Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:56, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть особенности деловой карьеры и тесно связанные с ней аспекты.
Задачи работы: изучить сущность, виды деловой карьеры, личностно деловые качества менеджера, социальную ответственность и этику менеджера, деятельность менеджера как руководителя коллектива. А так же рассмотреть ряд особенностей деловой карьеры на ИП Агеева, дать необходимые рекомендации и заключения.
Введение………………………………………………………………………..…3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРЫ.............................5
1.1 Сущность и виды деловой карьеры………………………………………….5
1.2 Личностно- деловые качества менеджера………………………………….10
1.3 Социальная ответственность и этика менеджера……………………….…17
1.4 Деятельность менеджера как руководителя коллектива……………….....24
2 ОСОБЕННОСТИ И АНАЛИЗ КАРЬЕРНОГО РОСТА НА
ИПАГЕЕВА………………………………………………………………...……27
2.1 Характеристика объекта исследования…………………………………….27
2.2 Способы карьерного роста на ИП Агеева………………………………….28
2.3 Рекомендации для наиболее эффективного карьерного роста
сотрудников...........................................................................................................32
Заключение……………………………………………………………………...34
Список используемой литературы………………………
Этап
завершения деловой карьеры длится от
60 до 70 лет. Здесь человек начинает всерьез
задумываться о пенсии, готовиться к уходу
на пенсию. В этот период идут активные
поиски «наследника» — достойной замены
и обучение кандидата на освобождающуюся
должность. Этот период характеризуется
кризисом карьеры, такие люди все меньше
получают удовлетворения от работы и испытывают
состояние психологического и физиологического
дискомфорта. Однако самовыражение и уважение
к себе и другим подобным людям у них достигает
наивысшей точки за весь период деловой
карьеры. Они заинтересованы в сохранении
уровня оплаты труда, но стремятся увеличить
другие источники дохода, которые бы заменили
им заработную плату данной организации
при уходе на пенсию и были бы хорошей
добавкой к пенсионному пособию. На последнем
пенсионном этапе карьера в данной организации
(виде деятельности) завершена. Стабилизируется
уважение к себе и таким же собратьям по
пенсии. Но финансовое положение и состояние
здоровы могут сделать постоянной в эти
годы заботу о других источниках дохода
и о здоровье. [11, c15-16]
1.2
Личностно деловые качества
менеджера
Сегодня, планируя свой профессиональный путь, свою карьеру, многие не задумываются: а подхожу ли я на ту или иную должность? Обладаю ли я нужным потенциалом качеств? Не обходит это явление и должность менеджера. Слово новое, красиво звучит. А какими качествами должен обладать современный менеджер? - об этом задумывается далеко не каждый.
Само слово "менеджер" (менеджмент) уже прочно закрепилось в нашем лексиконе. Оно пришло к нам с Запада и сейчас неотъемлемо от нашей жизни. Первоначально данный термин обозначал умение объезжать лошадей и править ими. В основе этого слова лежит английский глагол "to manage" (управлять), который в свою очередь исходит от латинского "manus" (рука). Буквальный перевод термина "менеджмент" - "руководство людьми". В современной литературе менеджмент понимается как процесс управления отдельным работником или целым коллективом.
Итак, история слова "менеджер" достаточно долгая. Но чтобы выделить и определить основные качества современного менеджера, надо знать историю науки менеджмента. Какое же время считается временем зарождения менеджмента или с чего начинается менеджер?
Официально считается, что менеджмент зародился примерно семь тысячелетий назад. Период существования менеджмента можно характеризовать как эволюционный процесс. Одно то, что за этот период произошло пять управленческих революций, говорит о изменении требований к менеджеру и месте самого менеджера в обществе.
Как было уже выше сказано, около семи тысяч лет назад произошло событие, которое положило начало менеджменту, - это появление письменности в древнем Шумере. Данное событие принято называть первой управленческой революцией или "религиозно-коммерческой" революцией. Оно привело к тому, что в обществе появился особый слой "жрецов-бизнесменов", которые осуществляли торговые операции, деловую переписку, могли производить математические коммерческие расчеты, а так же передавать ценные знания потомкам.
Другим шагом этой революции явилось то, что в древнем обществе началось расслоение высшей касты священников. Причиной раскола явилось то, что религиозные принципы начали трактоваться по-разному. В частности, если ранее в дань богам надо было приносить человеческие жизни, то позднее появилось мнение, что боги будут удовлетворены приношением денег, скота, ремесленных изделий, драгоценностей.
Как видим, к управленцам того времени предъявлялись немалые требования. Необходимо было хорошо знать все религиозные законы и обряды, уметь убеждать людей и поддерживать их веру, а также умело вести деловую документацию, владеть основами математики.
Второй крупный шаг в развитии образа менеджера и менеджмента пришелся на время правления вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Этот правитель разработал свод законов управления государством. Регулированию стали подвластны общественные взаимоотношения между различными социальными группами. Нововведением в менеджменте стало лидерство, то есть защита и опека людей. Стали появляться новые методы мотивации поведения работающего слоя, то есть зарождаться новая философия управления. [6, c93-106]
Третья
революция, известная как "производственно-строительная"
Зарождение капитализма, бурный рост промышленности в развитых странах - четвертая управленческая революция. Собственники стали сменяться большим количеством акционеров, что повлекло за собой отделение менеджера от собственника. Функции менеджера постоянно расширялись. В рамки его деятельности стало входить планирование, сбыт, закупки, усовершенствование всего процесса, делопроизводство и так далее. Менеджмент стал на путь профессионального развития, однако менеджер, как частичка системы управления того времени, не стал еще профессионалом. Под менеджментом понималось контролирование намеченных целей.
