Основные проблемы и пути совершенствования управления государственными предприятиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы − изучить особенности управления государственным унитарным предприятием.
Для того чтобы выполнить цель работы необходимо решить следующие задачи:
1.Определить понятие государственного предприятия
2.Обозначить виды государственных предприятий
3.Указать особенности и недостатки в управлении государственных предприятий
4.Выявить основные пути совершенствования государственного управления

Оглавление

Введение 2
1. Теоретические основы управления муниципальным унитарным предприятием 3
1.1 Понятие Государственное унитарное предприятие: 3
1.2 Виды государственных унитарных предприятий 4
1.3 Предъявляемые требования к государственным предприятия 6
2. Основные проблемы и пути совершенствования управления государственными предприятиями 11
2.1 Особенности управления государственным предприятием 11
2.2 Проблемы управления государственного предприятия 13
2.3 Основные пути совершенствования управления государственными предприятиями 19
Заключение 22
Cписок литературы 24

Файлы: 1 файл

курсавой глв.docx

— 59.24 Кб (Скачать)

3. Государственные предприятия  являются важным и объективно  необходимым элементом современной  рыночной экономики. Органично  вписываясь, занимая свойственную  именно им «нишу» рынка (производство  общественных и социально значимых благ, устранение рыночных «провалов»), государственные предприятия вместе с остальными хозяйствующими субъектами в совокупности образуют современную многоукладную экономику.

4. В России государственные  предприятия представлены множеством  организационно−правовых форм. В соответствии с гражданским законодательством их можно подразделить на две основные группы: 1) унитарные предприятия (казенные предприятия, государственные предприятия) и 2) хозяйственные общества (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью) с существенной долей государственного капитала, позволяющее государству осуществлять реальный контроль за его деятельностью.

5. Механизм управления  государственным предприятием представляет  собой совокупность принципов,  методов и функций управления, посредством которых субъекты  управления (органы государства,  орган управления предприятием), руководствуясь поставленными целями  и задачами, осуществляют воздействие  на государственное предприятие.

6. Процесс управления государственным  предприятием обладает определенной  спецификой, которая связана со  следующими его особенностями:

− предприятие функционирует на основе государственной формы собственности, что обуславливает необходимость той или иной формы участия государства в управлении им, а также вытекающую из этого специфику выполняемой государственным предприятием функциональной роли в экономике;

− многосубъектность: в управлении участвует множество различных государственных органов (Президент, Правительство, орган управления государственным имуществом, отраслевой орган исполнительной власти, антимонопольная и налоговая службы и др.), а также орган управления предприятием (как единоличный − директор, генеральный директор, так и коллегиальный − правление,дирекция);

− наличие дуализма целей управления, исходя из необходимости достижения как стратегических государственных и социальных целей, так и целей коммерческого характера;

− применение различных методов и принципов управления, сочетающее использование как экономических, так и административных способов воздействия.

7. Несмотря на проведенную  за последние 15 лет широкомасштабную приватизацию государство продолжает оставаться достаточно крупным собственником. Весомой остается доля государственных предприятий в таких отраслях как машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, строительство, жилищно−коммунальное хозяйство, транспорт, связь.

В настоящее время государственные  предприятия в

субъектов, как и в России целом, представляют собой в основном «остатки» неприватизированной государственной собственности, которые по тем или иным соображениям остались в руках государства. Основная масса этих предприятий представлена либо очень привлекательными объектами (например, контрольные или блокирующие пакеты акций в монополиях общенационального значения), продажа которых если и возможна, то только по адекватной рыночной цене при наличии определенных предпосылок, либо объектами, недостаточно привлекательными для основной массы частных инвесторов по причине необходимости осуществления крупных инвестиций.

8. Показатели финансово−хозяйственной деятельности государственных предприятий свидетельствуют о том, что значительная часть из них работает неэффективно. По данным Министерства имущественных и земельных отношений РД на сегодняшний день большинство государственных предприятий являются убыточными. В течение последних четырех лет сальдированный финансовый результат деятельности государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с долевым участием государства имел отрицательное значение.

