Основные виды конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 06:53, реферат

Краткое описание

Индивидуально-групповые конфликты носят в большей степени психологический характер.
Внутриличностный конфликт возникает при несовпадении личных потребностей работника и целей предприятия или коллектива сотрудников. Данный вариант конфликта может также являться следствием неудовлетворенности человека работой, отсутствием стабильности рабочего места и реальных перспектив. Часто это вариант, когда менеджер предъявляет сотруднику противоречивые требования по поводу характера его работы.

Файлы: 1 файл

Основные виды конфликтов.docx

— 617.97 Кб (Скачать)

«Инцидент»

 

В процессе применения этой игры:

  • совершенствуется умение оценивать характер складывающихся в коллективе взаимоотношений;
  • участники игры приобретают умение выделять критические моменты во взаимоотношениях - конфликтные ситуации;
  • участники приобретают способность к профилактическим решениям, предотвращающим перерастание конфликтной ситуации в конфликт.

Целью ролевой игры «Инцидент» является формирование умений конструктивно разрешать конфликтные ситуации, прогнозировать педагогические последствия решений различных конфликтных ситуаций, углубление опыта анализа ситуаций взаимоотношений и выработка стандартных стратегий поведения.

Подготовка игры. Все участники разбиваются на 4 группы (принцип разбивки не имеет значения, т. к. ход игры не зависит от количества участников в каждой из четырех групп). В течение 10 минут каждая группа продумывает и разыгрывает (в общих чертах) конфликтную ситуацию для разрешения другой группе. Каждый участник получает ролевую установку, которой следует в игре. По необходимости подготавливается реквизит. В период подготовки каждая группа продумывает также и помеху для разрешения конфликтной ситуации, которая пишется на листке и отдается ведущему игры.

Ход ролевой игры представлен на схеме:

 

ГРУППА / ЭТАП

I

II

III

IV

Первая

КС

Э

Р

П

Вторая

П

КС

Э

Р

Третья

Р

П

КС

Э

Четвертая

Э

Р

П

КС


 

Условные обозначения:

КС  – конфликтная ситуация, П – «помеха», Э – эксперты, Р – разрешение конфликтной ситуации.

Обратная  связь (анализ решений) осуществляется по методике так называемого «аквариума», когда каждая группа по очереди выступает  в роли экспертов предложенных решений, образуя внешний круг.

 

Критерии игры:

  1. Время, потраченное на разрешение конфликтной ситуации.
  2. Форма его разрешения: соблюдение такта, уважения, учет интересов участников конфликтной ситуации.
  3. Характер разрешения конфликтной ситуации: конструктивной или деструктивной, зависящей от стратегии поведения его участников, возможные последствия предлагаемых решений.

 

Очень часто в транспорте, в магазине, на улице и в учреждениях мы сталкиваемся с конфликтными ситуациями, из которых подчас не можем найти  правильного выхода. Игровая группа, которая получила это задание, проиграет  нам два варианта поведения в  такой ситуации: как не надо себя вести и как надо себя вести. Мы со своей стороны оценим оба варианта и определим, какой из них является лучшим (инсценировка игровой ситуации).

Комментарий при случайно вспыхнувшей ссоре: где бы то ни было, постарайтесь сдержать себя в любом  случае, правы или нет, спокойно произнесите  «извините» и замолчите, переключив свое внимание на что-нибудь другое, пока обвиняющий вас в чем-то человек  не исчерпает всех своих аргументов и не замолчит сам, не встретив с  вашей стороны возражений, которые  могли бы «подлить масла в огонь». Вспомните, как некрасиво выглядят люди, взаимно унижающие и оскорбляющие друг друга буквально из-за какого-нибудь пустяка. Постоянно, везде воспитывайте в себе выдержку и хладнокровие.

 

Не забывая об особенностях поведения  личности в конфликтных ситуациях, мы рекомендуем следующий поэтапный  путь проведения (преодоления конфликтов), если предотвратить его все же не удалось.

  1. Признайте наличие конфликта. В характере человека, по мнению психологов, есть странная черта: «терпеть нетерпимое и не признавать очевидное». Поэтому – заявить о конфликте, тем самым открыть дорогу к переговорам.
  2. Договориться о процедуре разрешения конфликта: где, когда и как Вы начнете с Вашим оппонентом совместную работу по преодолению конфликта.
  3. Очертите конфликт, тем самым будут сняты скрытые интересы, личные обиды и т.д.
  4. Исследуйте возможные варианты решения конфликта, здесь хорош метод «мозговой атаки».
  5. Добейтесь соглашения – это означает, что необходимо выбрать решение, приемлемое для обеих сторон.
  6. Немедленно воплощайте план в жизнь.
  7. Сделайте анализ, оцените принятое решение.

 

К. Томас выделяет следующие способы  регулирования конфликтов:

  1. соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
  2. приспособление, означающее в противоположность соперничеству- принесение в жертву собственных интересов ради другого;
  3. компромисс:
  4. избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных цепей:
  5. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе- полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

В своем  опроснике по выявлению типичных форм поведения К Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Методика используется как диагностический инструмент при анализе деятельности человека в условиях конфликта. Позволяет выявить основные стратегии поведения человека в этих условиях.

Может быть использована при прогнозировании успешности поведения человека в малых группах.

Прогностичность методики не доказана, ее целесообразно использовать в тестовых батареях, связанных с изучением коммуникативных особенностей.

