Основные проблемы и пути совершенствования управления государственными предприятиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы − изучить особенности управления государственным унитарным предприятием.
Для того чтобы выполнить цель работы необходимо решить следующие задачи:
1.Определить понятие государственного предприятия
2.Обозначить виды государственных предприятий
3.Указать особенности и недостатки в управлении государственных предприятий
4.Выявить основные пути совершенствования государственного управления

Оглавление

Введение 2
1. Теоретические основы управления муниципальным унитарным предприятием 3
1.1 Понятие Государственное унитарное предприятие: 3
1.2 Виды государственных унитарных предприятий 4
1.3 Предъявляемые требования к государственным предприятия 6
2. Основные проблемы и пути совершенствования управления государственными предприятиями 11
2.1 Особенности управления государственным предприятием 11
2.2 Проблемы управления государственного предприятия 13
2.3 Основные пути совершенствования управления государственными предприятиями 19
Заключение 22
Cписок литературы 24

Файлы: 1 файл

курсавой глв.docx

— 59.24 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 2

1. Теоретические основы управления муниципальным унитарным предприятием 3

1.1 Понятие Государственное унитарное предприятие: 3

1.2 Виды государственных  унитарных предприятий 4

1.3 Предъявляемые требования  к государственным предприятия 6

2. Основные проблемы и пути совершенствования управления государственными предприятиями 11

2.1  Особенности управления государственным предприятием 11

2.2 Проблемы управления государственного предприятия 13

2.3 Основные пути совершенствования управления государственными предприятиями 19

Заключение 22

Cписок литературы 24

 

 

Введение

В настоящее время государство  непосредственно управляет небольшим  количеством предприятий, связанных  с обороной, естественными монополиями, проведением закупочных и товарных интервенций, решением важных социальных задач и некоторыми другими направлениями.

Государственные предприятия  федеральной собственности создаются  и ликвидируются по решению Правительства  РФ на основании совместного представления Мин. имущества России, Министерства экономического развития и торговли России и федерального органа исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Решение подлежит согласованию с органами исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого размещается предприятие. В случае когда создание предприятия финансируется федеральным бюджетом, решение о создании принимается на основании представления Мин. имущества России, Министерства экономического развития и торговли России, Минфина России и соответствующего федерального органа исполнительной власти.1

     Главными целями  предприятий государственного сектора  в России являются повышение  конкурентоспособности  коммерческих  организаций, улучшение финансово  – экономических показателей  их деятельности, а также их  вовлечение в процесс совершенствования  управления. Достижение постановление  целей и решение задач управления  государственными унитарными предприятиями  связаны с построением системы  взаимоотношений с их руководителями, стимулирующей, стимулирующей   эффективную  деятельность менеджеров  в интересах государства. Государственное предприятия являются инструментом проведения политики государства.

Цель работы − изучить особенности управления государственным унитарным предприятием.

Для того чтобы выполнить  цель работы необходимо решить следующие  задачи:

1.Определить понятие государственного  предприятия

2.Обозначить виды государственных  предприятий

3.Указать особенности  и недостатки в управлении  государственных предприятий

4.Выявить основные пути  совершенствования государственного  управления

 

 

1. Теоретические  основы управления муниципальным  унитарным предприятием

 1.1 Понятие Государственное унитарное предприятие:

Согласно ст. 113 ГК РФ унитарным  предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности  на имущество, закрепленное за ней собственником. В рамках одной организационно−правовой формы (унитарное предприятие) ГК РФ наделяет указанные юридические лица различным объемом правомочий на переданное собственником имущество. В зависимости от объема этих правомочий различаются унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления. И право хозяйственного ведения, и право оперативного управления носят вещный характер (ст. 126 ГК РФ). Особенности хозяйственного ведения и оперативного управления как вещных прав унитарного предприятия, разграничения правомочий собственника и правомочий унитарного предприятия, владеющего имуществом на иных вещных правах, предусмотрены ст. 114, 115, 294 − 300 ГК РФ и в Законе "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не затрагивались.

