Особенности организации управления на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Введение
В последние годы в нашей стране наряду с привычным словосочетанием «управление организацией или предприятием» стало нередким и другое - «менеджмент организации или предприятия». В настоящее время они чаще всего используются как понятия идентичные, взаимозаменяемые. Основанием для этого является одинаковая сущность категорий, выражаемых русским словом «управление» и английским «менеджмент» (managment). Это находит отражение в определениях данных понятий в фундаментальных работах отечественных и зарубежных авторов, где раскрывается их содержание.

Оглавление

Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования функций управления в организациях 6
1.1 Особенности организации управления на предприятии 6
1.2 Виды и содержание функций управления предприятием 13
Глава 2. Анализ проблем и реализация функций управления в организациях 17
2.1 Анализ системы управления………………………………………… 17
2.2 Пути совершенствования организации реализаций функций управления…………………………………………………………………21
Заключение…………………………………………………………………………………………………24
Библиографический список……………………………………………………………………..27
Приложение 32

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

Внешние факторы в меньшей  мере поддаются воздействию со стороны  менеджеров организации, так как  формируют среду, в которой работает организация. В современных условиях она характеризуется большой  сложностью, динамичностью и неопределенностью, что существенно затрудняет учет факторов внешней среды при принятии организационных решений. Да и сами факторы оказывают различное влияние на работу организации. Например, поставщики, потребители, конкуренты, органы законодательного регулирования, кредиторы, другие организации и институты общества, непосредственно связанные с той областью деятельности, которой занимается данная организация, оказывают прямое влияние на ее работу, характер возникающих проблем и их разрешение.

Изменение вкусов и приоритетов потребителей также вызывает множество проблем в организации, которая до этого ориентировала свое производство на удовлетворение их потребностей. [20, С. 18]

Вторая группа внешних  факторов практически неуправляема со стороны менеджеров организации, но оказывает на ее деятельность косвенное (опосредованное) влияние, которое необходимо учитывать. К ней относят состояние экономики страны (или региона), уровень научно-технического и социального развития, социокультурную и политическую обстановку, существенные для данной организации события в других странах и т.п. Например, экономическое состояние страны (региона) воздействует на работу организации через такие параметры среды, как наличие капитала и рабочей силы, уровни цен и инфляции, производительность труда, доходы покупателей, правительственная финансовая и налоговая политика и др. Так, инфляция приводит к сокращению покупательной способности и снижает спрос на продукцию, производимую организацией. Повышений уровня цен на продукцию сопряженных отраслей вызывает соответствующее увеличение затрат на производство в организации, что имеет своим следствием рост цен на ее продукцию и может вызвать «отток» определенной группы потребителей. При сокращении своих доходов покупатели изменяют состав и структуру потребления, что также может оказать воздействие на спрос. Уровень научно-технического развития в стране оказывает сильное влияние на структуру экономики, на процессы автоматизации производства и управления, на технологию, с помощью которой производится продукция, на состав и структуру персонала организаций и что особенно важно – на конкурентоспособность продукции и технологий. Учет многочисленных и разнообразных факторов среды, выбор главных среди них и предвидение возможных изменений в их взаимовлиянии – сложнейшая задача, стоящая перед руководителями и менеджерами.

Управленческое решение  – это концентрированное выражение  процесса управления на его заключительной стадии Оно выступает как своеобразная формула управленческого воздействия на управляемый объект и таким образом предопределяет действия, необходимые для проведения изменений в его состоянии. [4]

Решения должны отвечать определенным требованиям. Главные  среди них – это обоснованность, четкость формулировок, реальная осуществимость, своевременность, экономичность (определяемая по размерам затрат), эффективность (как степень достижения поставленных целей в сопоставлении с затратами ресурсов). Как правило, решения должны приниматься там, где возникает проблемная ситуация; для этого менеджеров соответствующего уровня необходимо наделить полномочиями и возложить на них ответственность за состояние дел на управляемом объекте. Очень важным условием положительного воздействия решения на работу организации является его согласованность с ранее принятыми решениями, как по вертикали, так и по горизонтали управления (если, конечно, очередное решение не направлено на кардинальное изменение всей политики развития).

