Основы создания системы менеджмента качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:27, контрольная работа

Краткое описание

Потребности и ожидания потребителей постоянно изменяются, из-за чего организации испытывают давление, создаваемое конкурентной средой (рынком) и техническим прогрессом. Для поддержания постоянной удовлетворенности потребителя организации должны постоянно совершенствовать свою продукцию и свои процессы. СМК организации, как один из инструментов менеджмента, дает уверенность высшему руководству самой организации и ее потребителям, что организация способна поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям (необходимого качества, в необходимом количестве за установленный период времени, затратив на это установленные ресурсы). Этот инструмент менеджмента действует строго в рамках так называемого железного треугольника проекта.

Оглавление

Основы создания системы менеджмента качества 3
Теоретическая часть 3
Практическая часть 10
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

Управление качеством.docx

— 45.88 Кб (Скачать)

По мнению японских специалистов, статистические методы анализа обязательны: с их помощью определяется реальная взаимосвязь между многочисленными  факторами, влияющими на процесс  производства изделия, и его качеством  на выходе. Статистика, устанавливая причинно-следственные связи, оказывает влияние на технологический  процесс, позволяет свести объем  производственных дефектов до минимума. Однако эффект от применения статистического  подхода возможен только тогда, когда  его методы применяются последовательно, комплексно и охватывают весь производственный цикл.

При этом в Японии применение статистических методов, как правило, используется во всех звеньях производственно-сбытовой цепи и охватывает поставщиков, посредников, дилеров, розничных торговцев.

В концепцию "тотального" контроля входят следующие принципы:

- контроль качества  осуществляется на всех этапах  производства продукции;

- в систему контроля  качества включаются все подразделения,  все без исключения сотрудники;

- ответственность за  качество продукции ложится на  всех сотрудников;

- высшее руководство  оказывает полную поддержку мероприятиям, проводимым по программе "тотального" контроля.

Реализация принципов "тотального" контроля, всей системы в целом  невозможно без всеобщего целенаправленного  обучения персонала организации. В  Японии разработана специальная  программа обучения мастеров и менеджеров. Японские специалисты подчеркивают, что процесс обучения необходимо начинать с руководителей высшего  звена. Принятие собственной программы  обучения руководство японских фирм согласует с необходимыми производственными  целями.

Кружки качества самостоятельно разрабатывают методы обнаружения  производственных дефектов и предлагают меры их устранения. Заседания проводятся еженедельно, если они проходят во внерабочее время, обычно компания выплачивает  компенсацию. Каждый кружок возглавляет  лидер, который организует обсуждение, направляет дискуссию.

Японские кружки качества можно охарактеризовать следующим  образом:

- состоят из 8-10 членов - работников одного участка;

- лидер или избирается, или назначается, членство добровольное;

- заседания проходят  еженедельно в течение одного  часа;

- отрабатывается методика  принятия групповых решений, статистических  методов;

- направлены на улучшение  отношений среди работников, а  также между исполнителями и  руководством;

- практикуется моральное  вознаграждение за участие в  работе;

- основное внимание  направлено на выявление и  решение проблем, связанных с  обнаружением и устранением дефектов, а также на успешную деятельность  отдельных работников и подразделения  в целом.

Регулярно проводятся конференции  кружков качества, как национальное мероприятие - всеяпонский съезд представителей кружков качества.

Причины успеха работы кружков  качества в Японии скрыты в специфике  японской культуры, которая характеризуется  высокой оценкой коллективизма. В сознании японцев преобладают  групповые ценности, которые всегда оценивались выше индивидуальных. У  японца процветание фирмы, на которой  он работает, вызывает неподдельную гордость. Поэтому забота о качестве, репутации  фирмы у рядовых работников выступает  на первый план.