Кроме того, государство не получает каких−либо значимых доходов от деятельности принадлежащих ему предприятий. В 2005 году доходы государства от долевого участия в 38 акционерных обществах, стоимость чистых активов которых в совокупности превышает 1,7 млрд. рублей, составили всего 67 тыс. рублей. Убытки от деятельности этих предприятий в совокупности превысили 25 млн. рублей.

9. Неэффективность деятельности  государственных предприятий обуславливается  следующими основными причинами:

1) объективные причины:  физическое и моральное старение  основных фондов и недостаток  средств для их обновления и технической реконструкции, развития производства; обесценение в результате инфляции и острый недостаток оборотных средств; снижение спроса на товары, особенно на продукцию производственно−технического назначения; сокращение государственных заказов, особенно на оборонную продукцию; неконкурентность выпускаемой продукции; ограниченность кредитной системы и недостаток банковских кредитов; разрушение системы государственной финансовой поддержки государственных предприятий; неразвитость рынка и рыночной конкуренции, монополизация базовых отраслей экономики.

2) Субъективные причины  связаны с недостатками системы  управления, а именно:

− количество предприятий не соответствует возможностям государства по управлению ими и контролю за их деятельностью;

− предусмотренные гражданским законодательством организационно−правовая форма унитарного предприятия и институт права хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных свойств, не позволяющих эффективно использовать государственное имущество;

− отсутствует реальная заинтересованность и механизмы ответственности руководителей предприятий, госпредставителей в ОАО, чиновников государственных органов в эффективном использовании государственного имущества;

− отсутствие надлежащей регламентации порядка взаимодействия и четкого разделение функций между различными органами исполнительной власти при осуществлении ими управления предприятиями;

− отсутствие полного реестра государственных предприятий, содержащего информацию об их активах и основных результатах финансово−хозяйственной деятельности;

− отсутствие системы отбора, механизмов оценки профессиональных качеств госпредставителей и доверительных управляющих, слабая их профессиональная подготовка;

− отсутствие внятных (оформленных в договорах) целей представителей, постановки перед ними конкретных задач;

− несоответствие учредительных документов предприятий целям государства и защиты его интересов.

Неэффективность государственных  предприятий объясняется также  спецификой производимой ими продукции, обусловленной необходимостью в удовлетворении общественных и социально значимых благ. Эта продукция, как правило, относится к неконкурентным и убыточным отраслям экономики (ЖКХ, отдельные виды транспорта, научно−техническая деятельность и т.п.).

10. Исходя из специфики  выполняемой государственными предприятиями  функциональной роли в экономике,  необходим комплексный подход  к оценке эффективности их  деятельности и качестве управления  ими. В этой связи предлагается  использовать методику формирования  рангового показателя обобщенной  оценки деятельности. Она предполагает ранжирование основных показателей деятельности предприятия и расчет обобщенного рангового показателя оценки эффективности путем усреднения коэффициентов Спирмена и Кендалла. В дополнение к нему предлагается использовать также и взвешенный коэффициент, учитывающий количественные изменения ранжируемых показателей и весовые значения каждого из них. Анализируя динамику этих двух коэффициентов можно сделать объективные выводы о социально−экономической эффективности государственного предприятия.

11. Совершенствование механизма  управления государственными предприятиями  предполагает:

1) определение оптимального  количества и состава государственных  предприятий, необходимых для  выполнения государством своих  основных функций и задач.

2) принятие мер по повышению  эффективности управления государственными  предприятиями, сохранение которых  объективно необходимо в интересах  государства.

Первое направление предполагает существенное сокращение количества государственных  предприятий в регионе, особенно унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. Сохранение предприятий в государственной  собственности должно быть обосновано необходимостью решения стратегических государственных и социально  значимых задач. На основании этого считаем, что в составе государственного сектора могут находиться предприятия жилищно−коммунального хозяйства, по перевозке грузов, обслуживанию магистралей, пассажирских перевозок, обеспечению медикаментами, медицинского обслуживания, отдельные предприятия АПК, предприятия, производящие ликероводочную продукцию, предприятия, выполняющие важные научно−технические проекты и разработки, предприятия информационной инфраструктуры региона − полиграфии, типографии, издательства, радио, телевещания, предприятия, созданные для решения задач органов власти и управления.

