Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 06:53, реферат
Индивидуально-групповые конфликты носят в большей степени психологический характер.
Внутриличностный конфликт возникает при несовпадении личных потребностей работника и целей предприятия или коллектива сотрудников. Данный вариант конфликта может также являться следствием неудовлетворенности человека работой, отсутствием стабильности рабочего места и реальных перспектив. Часто это вариант, когда менеджер предъявляет сотруднику противоречивые требования по поводу характера его работы.
«Инцидент»
В процессе применения этой игры:
Целью ролевой игры «Инцидент» является формирование умений конструктивно разрешать конфликтные ситуации, прогнозировать педагогические последствия решений различных конфликтных ситуаций, углубление опыта анализа ситуаций взаимоотношений и выработка стандартных стратегий поведения.
Подготовка игры. Все участники разбиваются на 4 группы (принцип разбивки не имеет значения, т. к. ход игры не зависит от количества участников в каждой из четырех групп). В течение 10 минут каждая группа продумывает и разыгрывает (в общих чертах) конфликтную ситуацию для разрешения другой группе. Каждый участник получает ролевую установку, которой следует в игре. По необходимости подготавливается реквизит. В период подготовки каждая группа продумывает также и помеху для разрешения конфликтной ситуации, которая пишется на листке и отдается ведущему игры.
Ход ролевой игры представлен на схеме:
ГРУППА / ЭТАП |
I |
II |
III |
IV |
Первая |
КС |
Э |
Р |
П |
Вторая |
П |
КС |
Э |
Р |
Третья |
Р |
П |
КС |
Э |
Четвертая |
Э |
Р |
П |
КС |
Условные обозначения:
КС – конфликтная ситуация, П – «помеха», Э – эксперты, Р – разрешение конфликтной ситуации.
Обратная связь (анализ решений) осуществляется по методике так называемого «аквариума», когда каждая группа по очереди выступает в роли экспертов предложенных решений, образуя внешний круг.
Критерии игры:
Очень часто в транспорте, в магазине, на улице и в учреждениях мы сталкиваемся с конфликтными ситуациями, из которых подчас не можем найти правильного выхода. Игровая группа, которая получила это задание, проиграет нам два варианта поведения в такой ситуации: как не надо себя вести и как надо себя вести. Мы со своей стороны оценим оба варианта и определим, какой из них является лучшим (инсценировка игровой ситуации).
Комментарий при случайно вспыхнувшей ссоре: где бы то ни было, постарайтесь сдержать себя в любом случае, правы или нет, спокойно произнесите «извините» и замолчите, переключив свое внимание на что-нибудь другое, пока обвиняющий вас в чем-то человек не исчерпает всех своих аргументов и не замолчит сам, не встретив с вашей стороны возражений, которые могли бы «подлить масла в огонь». Вспомните, как некрасиво выглядят люди, взаимно унижающие и оскорбляющие друг друга буквально из-за какого-нибудь пустяка. Постоянно, везде воспитывайте в себе выдержку и хладнокровие.
Не забывая об особенностях поведения
личности в конфликтных ситуациях,
мы рекомендуем следующий
К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
Методика используется как диагностический инструмент при анализе деятельности человека в условиях конфликта. Позволяет выявить основные стратегии поведения человека в этих условиях.
Может быть использована при прогнозировании успешности поведения человека в малых группах.
Прогностичность методики не доказана, ее целесообразно использовать в тестовых батареях, связанных с изучением коммуникативных особенностей.
Автором методики является американский психолог К. Томас. Одной из конструктивных объяснительных моделей, описывающих стили поведения людей в конфликтных ситуациях, является двумерная модель К. Томаса, впервые опубликованная в пособии по промышленной и организационной психологии / Под. ред. М. Д. Даннет, Чикаго, 1976 г.
Методика широко используется в отечественных исследованиях и опубликована в целом ряде источников:
Ремарка. Автор дополнительной интерпретации к тесту – Козлова А.А.
Наиболее полное представление о стратегиях и тактиках поведения в конфликте можно получить, зная типичные «конфликтные привычки» (психологические реакции поведения), которые свойственны всем людям, вступающим в конфликтные отношения.
Рассматривая одну и ту же конфликтную ситуацию, можно проследить, как меняются психологические реакции поведения участников конфликта в зависимости от выбранной стратегии поведения.
Ситуация. Вы твердо не согласны с тем, что вам говорит человек. Вы готовы защищать свою точку зрения, но чувствуете, что Вам его не переубедить.
Стратегия поведения – Уклонение.
«Конфликтные привычки»:
Стратегия поведения – Улаживание.
«Конфликтные привычки»:
Стратегия поведения – Конкуренция.
«Конфликтные привычки»:
Стратегия поведения – Компромисс.
«Конфликтные привычки»:
Стратегия поведения – Сотрудничество.
«Конфликтные привычки»:
Современным аналогом мирного, цивилизованного разрешения конфликта является стратегия поведения сотрудничества, все действия и «конфликтные привычки» которой проходят под девизом: «Я хочу выиграть только при условии, что выиграете и Вы». Чтобы эффективно использовать эту стратегию, нужно много работать над собой, так как в ее основе заложены не только высокая внутренняя культура человека, но и здравый смысл, взгляд на перспективу. Это надо постоянно учитывать и этому нужно постоянно учиться.
СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ КОНФЛИКТА.
Понятие стратегии – концептуальное понятие. Стратегия поведения с конфликте – это программа и план действия, направленные на реализацию поставленной цепи в конфликте, другими словами – это решение задачи удовлетворения своей конкретной потребности, своего конкретного интереса в данном конфликте. Тактика поведения в конфликте – это средства, обеспечивающие данную стратегию, которые, в конечном счете, определяют стиль поведения человека в конфликте.
Современная теория конфликтов различает пять основных стратегий поведения: конкуренция, уклонение, сотрудничество, улаживание и компромисс. Если в системе координат отразить наиболее значимые принципы конфликтного поведения, а именно заинтересованность в достижении личных цепей и сохранении личных отношений, то можно графически показать место положения каждой стратегии поведения (см. рис. 1). Ниже представлены пять основных стратегий поведения в конфликте, каждой из которых для наглядности дано условное образное название, характеризующее основные тактические действия данной стратегии.