – Рынок управления проектами

 

При разработке, внедрении проекта были использованы стандарты Международной  ассоциации управления проектами (IPMA), в основе которых лежат профессиональные компетенции менеджеров. Выбор данной модели был предопределен, в первую очередь, видением проекта как творческой деятельности людей по созданию нового образовательного продукта. Во-вторых, мы исходили из того факта, что аналогичных проектов на рынке образовательных услуг Казахстана не было, следовательно, при соблюдении процессов управления проектом большую значимость будут иметь профессиональные навыки менеджеров, позволяющие оперативно и гибко реагировать на сложившиеся уникальные условия и ситуации.

Кроме того, как уже отмечалось выше, инновационная  деятельность любого образовательного проекта имеет свою специфику  в связи с жестким государственным  регламентированием образовательного процесса. Поэтому любая инновация  в организационной или образовательной  деятельности школы в рамках нашего проекта сопряжена с противоречиями законодательства РК. В частности, имеется  в виду предполагаемая для внедрения  новая для нашего образования  система оценивания ученика, система  аттестации  и повышения квалификации педагога, система оплаты труда учителя, график его работы, календарный учебный план и т.п., а также управление образовательным комплексом в целом. Все это послужило основанием для необходимости получения школой статуса экспериментальной площадки МОН РК.

В системе управления инновационным  образовательным проектом использован  один из универсальных инструментов анализа для выработки стратегий  развития организаций – SWOT–анализ, который проводился Проектной командой на каждой фазе жизненного цикла с целью выявления возможных факторов динамического развития школы и определения соответствующих стратегических приоритетов, что было  обусловлено спецификой инновационного проекта.

Выше  уже отмечалось, что инновационный  образовательный проект имеет специфическую  особенность – это достаточно продолжительный временной лаг  в достижении основной цели. Поэтому  целесообразно было проводить анализ на каждой фазе, определять стратегические задачи и их решать. Их решение обеспечивало поступательное развитие проекта и  переход на следующую фазу, которая  характеризуется новыми факторами, возникающими в результате изменений  внутренней и внешней среды в  процессе жизненного цикла. Каждый из этих факторов всесторонне изучался, и результаты каждого последующего анализа вносились в SWOT- матрицу. Универсальность данного метода заключается в том, что полученные новые данные исследования могут быть внесены в одну SWOT-матрицу. В целом именно такой подход позволил нам проводить SWOT-анализ в динамике и регулировать достижение успеха в проекте через реализацию стратегий на каждой фазе.

В рамках исследования приведены две SWOT-матрицы, сформированные вследствие  аналитического исследования на фазах начального роста, стабилизации и развития, зрелости.  Результаты SWOT-анализа, полученные на первых двух из указанных фаз, обобщены в одну матрицу (таблица 2).

Из  проведенного анализа видно, что  реализация стратегии лидерства  и совершенства позволяет сегодня  формировать сильные стороны  проекта на более качественном уровне. Среди сильных сторон наиболее существенными  являются: создание новой модели инновационно-адаптивной школы международного типа; авторизация  программы Международного Бакалавриата

Таблица 2 – SWOT-матрица школы «Мирас» на начальном этапе

 

Сильные стороны

Слабые стороны

Отсутствие конкурентов

1

Отсутствие стандартов по управлению инновационными образовательными проектами

1

Школа создана под эгидой ФОНН, без  участия иностранных организаций

2

Отсутствие опыта по деятельности международной школы в республике

2

Непрерывность образовательного процесса с детского сада до старшей школы

3

Удорожание проекта по технико-экономическому обоснованию, разработанному в экспериментальном  режиме

3

Поддержка МОН РК: предоставление статуса  экспериментальной образовательной  площадки

4

Отсутствие профессиональных кадров для работы в международных школах

4

Партнерство с профильными международными организациями ECIS, IBO, UNESCO, BC, USIS, UNISEF, ACCELS

5

Недобор студентов (свободные места) в первоначальный период

5

Ресурсная база (материально-техническая  и  учебно-методическая)

6

Финансовая неустойчивость школ

6

Участие иностранных специалистов в  учебном процессе

7

Дискриминация в оплате труда и  социальном пакете между иностранными и казахстанскими специалистами 

7

Разработка интегрированных стандартов, сочетающих требования ГОСО РК и требования международных программ, интегрированного учебного плана, интегрированных учебных  программ

8

Недостаточно эффективная система  мотивации казахстанских учителей

8

Разработка системы управления международной  школой, разработка школьных политик  и  регуляций

9

Недостаточный уровень владения английским языком учителями школы

9

Разработка концепции по формированию педагога новой формации, разработка системы повышения квалификации педагогического коллектива

10

Внеплановая ротация кадров из-за неспособности  работать в условиях инновационной  школы

10

Разработка концепции воспитательной работы в международной школе

11

Несовмещение казахстанских и  международных требований в организации  учебного процесса

11

Получение статуса ассоциированной  школы UNESCO

12

Недостаточность учебных площадей

12

Сертификация школы  Кембриджским университетом, как международного экзаменационного центра по приему IGCSE и прием экзаменов

