Особенности управления инновационными проектами

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 20:50, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является разработка научно-теоретических и практических рекомендаций по совершенствованию системы управления инновационными образовательными проектами, основанной на развитии казахстанской модели образования.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены следующие задачи:
- уточнить содержание понятий «инновационный проект», «управление инновационными образовательными проектами», «управление проектами»;
- систематизировать теоретические основы инновационного образования с позиции современных теорий;

Файлы: 1 файл

Управление инновационными проектами в сфере образования Республи.docx

— 68.49 Кб (Скачать)

Учитывая форсированное индустриально-инновационное развитие и быструю смену технологий в мире, возникает необходимость в так называемом «инновационном» образовании. На современном этапе, образование является основным ресурсом общественного прогресса, и в то же время его непременным атрибутом становится инновационная составляющая. 

Инновационное образование предполагает определенные новшества в своем содержании, новые подходы к обучению, инновационные формы и способы его организации, принципиально новые технологии обеспечения всего образовательного процесса, а также инновационные результаты и продукты. Все эти новшества влекут за собой понятийные новообразования такие как: инновационное обучение, инновационный процесс, инновационный проект, инновационное управление, инновационное мышление и т.д.

Инновационный процесс в образовательной сфере  можно определить как процесс движения, концентрации, распределения и перераспределения всех ресурсов, их освоения и получения комплексного эффекта в связи с созданием социально значимых объектов, модернизацией и другими формами повышения степени удовлетворения образовательных потребностей.

Исследования  инновации в образовании так  же связаны с поиском критерия, удерживающего в той или иной степени, целостность системы. Это, к примеру, попытка, рассматривая инновацию с точки зрения социальной обусловленности и педагогической целесообразности, выйти на обобщенный критерий типа «эффективность педагогической деятельности». В определенной степени несёт в себе такую возможность в качестве критерия «масштаб (объем) преобразований». Правда он структурно подразделяется на, так называемые, частные (локальные, единичные), модульные и системные изменения. На наш взгляд, это достаточно справедливо по отношению к классификации новшества - по возможному эффекту, либо нововведения - по способу организации. Что касается инновации, то по природе своей, она определяется как системное, целенаправленное изменение, рождаемое особой организацией деятельности.

Таким образом, можно констатировать, что  критерии инновации имеют сложноструктурированный характер. В соответствии с принципами системного подхода, в результате проводимого исследования, вырисовывается следующая модель типизации инноваций. Во-первых, она определяется сущностью инновации как системы, во-вторых, взаимодействием инновации с элементами социальной структуры общества. В результате возникает многоуровневая по структуре и дифференцированная по содержанию матрица определения критериев.

Инновационный процесс на микроуровне представляет собой инновационный проект с конкретными целями, задачами и результатами. Поэтому имеет смысл рассмотреть такую категорию как инновационный проект. Нам представляется правомерным в определении инновационного проекта сохранить понимание проекта как деятельности по созданию уникального продукта. Во-первых, касательно проекта принципиально важно говорить о деятельности человека, а не об операциях или технологиях, как это имеет место в вышеприведенных определениях. Во-вторых, реалии сегодняшнего дня таковы, что не все уникальные продукты, даже созданные на основе высоких и нанотехнологий, могут быть конкурентоспособными по другим параметрам, например, таким, как временной лаг, стоимость ресурса, жизненный цикл товара. Для Казахстана два элемента – уникальность и конкурентоспособность – являются системообразующими в реализации стратегии вхождения страны в число конкурентоспособных государств. Следовательно, сущностное определение проекта, которое мы предлагаем: проект - эта деятельность, направленная на создание уникального и конкурентоспособного продукта, представляется более логичным, корректным и точным.

  Что касается инновационного проекта, то учитывая все вышесказанное, его можно рассматривать как целенаправленную творческую деятельность на разработку нового, уникального и конкурентоспособного продукта, сопровождающуюся созданием новых видов технологий, методов и новых моделей организационных форм. Здесь необходимо отметить, что, из-за новизны выполняемых работ, инновационные проекты относятся к наиболее рискованным. Основным средством преодоления рисков, вызванных  новизной работ, является привлечение креативного потенциала команды проекта и эффективное управление им.

