Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:35, курсовая работа
Цель работы − изучить особенности управления государственным унитарным предприятием.
Для того чтобы выполнить цель работы необходимо решить следующие задачи:
1.Определить понятие государственного предприятия
2.Обозначить виды государственных предприятий
3.Указать особенности и недостатки в управлении государственных предприятий
4.Выявить основные пути совершенствования государственного управления
Введение 2
1. Теоретические основы управления муниципальным унитарным предприятием 3
1.1 Понятие Государственное унитарное предприятие: 3
1.2 Виды государственных унитарных предприятий 4
1.3 Предъявляемые требования к государственным предприятия 6
2. Основные проблемы и пути совершенствования управления государственными предприятиями 11
2.1 Особенности управления государственным предприятием 11
2.2 Проблемы управления государственного предприятия 13
2.3 Основные пути совершенствования управления государственными предприятиями 19
Заключение 22
Cписок литературы 24
3. Государственные предприятия
являются важным и объективно
необходимым элементом
4. В России государственные
предприятия представлены
5. Механизм управления
государственным предприятием
6. Процесс управления
− предприятие функционирует на основе государственной формы собственности, что обуславливает необходимость той или иной формы участия государства в управлении им, а также вытекающую из этого специфику выполняемой государственным предприятием функциональной роли в экономике;
− многосубъектность: в управлении участвует множество различных государственных органов (Президент, Правительство, орган управления государственным имуществом, отраслевой орган исполнительной власти, антимонопольная и налоговая службы и др.), а также орган управления предприятием (как единоличный − директор, генеральный директор, так и коллегиальный − правление,дирекция);
− наличие дуализма целей управления,
исходя из необходимости достижения как стратегических
− применение различных методов и принципов управления, сочетающее использование как экономических, так и административных способов воздействия.
7. Несмотря на проведенную
за последние 15 лет широкомасштабную приватизацию
В настоящее время
субъектов, как и в России целом,
представляют собой в основном «остатки» неприватизированной
8. Показатели финансово−
Кроме того, государство не получает каких−либо значимых доходов от деятельности принадлежащих ему предприятий. В 2005 году доходы государства от долевого участия в 38 акционерных обществах, стоимость чистых активов которых в совокупности превышает 1,7 млрд. рублей, составили всего 67 тыс. рублей. Убытки от деятельности этих предприятий в совокупности превысили 25 млн. рублей.
9. Неэффективность деятельности
государственных предприятий
1) объективные причины:
физическое и моральное
2) Субъективные причины
связаны с недостатками
− количество предприятий не соответствует возможностям государства по управлению ими и контролю за их деятельностью;
− предусмотренные гражданским законодательством организационно−правовая форма унитарного предприятия и институт права хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных свойств, не позволяющих эффективно использовать государственное имущество;
− отсутствует реальная заинтересованность и
механизмы ответственности руководителей
предприятий,
− отсутствие надлежащей регламентации порядка взаимодействия и четкого разделение функций между различными органами исполнительной власти при осуществлении ими управления предприятиями;
− отсутствие полного реестра государственных предприятий, содержащего информацию об их активах и основных результатах финансово−хозяйственной деятельности;
− отсутствие системы отбора, механизмов оценки профессиональных качеств госпредставителей и доверительных управляющих, слабая их профессиональная подготовка;
− отсутствие внятных (оформленных в договорах) целей представителей, постановки перед ними конкретных задач;
− несоответствие учредительных документов предприятий целям государства и защиты его интересов.
Неэффективность государственных предприятий объясняется также спецификой производимой ими продукции, обусловленной необходимостью в удовлетворении общественных и социально значимых благ. Эта продукция, как правило, относится к неконкурентным и убыточным отраслям экономики (ЖКХ, отдельные виды транспорта, научно−техническая деятельность и т.п.).
10. Исходя из специфики
выполняемой государственными
11. Совершенствование механизма
управления государственными
1) определение оптимального
количества и состава
2) принятие мер по повышению
эффективности управления
Первое направление
Второе из указанных направлений предполагает проведение следующих основных мер по повышению эффективности управления:
1) создание системы стимулов и мотиваций для руководителей предприятий путем:
− премирования руководителей и специалистов предприятий за счет отчислений от части прибыли по прогрессивным нормативам;
− совершенствования системы контрактных отношений с руководителями, в котором, помимо всего прочего, необходимо предусмотреть ответственность за принятие решений, наносящих ущерб предприятию;
− проведения периодических аттестаций руководителей предприятий;
− периодическое заслушивание отчетов руководителя предприятия и планов финансово−хозяйственной деятельности.
2) создание механизма
− формирование отдельного баланса отраслевого
министерства (ведомства), в состав которого
предлагается включить активы
− часть средств на содержание и оплату труда служащие отраслевых органов должны зарабатывать на основе эффективного использования закрепленной за ними государственной собственности;
− использование закрепленной
за министерством (ведомством) собственности
должно приносить государству−собственнику
− определенная доля той части прибыли,
которая унитарными предприятиями данной
отрасли перечисляется в бюджет, целевым
назначением направляется соответствующему
министерству (ведомству), считается его
доходом и используется на оплату труда
и дополнительное стимулирование
− аналогичным образом в распоряжение министерств (ведомств) направляется установленная доля поступаемых в бюджет дивидендов на акции отраслевых ОАО, закрепленных в государственной собственности;
− при определении и утверждении
размера средств бюджетного
Таким образом, на основе выше предложенных направлений можно существенно повысить эффективность управления государственными предприятиями.7
В сложившейся социально−
Сегодня как никогда ощущается
объективная потребность в
Экономические методы управления осуществляются путем создания экономических условий, побуждающих работников и трудовые коллективы действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач в соответствии с общегосударственными, коллективными и личными интересами (ГОСТ 24525.0−80).
Содержание экономических методов выражается в целенаправленном воздействии на экономические интересы работников и трудовых коллективов.
Это предполагает использование таких инструментов, как планирование, оплата труда и премирование, прибыль, цены, кредитование, финансирование, налоги, лизинг, штрафы, страхование, проценты за услуги, амортизационные отчисления, денежная наличность, ценные бумаги, запасы товарно−материальных ценностей, основной капитал, акционерный (уставный) капитал, экономический анализ.
В новых условиях хозяйствования не умаляется, а наоборот, возрастает роль планирования. Планирование является центральный звеном управления; это важнейшая часть в мероприятиях по достижению целей предприятия. При планировании производства и реализации продукции (услуг) используются самые разнообразные нормативы (нормы выработки и расценки, нормы расхода семян, кормов, удобрений, топлива, цены и др.), каждый из которых, имея экономическое содержание, оказывает определенное воздействие на эффективность деятельности работников. В планах предприятия находят отражение различные факторы не только экономического, но и социального характера. Поэтому планирование нельзя полностью относить к экономическим методам управления. План − это средство административного воздействия.