13

   

Формирование контингента студентов  международной школы 

14

   

Поддержка развития языковой компетентности учителей (для казахстанских –  по изучению иностранного языка, иностранных  – по изучению русского языка)

15

   

 

 

 

Продолжение таблицы 2

Возможности

Угрозы

Формирование потребности в международном  образовании на рынке образовательных  услуг 

1

Отсутствие законодательной базы и нормативных положений о  международных школах

1

Привлечение спонсоров для финансирования инновационных образовательных  проектов

2

Сложность рекрутирования квалифицированных  иностранных педагогов 

2

Посещение других международных школ для изучения опыта

3

Непонимание общественностью  сути международного образования

3

Аккредитация школ и авторизация  программ международными образовательными организациями

4

Неготовность населения платить  за негосударственные  образовательные  услуги

4

Участие в международных ярмарках труда для приглашения на работу иностранных специалистов с опытом работы в международных школах

5

Непризнание диплома IB  системой образования РК

5

Участие кадров в международных конференциях и семинарах

6

   

Приглашение международных тренеров и инструкторов для проведения семинаров  по обучению персонала непосредственно  в школах

7

   

Государственная политика по развитию казахского языка

8

   

Примечание – составлено автором


 

на всех уровнях, выдача международных дипломов и  сертификатов студентам, признаваемых мировым образовательным сообществом; аккредитация школ международными организациями  CIS, NEASC; подготовка конкурентоспособных на международном рынке кадров; получение, казахстанскими детьми международного образования, не выезжая за пределы страны и по ценам ниже мировых.

Кроме того, реализуемая стратегия позволила  решить одну из наиболее значимых проблем - финансовая неустойчивость школы. На этапе начального роста она имела  более сложный характер. В результате реализации стратегии развития был  разработан новый продукт, который  отвечал потребностям родителей - получение  международного образования, не выезжая  за пределы страны. Это привело  не только к росту контингента  студентов, но дало возможность оправданно повысить плату за образовательные  услуги, что привело к увеличению доходов. Данная позиция на этапе  зрелости становится конкурентным активом  – школа становится на 7 году реализации проекта финансово устойчивой.

Из  проведенного анализа видно, что  до сих пор наиболее сильной угрозой  остается фактор отсутствия законодательной  базы и нормативных положений  о международных школах в РК. Несмотря на то, что рынок предоставляет  новые возможности для динамичного  развития проекта,  именно этот фактор создает высокую степень турбулентности внешней среды.  К внешним элементам, способствующим  использованию реальных шансов для успеха, являются на сегодняшний  день: новый качественный этап реформирования системы образования в Казахстане, в т.ч. планируемый переход на 12 летнее образование, программы создания инновационных школ, государственная политика в развитии инновационных образовательных проектов, способствующая интеграции в международное образовательное сообщество, потребность  ресурсного центра для изучения и распространения опыта по Казахстану, потребность центра по подготовке педагогов для работы в инновационно-адаптивных школах, государственная поддержка по всем направлениям, модель ГЧП, способствующая развитию инновационно-адаптивных школ.

Таким образом, цель проекта была достигнута: сформирована модель инновационно-адаптивной школы. Ее рамочные параметры можно  представить в виде таблицы 3.

Таблица 3 – Модель международной инновационно-адаптивной школы

 

Продукт

Фаза начального роста

Фаза стабилизации и развития

Фаза зрелости

Авторизация программ и аккредитация школы международными организациями

-статус экспериментальной школы: 1 этап

-авторизация DP IB (2001г.)

-аккредитация Кембриджским университетом IGCESE

-ассоциированная школа ЮНЕСКО

-подготовка к аккредитации

-статус экспериментальной школы: 2 этап

-авторизация MYP IB (2004г.)

-аккредитация ECIS и NEASC (2005г.)

-статус экспериментальной школы: 3 этап

-авторизация PYP IB (2006г.)

Интегрированные учебные программы

-определение миссии, философии, цели  школы (1999)

-концептуальные основы разработки  интегрированных уч.программ и  уч.плана

-обучение по диверсифицированным  программам (казахстанский нац.стандарт, British curriculum &IGCSE, IB, IGCESE, SAT

-разработка критериальной системы оценивания

-подготовка 1 варианта интегрированного  учебного плана и программ, гармонизирующих  требования ГОСО РК и IB (2003г.)

-подготовлен и внедрен 1 вариант  критериальной системы оценивания

-совершенствование интегрированных  уч.программ и уч.плана

-подготовлен 2 вариант интегрированных  уч.программ и уч.плана (2008г.)

-совершенствование критериальной  системы оценивания и представление  в Правление на утверждение

Формирование педагогического коллектива

-формирование педагогического международного  коллектива 

-обучение работе в команде

-разработка новой системы повышения  квалификации в соответствии  с международными требованиями

-формирование педагога новой  формации, конкурентоспособного на  международном рынке

-подготовка международных экзаменаторов,  модераторов, тренеров, членов авторизационной  комиссии IB и аккредитационной комиссии CIS

Информация о работе Особенности управления инновационными проектами