Окончательная, пятая управленческая революция относится к XIX-началу XX веков. Она носит название бюрократической и характеризуется появлением целого нового класса - менеджеров и науки менеджмента. Образ менеджера видоизменяется, корректируется по мере развития науки, техники, производства. И темпы этого видоизменения возрастают с каждым днем. Проблема управления человеческими ресурсами становится все более актуальной. Так, по подсчетам А. И. Кравченко, проанализировавшего большое количество работ по общей теме "Общество и экономика", опубликованных в разное время, всего 40% вышли в свет до 1979 года, 38% - в период с 1980 по 1984 годы, а 22% - после 1985 года. Таким образом в последние 15 лет свет увидело в 1,5 раза больше книг по данной проблеме, чем за все предшествующие десятилетия, вместе взятые.
Итак, в процессе веков происходило формирование образа идеального менеджера. Конечно, любой менеджер - это прежде всего, человек. Он обладает своими качествами, чертами характера. Однако одни качества способствуют продуктивной менеджерской деятельности, а другие - нет.
Какими же качествами должен обладать идеальный менеджер? Каждый специалист в области управления отвечает на этот вопрос по-своему. Так, по мнению Конфуция, основными качествами является тонкое и глубокое проникновение в характеры и чувства своих сотрудников. Греки времен Гомера выделяли в идеальном руководителе: мудрость Нестора, справедливость Агамемнона, хитрость Одиссея, энергичность Ахиллеса. Хотя сам Гомер придерживался мысли, что идеального руководителя не существует. Однако он подчеркивал, что если различные руководители с различными, присущими только им качествами, будут целенаправленно работать, то могут приблизиться к этому образу.
Родоначальник, отец научной организации труда Ф. Тейлор считал основными у идеального менеджера качествами - ум, образованность, технические знания, силу, тактичность, энергичность, решительность, честность, рассудительность. Другой классик менеджмента А. Файоль на первое место ставил предвидение. Большое внимание он придавал также организаторским способностям, компетентности, крепкому здоровью, интеллекту, высокой культуре и нравственности.
Современные ассы менеджмента также не имеют общего мнения, какими качествами и чертами характера должен обладать хороший менеджер. Однако следует отметить, что в силу различных национальных особенностей, различного экономического развития стал вырисовываться идеальный менеджер для каждой страны
Качества менеджера - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.
Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера.
Профессионально важные качества менеджера рассматриваются на трех уровнях:
- на
уровне задач деятельности
- на поведенческом уровне;
- на уровне свойств личности.
На
основе управленческой деятельности менеджера
можно выделить следующие профессионально
важные качества.
Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности.
Наиболее важными являются:
Что же должен уметь делать менеджер, по мнению российского специалиста?
1. Организовывать и планировать производство и реализацию продукции.
2. Принимать правильные нестандартные решения в области управления.
3. Руководить коллективом на уровне современных требований, то есть быть лидером.
4. Общаться, контактировать с людьми.
5. Побуждать работников к творческой деятельности, рационализации, изобретательству, отмечать и оценивать каждое достижение подчиненного.
6. Находить выход из конфликтных ситуаций.
7. Быть предельно объективным независимо от своих симпатий.
8. Подбирать, отбирать и обучать работников.
9. Уметь подчиняться и соблюдать субординацию.
10. Вести деловые переговоры.
При таком огромном перечне к умениям менеджера, не меньший список требований предъявляется к минимуму необходимых черт:
1. Наличие специальных знаний, высокая компетентность и эрудиция.
2. Предприимчивость, инициативность, умение творчески подходить к делу, способность к риску.
3. Критический подход к существующему положению дел.
4. Гибкость и рациональность мышления и действий.
5. Открытость для дискуссии, свободного обмена мнениями.
6. Логичность поступков, динамичность поведения.
7. Умение общаться с людьми, способность обеспечить хороший морально-психологический климат в коллективе, творческое содружество, товарищеское взаимодействие.
8. Ориентация на конкуренцию, на свободу выбора и хозяйственного маневра.
9. Компетентность, эрудиция, широкий кругозор, потребность в постоянном получении новых знаний.
10. Умение создавать условия для развития личности подчиненных, решения социальных проблем коллектива. [1, c97-100]
Такой большой список качеств, знаний и умений, предъявляемых к менеджеру, можно объяснить тем, что менеджер сегодня выступает в ряде ролей. Сегодня менеджер - это управляющий, дипломат, лидер, воспитатель, инноватор и, конечно, просто человеческое существо. Однако, если рассмотреть требования, предъявляемые к идеальному менеджеру в странах СНГ и странах с хорошо развитой рыночной экономикой, то отличия налицо. Взять, например, "ориентацию на конкуренцию". Данное требование остается чуждым и сегодня многим нашим управленцам. В требованиях к зарубежным менеджерам оно не встречается, так как является объективной реальностью.