Унитарные предприятия являются коммерческими организациями, т.е. юридическими лицами, преследующими извлечение прибыли  в качестве основной цели своей деятельности (ст. 50 ГК РФ). Основная цель унитарного предприятия как коммерческой организации  достигается имущественной обособленностью (право хозяйственного ведения или  оперативного управления), организационным  единством, способностью от своего имени  приобретать и осуществлять имущественные  и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).2

В Законе "О государственных  и муниципальных унитарных предприятиях" абсолютно оправданно более четко  определены собственники имущества  унитарных предприятий − Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. В основание классификации унитарных предприятий по уровню положено разграничение ранее единой государственной собственности.

Так, в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020−1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт−Петербурга и муниципальную собственность" объекты, составляющие основу национального богатства страны, объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач, объекты оборонного производства, объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, составляют исключительную собственность Российской Федерации. И существующие или созданные на базе этого имущества унитарные предприятия соответственно относятся к ведению Российской Федерации.3

Как известно, ГК РФ (п. 2 ст. 113) не выделял в государственной  собственности конкретных субъектов. Безусловно, что предусмотренная  законом неделимость имущества, закрепляемого собственником за унитарным предприятием, означает только невозможность его распределения  по вкладам (долям, паям).

В настоящее время в  Российской Федерации насчитывается  более 10000 федеральных государственных  унитарных предприятий, причем очевидно прослеживается тенденция к сокращению их числа.

Функции по управлению унитарными предприятиями разделяются между  федеральными органами исполнительной власти. Так, Мин. имущество России наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к федеральной собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом унитарных предприятий, ведет их реестр, решает вопросы  реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями.

Отраслевые федеральные  органы исполнительной власти утверждают уставы унитарных предприятий, назначают  на должность и освобождают от должности их руководителей, заключают, изменяют и расторгают контракты  с руководителями унитарных предприятий. Принципиальной законодательной новеллой является жесткий запрет унитарным предприятиям создавать в качестве юридических лиц другие унитарные предприятия путем передачи им части своего имущества (дочерние предприятия).

1.2 Виды государственных  унитарных предприятий

Закон "О государственных  и муниципальных унитарных предприятиях" дал полный, исчерпывающий перечень видов унитарных предприятий. В  основу перечня положены:

а) право, на основании которого унитарному предприятию принадлежит  переданное собственником имущество, − хозяйственное ведение или оперативное управление;

б) непосредственный собственник  имущества унитарного предприятия  − Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование.

В соответствии с этим Закон "О государственных и муниципальных  унитарных предприятиях" выстраивает  ясную и логичную систему унитарных  предприятий:

− унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения:

а) федеральное государственное  предприятие;

б) государственное предприятие  субъекта Российской Федерации, или  государственное предприятие;

в) муниципальное предприятие;

− унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления:

а) федеральное казенное предприятие;

б) казенное предприятие субъекта Российской Федерации, или казенное предприятие;

в) муниципальное казенное предприятие.

Названные шесть видов  унитарных предприятий исчерпывают  формы участия государства и  муниципальных образований в  предпринимательской деятельности посредством создания юридических  лиц − коммерческих организаций. Перечисляя виды унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, Закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" присваивает федеральным государственным предприятиям и государственным предприятиям субъектов Российской Федерации общее краткое наименование "государственные предприятия" (на уровне муниципальных образований − "муниципальные предприятия"). В отношении унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления, краткое наименование "казенное предприятие" относится ко всем унитарным предприятиям, основанным на праве оперативного управления. Таким образом, система видов унитарных предприятий предстает следующей:        Таблица 1.