Японский подход к управлению качеством имеет свою специфику. Можно перечислить следующие  отличительные черты японского  подхода к управлению качеством :

1) направленность на  постоянное совершенствование процессов  и результатов труда всего  персонала;

2) приоритет контроля  качества процессов, а не качества  продукции;

3) внимание на предотвращение  возможности допущения дефектов;

4) решение возникающих  проблем по принципу восходящего  потока (направленность от последующей  операции к предыдущей);

5) развитие принципа "твой  потребитель - исполнитель следующей  производственной операции";

6) возложение всей ответственности  за качество результатов труда  на непосредственного исполнителя;

7) активизация человеческого  фактора (поощрение творческого  поиска, применение методов морального  стимулирования и воздействия).

Таким образом, внедрение  новейших технологий не только в области  производства и обслуживания, но и  в области управления, в том  числе управления качеством позволило  Японии в сжатые сроки выйти на передовые позиции мировой экономики, и говорить о "японском чуде".

СМК на базе ИСО 9000 в России

Следует отметить, что систематическая работа в  области улучшения качества продукции  велась в СССР с середины 50-х годов. Развитие систем качества в Советском  Союзе носило региональный характер, поэтому предлагаемые подходы ассоциировались с местом их разработки: БИП – Саратов, КАНАРСПИ – Горький, СБТ и КСУКП – Львов, НОРМ – Ярославль, КСУКП и ЭИР – Днепропетровск, КСПЭП – Краснодар. В этот период отечественная школа качества еще шагала в ногу со временем. Однако перечисленные системы создавались и использовались преимущественно на предприятиях ВПК. При производстве потребительских товаров в условиях планово-распределительной системы качество означало соответствие стандарту. Такое понимание крепко осело и до сих пор превалирует в головах российских управленцев и заставляет их думать, что параметры качества устанавливаются либо регулирующими органами, либо производителем. Сегодня это серьезная ошибка

В последние  годы все большее число российских предприятий принимают стратегическое решение о создании системы менеджмента  качества (СМК) по стандарту ISO 9001, более  того, можно смело прогнозировать возрастание интереса к получению  международного сертификата в ближайшем  будущем. Об этом свидетельствует практика многих компании. Причины, которые побуждают  российские предприятия инициировать процесс сертификации по стандарту ISO 9001, достаточно многообразны: это  может быть стремление повысить собственную  конкурентоспособность или эффективность  своей деятельности, наличие сертификата  может быть требованием законодательства, стратегических партнеров, собственников  или инвесторов.

К сожалению, достаточно много российских предприятий, изначально формально подходя к  построению системы менеджмента  качества и закономерно не получив  позитивного эффекта, разочаровываются в самой идее менеджмента качества, и транслируют другим предприятиям свое негативное отношение к данной системе. Действительно, если предприятие  ставит целью получение сертификата, а не выстраивание системы менеджмента  качества (например, когда наличие  сертификата является требованием  законодательства), то практически  наверняка под видом системы  качества предприятие получит лишь дополнительную бюрократическую нагрузку к основной деятельности. Между тем, повторим, что система менеджмента  качества - это инструмент, который  можно применить с разной эффективностью: с его помощью можно выстроить  систему непрерывного совершенствования  деятельности предприятия, а можно  и "замусорить" систему управления излишними инструкциями и регламентами, затруднив деятельность сотрудников  и не получив какого-либо положительного эффекта.

 

Практическая часть

 

ОАО «Волжский оргсинтез» - предприятие, специализирующееся на производстве продуктов базовой химии.

ОАО «Волжский оргсинтез» освоено в 1964 году. До 1988 года компания вводила в эксплуатацию новые производства химической продукции. В 2005 году предприятие ввело в эксплуатацию собственное паропроизводство.

Основная продукция ООАО «Волжский оргсинтез»:

• Анилин

• Метионин

• Присадки к бензинам;

• Сероуглерод;

• Резиновые  ускорители;

• Флотореагенты;

• Базовая  химия.

Производимая  продукция используется в отраслях горнодобывающей, шинной, химической, медицинской, нефтеперерабатывающей  промышленности, цветной металлургии.

Сегодня ОАО «Волжский оргсинтез» имеет более 30 партнеров в семи странах мира.

