Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:35, курсовая работа
Цель работы − изучить особенности управления государственным унитарным предприятием.
Для того чтобы выполнить цель работы необходимо решить следующие задачи:
1.Определить понятие государственного предприятия
2.Обозначить виды государственных предприятий
3.Указать особенности и недостатки в управлении государственных предприятий
4.Выявить основные пути совершенствования государственного управления
Введение 2
1. Теоретические основы управления муниципальным унитарным предприятием 3
1.1 Понятие Государственное унитарное предприятие: 3
1.2 Виды государственных унитарных предприятий 4
1.3 Предъявляемые требования к государственным предприятия 6
2. Основные проблемы и пути совершенствования управления государственными предприятиями 11
2.1 Особенности управления государственным предприятием 11
2.2 Проблемы управления государственного предприятия 13
2.3 Основные пути совершенствования управления государственными предприятиями 19
Заключение 22
Cписок литературы 24
Чтобы иметь четкое представление об основных стратегических направлениях своей деятельности в условиях рынка, каждое предприятие, в том числе крестьянское (фермерское) хозяйство, а также предприятие занимающееся его снабжением, должно иметь так называемый бизнес−план, с которого, в сущности, начинается вся работа. В нем должны найти отражение следующие положения: что намеревается производить предприятие (хозяйство); как будет организован этот процесс; кто им будет руководить; для чего все это будет делаться; когда и чем эта деятельность должна завершиться.
Структура и содержание бизнес−плана не регламентированы, но обычно в нем содержатся следующие разделы: цели и задачи деятельности предприятия; основные показатели и параметры плана; характеристика производимой продукции, товаров и услуг; оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса и объема продаж; план действий (в сфере производства, реализации и т.д.) и организационные меры; требуемые ресурсы и источники их получения; эффективность деятельности предприятия.
Материальное стимулирование
является одним из важнейших средств
воздействия на работника; ведущее
место здесь занимает основная оплата
труда. В настоящее время все
предприятия АПК устанавливает
размеры тарифных ставок самостоятельно,
так же как должностные оклады
руководителям, специалистам, служащим,
обслуживающему персоналу. Размеры
основной оплаты труда зависят от
уровня экономического развития предприятия.
Однако он не может быть ниже минимального
размера, определяемого
Основная оплата должна устанавливаться прежде всего в зависимости от индивидуальных результатов, количества и качества труда. Вместе с тем при коллективных формах организации труда она в значительной мере зависит от результатов работы коллектива подразделения, объема производства продукции и прибыли от ее реализации.
Наряду с основной оплатой на предприятиях широко используют различные доплаты и премии.
Доплата − поощрительная форма материального вознаграждения, связанная с более высокими индивидуальными результатами и качеством труда. Незаслуженные надбавки вызывают протест у других, поэтому они недопустимы. Обычно надбавки к основной оплате не превышают четверти тарифной ставки.
Премия − более сложная форма материального вознаграждения; от дополнительной оплаты она отличается рядом особенностей. Во−первых, премия носит неустойчивый характер (может уменьшаться, увеличиваться и не начисляться вовсе) и непосредственно связана с результатами труда (их превышением над базовой величиной). Во−вторых, премия не должна начисляться за результаты деятельности работника, являющиеся обязательными и оплачиваемыми в качестве основного заработка. В−третьих, выдачу премий по мотивам, не связанным с результатами труда (скажем, по причине выхода на пенсию, неудовлетворительного материального положения и т.л.), нельзя признать правильной. В−четвертых, незначительные по размерам, но массовые по охвату работников и регулярно выплачиваемые премии, по сути, превращаются в доплаты и не могут эффективно их стимулировать.
Премирование действенно лишь при выполнении определенных условий; получение работником или коллективом премии должно быть оправдано прежде всего экономически. Важным инструментом воздействия руководителей и специалистов на управляемую систему является экономический анализ. Он позволяет выявлять резервы производства, предупреждать штрафные санкции, более рационально использовать товарно−материальные ценности, денежную наличность, основной и акционерный капитал. Владея приемами экономического анализа, каждый руководитель и специалист может активно влиять на действия своих подчиненных.
