Особенности организации и управления малым предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 21:19, реферат

Краткое описание

Малое предпринимательство, или малый бизнес, получило широкое распространение в развитых странах мира, начинает появляться и у нас. Во всех странах он доказал свое преимущество в сравнении с крупными научными, производственными предприятиями, во внепроизводственной сфере.

Файлы: 1 файл

Особенности организации и управления малым предприятием.doc

— 26.00 Кб (Скачать)

Особенности организации  и управления малым предприятием 

Малое предпринимательство, или малый бизнес, получило широкое  распространение в развитых странах  мира, начинает появляться и у нас. Во всех странах он доказал свое преимущество в сравнении с крупными научными, производственными предприятиями, во внепроизводственной сфере. Он стал основой рыночной экономики и, как правило, представлен малыми предприятиями (МП). В них научная, производственная деятельность и реализация различного рода услуг осуществляется малым числом работающих, в результате чего выполняется относительно небольшой объем работ. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16.10.96., численность работников малых предприятий в промышленности, строительстве, на транспорте определена до 100 человек, в научно-технической сфере – 60 человек. 
 

МП может быть создано в результате выделения  из состава действующей организации  одного или нескольких структурных  подразделений по инициативе коллектива подразделения, если на это есть согласие организации и обеспечивается выполнение ранее принятых организацией договорных обязательств. В этих случаях эта организация выступает его учредителем. 

Исходя из сложившейся  мировой практики, можно выделить три основные группы МП: 

с относительно постоянным объемом производства; занимающие монопольные позиции на местных  рынках; поставляющие на рынок новые  виды товаров и услуг. 

МП имеют тесные связи с крупными АО, либо экономически и юридически независимы от них. Первая группа МП связана обширной сетью производственных, научно-технических, снабженческих, сбытовых, финансовых отношений с АО. Их интересы тесно связаны с интересами АО. 
 

Вторая и третья группы МП более независимы в производстве товаров и услуг. Они взаимодействуют  с АО по контрактам (договорам). Крупные  АО предоставляют МП ряд льгот: гарантируют  закупку производственной продукции, поставляют или дают им в аренду средства производства, определяют льготные условия приобретения, доставки сырья и материалов. 

Среди МП выделяются предприятия инновационно-технологической  направленности, разрабатывающие новые  образцы новой техники, технологии, различных видов продукции и  услуг, организационно-технические и социально-экономические решения производственного, финансового, коммерческого, административного и иного характера. Их работа заключается в поиске инновационных возможностей как условий выживания в конкурентной борьбе и достижения экономического успеха в своевременном выявлении и замене устаревшей техники, технологии, продукции, в разработке инновационных мероприятий, обеспечивающих эффективность их реализации. 

Управление МП, как правило, централизовано: руководитель предприятия в своем подчинении имеет ограниченное число управленческого персонала (заместителя, менеджера по производству, бухгалтера, специалистов по снабжению и сбыту продукции). Функциональное управление на МП включает: управление инвестициями, инновациями, персоналом, закупками, производством, сбытом продукции и т.д. 

Для МП характерно: 

Определение оптимальной  структуры и организации производства, исходя из характера выпускаемой  продукции (услуг) и технологических  требований; Управление развитием производства и качеством продукции; Создание соответствующей атмосферы в коллективе для восприятия всего нового, что обеспечивает расширение ниши рынка для реализации товаров и услуг.

Информация о работе Особенности организации и управления малым предприятием