Инновационные образовательные проекты являются основным ресурсом перехода к современной модели образования, модернизации национальной системы образования в целом и ее вхождения в международное образовательное сообщество, а также новой ступенью интеграции образования, науки и бизнеса.

Поэтому изучение современных моделей знаний и методологии управления проектами  является значимым и необходимым  для экономической науки  и  хозяйственной практики. На сегодня  за рубежом сформировалось несколько  ведущих школ. В своем исследовании мы рассматриваем из них те, опыт которых, на наш взгляд, представляет определенный интерес для Казахстана.

На основе анализа существующих моделей управления проектами рассмотрим несколько основных понятий проектного менеджмента. В определении понятия  «управление проектами» нет таких  разночтений, как в трактовании  категории «проект», поэтому приведем наиболее распространенные и общепринятые определения в теории и практике проектного менеджмента.

Исходя  из предложенного нами определения  проекта как деятельности людей  нам представляется,  правомерным  подход к управлению проектами как  управлению людьми при новых отношениях, направленное на достижение новых результатов, а не сложившаяся система управления, направленная на решение рутинных задач. Управление проектами – это приложение специальных знаний и навыков  проектных менеджеров по использованию  методов и инструментов в управлении процессами проекта.

Процессы  управления проектом нацелены на выполнение таких общих задач, как инициация, планирование, исполнение, мониторинг и т.п. Эти процессы взаимодействуют  между собой сложным образом  и могут также затрагивать  такие сущностные характеристики проекта, как содержание, стоимость, расписание проекта и т.д. В связи с этим процессы управления проектом структурируются  как управление функциональными  областями. Это - предметная область (содержание и объем работ), организация проекта (люди, которые должны выполнять  эту работу), качество, стоимость,  продолжительность выполнения проекта,  риски.

Управление  проектом включает все виды деятельности, которые позволяют отслеживать  развитие проекта в направлении  достижения конечной цели. К таким  видам деятельности относятся оценка прогресса, коммуникации и корректирующие действия. Оценка прогресса позволяет  своевременно выявлять возникающие  проблемы, контролировать уравновешенность затрат, графика работ и качества создаваемого продукта. Коммуникации играют важную роль с точки зрения управления проектом, обеспечивая координацию  действий всех участников, а также  их своевременное информирование о  ходе выполнения проекта и изменениях в нем. Корректирующие действия представляют собой текущие реакции на те или  иные возникающие проблемы, которые  неизбежны в любом проекте.

Инновация становится одним из важнейших социальных механизмов развития и, с этой точки зрения, представляет интерес анализ организации действия этого механизма. Тем более, что большая часть существующих в теории попыток обозначения последовательности действий по переводу идей в осязаемые изменения лежит в сфере научно- технического или управленческого механизмов.

Разделяя  подобный подход, мы полагаем, что на его концептуальном основании и в рамках предлагаемого нами понимания инновации как процесса и результата, следует обозначить соответствующие им социальные механизмы каждого из этапов жизненного цикла инноваций, что позволяет более корректно выстроить соответствующую систему управления инновацией. При этом необходимо учитывать то, что своеобразными «рамками», внутри которых размещается пространство инновации, могут служить следующие:

- осознание состояния и прогнозирование общественных, потребностей с выявлением проблемы, разрешение которой придаёт импульс развития;

- превращение нововведения в стабилизирующий фактор системы, интеграция инновации в культуру.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать  вывод,  что управление инновационным  проектом сводится к управлению самой  инновацией, то есть ее идейной разработке, внедрению и получению инновационного результата, что и обеспечивает управление развитием. Таким образом, управление инновацией может рассматриваться в качестве методической основы для реализации инновационных образовательных проектов.

Управление  инновационными проектами в образовании  имеет свои специфические особенности. Прежде всего, необходимо отметить, что, как правило, все инновационные  образовательные проекты представляют собой совокупность нескольких взаимосвязанных  проектов, что, по сути, является программой проектов, направленных на достижение единой цели.