Таким образом, в руках
руководителей и специалистов предприятий
АПК имеется большой набор
средств экономического воздействия,
к использованию которых
Подводя итоги сказанному, отразум сущность управления производством, словами А. Файоля: «Управлять − значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать: предвидеть, то есть учитывать грядущее и вырабатывать программу действий; организовывать − то есть строить двойной, материальный и социальный организм предприятия; распоряжаться−то есть заставлять персонал надлежаще работать; координировать − то есть связывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия; контролировать − то есть заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям».8
Таким образом, сущность управления
производством заключается в
обеспечении целенаправленного, планомерного
воздействия управляющей
Радикальная реформа имущественных отношений в России в последнее десятилетие привела к резкому уменьшению размеров государственного сектора в экономике. Тем не менее, как показывает опыт, экономическое развитие практически всех стран с рыночным хозяйством на протяжении многих десятилетий сопровождается участием государства в хозяйственной деятельности в той или иной форме, которое может являться важным фактором экономического роста, способствуя смягчению Л негативных эффектов воздействия рыночных механизмов (так называемых "провалов рынка"), компенсируя априорную слабость или ситуативное отсутствие мотивации со стороны частного предпринимательства.
Сложность управления предприятиями государственного сектора в рыночной экономике вообще связана с несколькими объективными факторами.
Подчинение деятельности
предприятий госсектора удовлетворению
определенных общественных потребностей
не позволяет свести оценку эффективности
их деятельности исключительно к
величине получаемых государством прямых
доходов от того или иного предприятия
в виде дивидендов или доли прибыли,
важно принимать во внимание косвенные
эффекты, оказывающие влияние на
экономику в целом. Необходимость
сочетания решения
Из всего сказанного напрашивается
вывод о большой специфике
предприятий и организаций
В российской переходной экономике дополнительные сложности управления государственными предприятиями связаны со стихийно сложившимся остаточным характером этого сектора хозяйства (в нем находятся те предприятия или объекты, которые по каким-либо причинам не были приватизированы ранее), отсутствием единства в понимании места и роли государственного сектора для экономического развития в российском обществе (включая различные группы политической и хозяйственной элиты), общей аморфностью прав собственности, делающей государственные предприятия объектом конфликта интересов между отдельными группировками бюрократии и бизнеса.
1.Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ [Электронный ресурс]: (ред. от 28.11.2011) // КонсультантПлюс. Версия Проф.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» [Электронный ресурс]: (ред. от 30.11.2011) // КонсультантПлюс. Версия Проф.
3.Мильнер Б.З. Теория организации: учебник – Москва, 2008.- 1864 стр. (667-676)
4.Михадов С.С. Совершенствование механизма управления государственными предприятиями в региона [электронный ресурс]: - www.dissercat.com/content/ статья 2009 года – Махачкала.
5.Теория и практика
управления государственным
предприятием [электронный ресурс]:
- www.Knowledge.alest.ru/
1 Мильнер Б.З. Теория организации: учебник – Москва, 2008.- 1864 стр. (667-676)
2 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ [Электронный ресурс]: (ред. от 28.11.2011) // КонсультантПлюс. Версия Проф.
3 Федеральный закон Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» [Электронный ресурс]: (ред. от 30.11.2011) // КонсультантПлюс. Версия Проф.
4 Теория
и практика управления государственным
предприятием [электронный ресурс]: - www.Knowledge.alest.ru/
5 Федеральный закон Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» [Электронный ресурс]: (ред. от 30.11.2011) // КонсультантПлюс. Версия Проф.
6 Мильнер Б.З. Теория организации: учебник – Москва, 2008.- 1864 стр. (667-676)
7 Теория
и практика управления государственным
предприятием [электронный ресурс]: - www.Knowledge.alest.ru/
8 Михадов С.С. Совершенствование механизма управления государственными предприятиями в региона [электронный ресурс]: - www.dissercat.com/content/ статья 2009 года – Махачкала.