Автором методики является американский психолог К. Томас. Одной из конструктивных объяснительных моделей, описывающих стили поведения людей в конфликтных ситуациях, является двумерная модель К. Томаса, впервые опубликованная в пособии по промышленной и организационной психологии / Под. ред. М. Д. Даннет, Чикаго, 1976 г.

Методика  широко используется в отечественных  исследованиях и опубликована в  целом ряде источников:

  1. Лучшие психологические тесты. Петрозаводск. Петро-ком 1992
  2. Гришина Н.В. О предрасположенности к конфликтному поведению. Психические состояния. 1981.
  3. Марищук В.Л. Методика психодиагностики в спорте. М. Просвещение. 1984.
  4. Сборник методик социально-психологической и личностной диагностики для практических занятий по социальной психологии. Под. ред. Реньге Р.Э. 1983.

Ремарка. Автор дополнительной интерпретации к тесту – Козлова А.А.

Типичные «конфликтные привычки» участников конфликта

 

Наиболее  полное представление о стратегиях и тактиках поведения в конфликте  можно получить, зная типичные «конфликтные привычки» (психологические реакции  поведения), которые свойственны  всем людям, вступающим в конфликтные  отношения.

Рассматривая  одну и ту же конфликтную ситуацию, можно проследить, как меняются психологические  реакции поведения участников конфликта  в зависимости от выбранной стратегии  поведения.

Ситуация. Вы твердо не согласны с тем, что вам говорит человек. Вы готовы защищать свою точку зрения, но чувствуете, что Вам его не переубедить.

Стратегия поведения –  Уклонение.

«Конфликтные  привычки»:

  • прекращаете разговаривать с этим человеком;
  • подавляете в себе несогласие с ним;
  • становитесь в позу обиженного;
  • ощущаете подавленность от непонимания с его стороны;
  • переходите на сдержанный тон в обращении с ним и формальные отношения;
  • скажете неприятные слова о нем, но не ему;
  • намерены прекратить заботу о нем, поддержку действий, начинаний;
  • мысленно вычеркиваете его из списка друзей или партнеров общего дела.

 

Стратегия поведения –  Улаживание.

«Конфликтные  привычки»:

  • делаете вид, будто ничего не произошло;
  • предпочитаете пойти на его условия ради мира;
  • ругаете себя впоследствии за то, что не смогли ничего противопоставить;
  • употребляете все свое личное обаяние, чтобы достичь цели;
  • ничего не предложите для решения проблемы, но подумаете, как организовать интригу;
  • сделаете все, чтобы скрыть свое раздражение, огорчение и бессилие.

 

Стратегия поведения –  Конкуренция.

«Конфликтные  привычки»:

  • продолжаете доказывать человеку ошибочность его точки зрения;
  • выражаете ему свое раздражение и демонстрируете его, пока человек не примет Вашу точку зрения;
  • пробуете его перехитрить;
  • предпочитаете криком решить проблему;
  • станете искать союзников с цепью оказать на противника должное воздействие;
  • твердо потребуете, чтобы ради соглашения противник уступил;
  • можете прибегнуть к физическому или моральному насилию.

 

Стратегия поведения –  Компромисс.

«Конфликтные  привычки»:

  • предложите делить «конфликтный пирог» поровну;
  • Вам прежде всего нужны нормальные отношения на будущее (боязнь попасть под пресс давления своего противника дает выход на компромисс);
  • Вы немного уступите, но для того, чтобы получить чуть-чуть больше (деляческий компромисс).

 

Стратегия поведения –  Сотрудничество.

«Конфликтные  привычки»:

  • признаете реально существующий конфликт без иллюзий, без недомолвок;
  • не скрываете своих интересов, претензий и требуете этого от своего партнера;
  • отказываетесь от своих имеющихся преимуществ, не злоупотребляете своим силовым потенциалом, так как предполагаете действовать с партнером на равных (паритетные социальные отношения);
  • приглашаете партнера к совместному поиску решений конфликтной проблемы;
  • честно принимаете на себя ответственность за удачу и неудачу в разрешении конфликта;
  • в случае неудачи стараетесь не стать врагами, а продолжать совместные поиски выхода из конфликтной ситуации.

Современным аналогом мирного, цивилизованного  разрешения конфликта является стратегия  поведения сотрудничества, все действия и «конфликтные привычки» которой проходят под девизом: «Я хочу выиграть только при условии, что выиграете и Вы». Чтобы эффективно использовать эту стратегию, нужно много работать над собой, так как в ее основе заложены не только высокая внутренняя культура человека, но и здравый смысл, взгляд на перспективу. Это надо постоянно учитывать и этому нужно постоянно учиться.

 

СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПОВЕДЕНИЯ  УЧАСТНИКОВ КОНФЛИКТА.

 

Понятие стратегии – концептуальное понятие. Стратегия поведения с конфликте – это программа и план действия, направленные на реализацию поставленной цепи в конфликте, другими словами – это решение задачи удовлетворения своей конкретной потребности, своего конкретного интереса в данном конфликте. Тактика поведения в конфликте – это средства, обеспечивающие данную стратегию, которые, в конечном счете, определяют стиль поведения человека в конфликте.

Современная теория конфликтов различает пять основных стратегий поведения: конкуренция, уклонение, сотрудничество, улаживание и компромисс. Если в системе координат отразить наиболее значимые принципы конфликтного поведения, а именно заинтересованность в достижении личных цепей и сохранении личных отношений, то можно графически показать место положения каждой стратегии поведения (см. рис. 1). Ниже представлены пять основных стратегий поведения в конфликте, каждой из которых для наглядности дано условное образное название, характеризующее основные тактические действия данной стратегии.

Информация о работе Основные виды конфликтов