Кроме того, ввиду инерционности и жесткой  регламентированности  образовательной  системы практически все инновационные  проекты, в особенности те, которые  связаны со структурными изменениями  в процессе обучения или его организации, оказываются вне правового поля. Для придания законного статуса  инновационным проектам в образовании  часто требуется внесение изменений  на законодательном уровне, что требует  длительного времени и вовлечения большого количества организации и  людей. Поэтому реализация инновационных  образовательных проектов должна ориентироваться  на принцип адаптации  к существующей среде и будущим изменениям путем  использования различных методов  проектного менеджмента, таких как  прогнозирование, планирование, управление изменениями. Например, получение статуса «экспериментальной площадки» инновационным проектом является показателем его адаптации к имеющимся условиям среды. Адаптация системы образования носит многоплановый характер (таблица 1). Различные ее направления связаны с реализацией специфических программ и потреблением разнородных ресурсов.

Необходимо  отметить, что инновационные проекты  в образовании, как и в любой  другой сфере экономики, могут различаться  по форме реализации. Одни инновационные  проекты могут быть направлены на модернизацию уже существующего  процесса и заключаться в ведении  изменений в отдельные элементы системы.

Таблица 1 - Характеристики адаптации системы образовании

 

Фактор воздействия среды

Способ адаптации

Реализация

Размер спроса на инновационное образование

Изменение набора и требований к поступающим

Маркетинговый анализ, прогнозы, стандарты

Требования потребителей к инновационному образованию

Переход на принципы «сервисной экономики»

Анализ потребностей, разнообразие образовательных  программ

Уровень необходимых знаний и навыков

Изменение технологии обучения и подходов к обучении

Повышение качества обучения, мониторинг знаний, мотивация

Конкурентная среда

Конкурентный анализ

Стратегическое планирование, SWOT-анализ

Экономические возможности населения

Изменение размера оплаты

Выбор ценовой стратегии, оптимизация  использования ресурсов

Сокращение государственной поддержки

Поиск внебюджетных источников финансирования

Попечительство, модель государственно-частного партнерства (ГЧП)

Примечание – составлено автором 


 

В этом случае изменения вносятся постепенно и поэтапно. Другие инновационные  проекты направлены на создание принципиально  новой системы «с нуля». В этом случае планируется внедрение инноваций  по всем направлениям. Как правило, инновационные проекты «с нуля»  являются высокозатратными и требуют  больших инвестиций, поэтому приходится доказывать выгодность и необходимость  таких проектов.

Следует отметить, что для реализации именно инновационных образовательных  проектов все большую актуальность и значимость приобретает общественное участие в управлении образованием и процессах определения образовательной  политики. Кроме того, оно является наиболее эффективным и действенным  механизмом привлечения в инновационное  образование инвестиций.

Реализация  инновационного проекта развития образования  должна предлагать современные подходы  к оценке качества и эффективности  образования. В соответствии с такими подходами система оценки в большей  степени опирается на качественные критерии и показатели, основные из которых ориентируются на долгосрочные эффекты, а их оценка отсрочена во времени в проявлениях и измерениях.

Формирование  инновационных программ образовательными учреждениями необходимо для всестороннего  анализа перспектив его развития, обоснования освоения инвестиций, привлечения инвесторов. В качестве основополагающей цели формирования инновационной программы образовательного учреждения выступает обеспечение реализации его стратегии на основе выбора наиболее приоритетных инновационных проектов, оценки уровня их риска и определения инструментов финансирования.

Вместе  с тем необходимо отметить, что  реализация инновационных образовательных  проектов требует привлечения специфических  источников инвестиций, стимулирующих  общий инвестиционный процесс. Однако, новизна этих источников обусловливает  их концептуальную неизученность и  именно поэтому они заслуживают  особого внимания. К таким специфическим  методам финансирования инвестиций в сфере инновационного образования  можно отнести партнерство государства  и частного сектора, а также финансирование за счет доходов от размещения целевого капитала.

В современных условиях цена на образовательные  услуги находится в прямой зависимости  от конкурентоспособности организации  образования. Сравнительная характеристика их потребительских и стоимостных  параметров по отношению к услугам  образовательных организаций-конкурентов  отражена на рисунке 1.

Информация о работе Особенности управления инновационными проектами