Современная химическая компания не мыслит себя без  системы управления качеством. Соответствие нашей системы менеджмента качества требованиям международного стандарта ISO 9001.2000 подтверждено сертификатом органа по сертификации TÜV CERT, впервые полученным в 2004 г. и ежегодно подтверждаемого.

Цеха, в которых  постоянно идет модернизация оборудования, собственный ТЭЦ и автопарк, квалифицированный  персонал позволяют нашему предприятию  сохранять стабильное положение  на рынке даже в трудные времена. Качество продукции - это аксиома  для завода. Всесторонне контролировать ее позволяет оснащенная лаборатория, а также системы качества, признанные на международном уровне. Благодаря  достойному уровню качества продукция  предприятия пользуется спросом  не только на территории РФ, но и в  странах ближнего и дальнего зарубежья.

За длительное время завод завоевал безупречную  репутацию большого надежного производителя. ОАО «Оргсинтез» - это уже известный бренд, олицетворение лидерства, стабильности, мастерства, передовых технологий и качества.

Уставный  капитал Общества составляет 14 286 796 000 (Четырнадцать миллиардов двести восемьдесят  шесть миллионов семьсот девяносто  шесть тысяч) рублей и разделен на 14 286 796 (Четырнадцать миллионов двести восемьдесят шесть тысяч семьсот  девяносто шесть) обыкновенных именных  бездокументарных акций. Номинальная  стоимость одной акции составляет 1 000 (Одну тысячу) рублей. Все акции  имеют одинаковую номинальную стоимость.

Органами  управления Общества являются:

  • Общее собрание акционеров;
  • Совет директоров;
  • Генеральный директор (единоличный исполнительный орган);

На предприятии есть четко отлаженный механизм контроля соответствия-несоответсвия определенному ГОСТу.

Для этого ведется статистический учет и контроль качества, что в  принципе, не ново в отечественной  и зарубежной практике. Он включает регистрацию данных выходного контроля исходного сырья, регистрацию данных контроля готовых изделий и регистрацию  данных промежуточного контроля, т.е. стадию инспекционного контроля. За ней следует  стадия статистического учета производства и технологии: регистрация данных контроля процесса; повседневная информация о применяемых операциях, регистрация данных контроля оборудования; патенты; сбыт продукции. Последние стадии - управление и делопроизводство; финансовые операции. Никакие методы из «семи инструментов контроля качества» не используется.

Выявлением требований рынка занимается служба маркетинга на ОАО «Оргсинтез». Ее роль состоит в определении потребностей в продукции, рыночном спросе, требований потребителя, оценки стоимости и сроков производства. На деле оказалось, что лаборатория качества и отдел маркетинга сосуществуют в параллельных пространствах, очень редко соприкасаясь на этапе разработки и внедрения нового вида продукции. Это существенное упущение и ослабление петли качества.

Активно ведется работа по участию  в различных конкурсах и, как  результат, получены многочисленные премии, т.е. есть работа над престижем фирмы. Для участия в международно-техническом  сотрудничестве и международной  торговле, содействия потребителя в  компетентном выборе продукции товар  сертифицируется. Это делается для  защиты потребителя от недобросовестности производителя, контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья, а также для  подтверждения своих показателей  качества.

В службе бухгалтерского учета калькулируются затраты лишь на оборудование, сырье, рабочую силу. Но это лишь малая  толика того, что должно быть учтено в графе «затраты на качество». В  ней также должны быть учтены затраты  на переделку, повторную обработку, брак, повторные испытания и др.

Система качества создается и внедряется как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленной цели.

Политика  ООАО «Оргсинтез» в области качества формируется высшим руководством предприятия.

Система качества включает: обеспечение качества; управление качеством; улучшение качества. Она  создается руководством предприятия  как средство реализации политики в  области качества.

В системе  качества функционируют заказчик (потребитель) и поставщик (изготовитель).

Информация о работе Основы создания системы менеджмента качества