В организациях принимается  большое количество самых разнообразных  решений, различающихся между собой по содержанию, срокам действия и разработки, направленности и масштабам воздействия, уровню принятия, информационной обеспеченности и т.д. Их классификация позволяет выделить классы или виды решений, требующих различного подхода к организации процесса управления и методам принятия решений, а также неодинаковых по затратам времени и других ресурсов.

1.2 Виды и содержание функций управления предприятием

Предприятия различаются между  собой размерами, сферами деятельности, технологическими процессами и т.п. Тем не менее, все они имеют определенные общие характеристики, из которых, прежде всего, следует назвать функции управления — объективно обусловленные общие сферы деятельности, совокупность которых обеспечивает эффективное кооперирование общей работы.

 Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.

  • Функции классической (традиционной) системы управления предприятием

Содержание и набор функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от типа организации (деловая, административная, общественная, армейская и т.д.), от размеров организации и сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг), от функции внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и многих других факторов. Однако, несмотря на все разнообразие, для всех процессов управления в организации характерно наличие однородных видов деятельности.

В 1916 г. А.Файоль сгруппировал все виды управленческой деятельности в 4-е основных функции управления: планирования, организации, руководства и контроля.

1.Функция  планирования, состоящая в выборе  целей и плана действий по  их достижению;

2.Функция  организации, посредством которой  происходит распределение задач между отдельными подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними;

3.Функция  руководства, состоящая в мотивировании  исполнителей к осуществлению  запланированных действий и достижению  поставленных целей;

4.Функция  контроля, заключающаяся в соотнесении реально достигнутых результатов с теми, что были запланированы.

  • Общие, или универсальные, функции

Присущи управлению любым бизнесом или объектом. Они расчленяют управленческую деятельность на ряд этапов или видов работ, классифицируемых по признаку их порядка выполнения во времени в целях получения результата. Общие функции: целеполагание, планирование, организация, координирование (регулирование ), стимулирование, контроль ( учет, анализ деятельности ).

Целеполагание - выработка основных, текущих и перспективных целей.

Планирование - выработка направлений, путей, средств, мероприятий по реализации целей  деятельности фирм, принятие конкретных , адресных, плановых решений, касающихся их подразделений и исполнителей.

Организация - это процесс установления порядка и последовательности согласованного в пространстве и времени целенаправленного взаимодействия частей системы для достижения в конкретных условиях, в определенные сроки поставленных целей выработанными для этого методами и средствами с наименьшими затратами.

Координирование - уточнение характера действия исполнителей.

Регулирование - выполнение мероприятий  по устранению отклонений от заданного  организацией режима функционирования системы. Осуществляется путем диспетчеризации.

Стимулирование - разработка и использование  стимулов к эффективному взаимодействию субъектов деятельности и их высокорезультативному  труду.

Контроль - наблюдение за ходом происходящих процессов в управляемом объекте, сравнения его параметров с заданными, выявление отклонений.

Учет деятельности - измерение, регистрация, группирование данных объекта.

Анализ деятельности - это комплексное  изучение деятельности при помощи аналитических, экономико-математических методов.

Эти основные функции тесно связаны между собой в едином процессе управления. Неудовлетворительное планирование или несовершенная организация, равно как и слабое стимулирование работы или плохой контроль, отрицательно влияют на результаты деятельности фирмы в целом.

  • Функции управления предприятием в условиях рыночной экономики.

Усложнение взаимодействия с внешним  окружением привело к большему количеству функций современного предприятия.