Унитарные предприятия, основанные на праве  хозяйственного ведения

Унитарные предприятия, основанные на праве  оперативного управления

Государственное предприятие

Федеральное казенное предприятие

Муниципальное предприятие

Казенное предприятие

 

Муниципальное казенное предприятие


 

Таблица 1 Система видов унитарных предприятий4

Закон "О государственных  и муниципальных унитарных предприятиях" не вносит каких−либо изменений в установленные ГК РФ положения о хозяйственном ведении и оперативном управлении. Это принципиально важно, поскольку именно нормы гл. 19 ГК РФ обеспечивают юридический "стержень" унитарных предприятий как самостоятельных участников предпринимательского оборота (в первую очередь определенность для контрагентов и кредиторов).

1.3 Предъявляемые требования к государственным предприятия

Унитарное предприятие должно иметь круглую печать. Известно, что ГК РФ в общих положениях о  юридических лицах не содержит такого требования ни к юридическим лицам  вообще, ни к унитарным предприятиям в частности. Между тем некоторые  другие нормы ГК РФ (например, п. 5 ст. 185), определенные фискальные юридические  нормы, практика делового оборота и  ранее обязывали юридических  лиц иметь печать. Комментируемый Закон лишь формализовал сложившийся  порядок. Круглая печать унитарного предприятия в обязательном порядке  содержит полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия.

В соответствии со ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь  гражданские права, соответствующие  целям деятельности, предусмотренным  в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью  обязанности. Цели деятельности юридического лица (в отличие от правоспособности граждан) по общему правилу очерчивают пределы его правоспособности.

Таким образом, объем правоспособности унитарного предприятия, как и любого иного юридического лица, может определяться только одним критерием − целями деятельности, установленными уставом.

Вместе с тем ст. 113 ГК РФ (абз. 2 п. 1) содержит императивную норму, обязывающую включать в устав унитарного предприятия сведения не только о целях, но и о предмете деятельности. Более того, п. 3 ст. 9 комментируемого Закона предписывает уставу унитарного предприятия в обязательном порядке содержать сведения не только о целях, предмете, но и о видах деятельности. Следует ли из этого, что требование о включении в устав сведений о видах деятельности по существу ограничивает правоспособность унитарного предприятия конкретными видами деятельности, предусмотренными уставом? Исходя из основных начал гражданского законодательства и сути хозяйственного ведения (оперативного управления), этот вопрос должен правоприменителем решаться отрицательно. В противном случае нормальное участие унитарных предприятий в коммерческом обороте просто невозможно. Анализируя данную норму, нельзя не учитывать и позицию высших судебных инстанций, которые в свое время достаточно безоговорочно разъяснили, что унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами.

Закон "О государственных  и муниципальных унитарных предприятиях" не определяет общего понятия цели и предмета деятельности унитарных  предприятий. Цели деятельности в отдельных  случаях могут совпадать с  целями создания унитарных предприятий (п. 4 ст. 8 Закона "О государственных  и муниципальных унитарных предприятиях"). Четко определенные цель и предмет  деятельности конкретного унитарного предприятия должны быть указаны  в решении собственника об учреждении унитарного предприятия (п. 5 ст. 8) и  его уставе (п. 3 ст. 9).

Определяя границы специальной  правоспособности унитарных предприятий, Закон "О государственных и  муниципальных унитарных предприятиях" не только вводит дополнительное требование к содержанию устава унитарного предприятия  − необходимость включения, кроме целей и предмета, также видов деятельности, но иначе формулирует критерии определения недействительности сделок. Гражданский кодекс РФ, упомянутое судебное Постановление, квалифицируя сделки унитарного предприятия ничтожными, применяют категорию "в противоречие" (ГК РФ), "противоречащие" (Пленум ВС РФ и Пленум ВАС РФ) уставу и предмету деятельности. Закон об унитарных предприятиях (ст. 18) условия ничтожности сделки (в том числе не выходящей за границы правоспособности унитарного предприятия) формулирует иным образом: государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым или недвижимым имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом такого предприятия.

Информация о работе Основные проблемы и пути совершенствования управления государственными предприятиями