Второе из указанных направлений  предполагает проведение следующих  основных мер по повышению эффективности  управления:

1) создание системы стимулов  и мотиваций для руководителей  предприятий путем:

− премирования руководителей и специалистов предприятий за счет отчислений от части прибыли по прогрессивным нормативам;

− совершенствования системы контрактных отношений с руководителями, в котором, помимо всего прочего, необходимо предусмотреть ответственность за принятие решений, наносящих ущерб предприятию;

− проведения периодических аттестаций руководителей предприятий;

− периодическое заслушивание отчетов руководителя предприятия и планов финансово−хозяйственной деятельности.

2) создание механизма стимулирования деятельности органов, выполняющих функции собственника государственных предприятий на основе следующих принципов:

− формирование отдельного баланса отраслевого министерства (ведомства), в состав которого предлагается включить активы подведомственных ему государственных предприятий;

− часть средств на содержание и оплату труда служащие отраслевых органов должны зарабатывать на основе эффективного использования закрепленной за ними государственной собственности;

− использование закрепленной за министерством (ведомством) собственности должно приносить государству−собственнику прибыль не менее, например, нормативного коэффициента эффективности, определяемого дифференцированно по отраслям;

− определенная доля той части прибыли, которая унитарными предприятиями данной отрасли перечисляется в бюджет, целевым назначением направляется соответствующему министерству (ведомству), считается его доходом и используется на оплату труда и дополнительное стимулирование как госслужащих;

− аналогичным образом в распоряжение министерств (ведомств) направляется установленная доля поступаемых в бюджет дивидендов на акции отраслевых ОАО, закрепленных в государственной собственности;

− при определении и утверждении размера средств бюджетного финансирования на год учитываются планируемые собственные доходы (прибыль дивиденды) министерства (ведомства) от использования закрепленной государственной собственности и управления ОАО, то есть бюджетные средства выделяются им за вычетом планируемых собственных доходов.

Таким образом, на основе выше предложенных направлений можно  существенно повысить эффективность  управления государственными предприятиями.7

2.3 Основные пути совершенствования управления государственными предприятиями

В сложившейся социально−экономической ситуации назрела необходимость совершенствования принципов и приоритетов в области управления государственными унитарными предприятиями, использования различных экономических рычагов для повышения прибыли и рентабельности и регулирования этой деятельности.

Сегодня как никогда ощущается  объективная потребность в создании стройной, экономически и логически  выверенной системы управления государственными унитарными предприятиями и правового  обеспечения этой системы с целью  повышения эффективности государственного сектора экономики для удовлетворения общественных потребностей.

Экономические методы управления осуществляются путем создания экономических условий, побуждающих работников и трудовые коллективы действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач в соответствии с общегосударственными, коллективными и личными интересами (ГОСТ 24525.0−80).

Содержание экономических методов выражается в целенаправленном воздействии на экономические интересы работников и трудовых коллективов.

Это предполагает использование  таких инструментов, как планирование, оплата труда и премирование, прибыль, цены, кредитование, финансирование, налоги, лизинг, штрафы, страхование, проценты за услуги, амортизационные отчисления, денежная наличность, ценные бумаги, запасы товарно−материальных ценностей, основной капитал, акционерный (уставный) капитал, экономический анализ.

В новых условиях хозяйствования не умаляется, а наоборот, возрастает роль планирования. Планирование является центральный звеном управления; это важнейшая часть в мероприятиях по достижению целей предприятия. При планировании производства и реализации продукции (услуг) используются самые разнообразные нормативы (нормы выработки и расценки, нормы расхода семян, кормов, удобрений, топлива, цены и др.), каждый из которых, имея экономическое содержание, оказывает определенное воздействие на эффективность деятельности работников. В планах предприятия находят отражение различные факторы не только экономического, но и социального характера. Поэтому планирование нельзя полностью относить к экономическим методам управления. План − это средство административного воздействия.

Информация о работе Основные проблемы и пути совершенствования управления государственными предприятиями