Таблица 1

Функции основной используемый ресурс

Планирование

Время

Маркетинг

Потребитель

Предпринимательство

Бизнес

Финансы

Деньги

Организация

Люди

Производство

Технология

Инновация

Идеи

Информация

Данные

Социальное развитие

Культура


В условиях рыночной экономики целесообразно:

  • усиление стратегического планирования и прогнозирования;
  • усиление контроля за качеством продукции на всех этапах от разработки до серийного выпуска;
  • придание приоритетного значения информатике и экономическому анализу деятельности на основе ЭВМ;
  • придание большего, чем раньше значения вопросам производства и управления персоналом;
  • привлечение работников к участию в акционерном капитале;
  • поощрение работников за новые идеи в области совершенствования технологии, создания и внедрения новой продукции;
  • усиление внимания к социально-психологическим аспектам управления;
  • усиление внимания в области маркетинговой деятельности, повышение
  • эффективности затрат на проведение маркетинга.

 

Глава 2. Анализ проблем и реализация функций управления в организациях

2.1 Анализ системы управления

      Организационная структура управления предприятием представляет собой совокупность производственных цехов и подразделений, функциональных и производственных отделов и служб с упорядоченной системой взаимосвязи и взаимозависимости. Целью системы организации и управления являются решение различных проблем: организационных, технических, финансово-экономических, маркетинговых, мотивационных и социально-психологических. Решение этих проблем необходимо для достижения миссии организации, т.е. главной ее стратегической цели. Суть этой цели состоит в обеспечении расширенного воспроизводства за счет получения прибыли, выполнения обязательств перед государством по выплате платежей и налогов, а также удовлетворения социально-бытовых потребностей работников предприятия.

Для обеспечения и осуществления  деятельности «Общества» созданы органы управления и контроля:

  • совет директоров;
  • единоличный исполнительный орган – Генеральный директор.

Совет Директоров общества избирается на собрании акционеров. Заседания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Одно из заседаний проводятся не позднее трех месяцев после окончания финансового года с целью рассмотрения проекта счета прибылей и убытков и отчета аудитора.

Генеральный директор осуществляет оперативное  руководство и наделяется в соответствии с законодательством Российской Федерации всеми необходимыми полномочиями для выполнения этой задачи.

Генеральный директор осуществляет действия от имени общества в пределах компетенции, установленной Советом  акционеров. В решениях оперативных вопросов функционирования организации генеральный директор действует на основе единоначалия. Генеральный директор обеспечивает выполнение решений общего собрания акционеров.

Производственные подразделения  – цеха, участки, обслуживающие хозяйства и службы (прямо или косвенно участвующие в производственном процессе), связи между ними составляют организационную структуру, которая предопределяет уровень производительности труда, эффективность эксплуатации технологического оборудования.

К структурным производственным подразделениям относятся цеха, участки, в которых изготавливается и проходит технологический процесс изготовления продукции. Вспомогательные участки: ремонтно-механический цех, ремонтно-строительный участок, электроцех, технический отдел, сырьевой отдел, производственная лаборатория.

Неоценимую роль в производственной структуре играет производственная лаборатория. В ней дорабатываются технологические процессы, проводятся экспериментальные работы, доводят до полного соответствия требованиям рынка.

В основных цехах применяется предметная структура: в каждом цехе происходит определенный технологический процесс.

Предметная структура  имеет большие преимущества. Она  упрощает и ограничивает формы производственной взаимосвязи между цехами, сокращает  путь движения сырья, упрощает и удешевляет межцеховой и цеховой транспорт, повышает ответственность работников за качество работы.

Предметная структура  цехов позволяет расставить оборудование по ходу технологического процесса. Все  это обеспечивает увеличение выпуска продукции, повышение производительности труд, снижение себестоимости.

На структуру управления влияет значительное количество факторов, к важнейшим из которых относится: масштаб и номенклатура производства, особенности применяемых технологических процессов. Правильно построенная структура управления создает предпосылки высокой оперативности управления согласованной работы всех структурных его подразделений.

Информация о работе Особенности организации управления на предприятии