Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:35, курсовая работа
Цель работы − изучить особенности управления государственным унитарным предприятием.
Для того чтобы выполнить цель работы необходимо решить следующие задачи:
1.Определить понятие государственного предприятия
2.Обозначить виды государственных предприятий
3.Указать особенности и недостатки в управлении государственных предприятий
4.Выявить основные пути совершенствования государственного управления
Введение 2
1. Теоретические основы управления муниципальным унитарным предприятием 3
1.1 Понятие Государственное унитарное предприятие: 3
1.2 Виды государственных унитарных предприятий 4
1.3 Предъявляемые требования к государственным предприятия 6
2. Основные проблемы и пути совершенствования управления государственными предприятиями 11
2.1 Особенности управления государственным предприятием 11
2.2 Проблемы управления государственного предприятия 13
2.3 Основные пути совершенствования управления государственными предприятиями 19
Заключение 22
Cписок литературы 24
Оглавление
Введение 2
1. Теоретические основы управления муниципальным унитарным предприятием 3
1.1 Понятие Государственное унитарное предприятие: 3
1.2 Виды государственных унитарных предприятий 4
1.3 Предъявляемые требования к государственным предприятия 6
2. Основные проблемы и пути совершенствования управления государственными предприятиями 11
2.1 Особенности управления государственным предприятием 11
2.2 Проблемы управления государственного предприятия 13
2.3 Основные пути совершенствования управления государственными предприятиями 19
Заключение 22
Cписок литературы 24
В настоящее время государство
непосредственно управляет
Государственные предприятия
федеральной собственности
Главными целями
предприятий государственного
Цель работы − изучить особенности управления государственным унитарным предприятием.
Для того чтобы выполнить цель работы необходимо решить следующие задачи:
1.Определить понятие
2.Обозначить виды
3.Указать особенности и недостатки в управлении государственных предприятий
4.Выявить основные пути
совершенствования
Согласно ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В рамках одной организационно−правовой формы (унитарное предприятие) ГК РФ наделяет указанные юридические лица различным объемом правомочий на переданное собственником имущество. В зависимости от объема этих правомочий различаются унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления. И право хозяйственного ведения, и право оперативного управления носят вещный характер (ст. 126 ГК РФ). Особенности хозяйственного ведения и оперативного управления как вещных прав унитарного предприятия, разграничения правомочий собственника и правомочий унитарного предприятия, владеющего имуществом на иных вещных правах, предусмотрены ст. 114, 115, 294 − 300 ГК РФ и в Законе "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не затрагивались.
Унитарные предприятия являются
коммерческими организациями, т.е. юридическими
лицами, преследующими извлечение прибыли
в качестве основной цели своей деятельности
(ст. 50 ГК РФ). Основная цель унитарного
предприятия как коммерческой организации
достигается имущественной
В Законе "О государственных
и муниципальных унитарных
Так, в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020−1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт−Петербурга и муниципальную собственность" объекты, составляющие основу национального богатства страны, объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач, объекты оборонного производства, объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, составляют исключительную собственность Российской Федерации. И существующие или созданные на базе этого имущества унитарные предприятия соответственно относятся к ведению Российской Федерации.3
Как известно, ГК РФ (п. 2 ст. 113)
не выделял в государственной
собственности конкретных субъектов.
Безусловно, что предусмотренная
законом неделимость имущества,
закрепляемого собственником за
унитарным предприятием, означает только
невозможность его
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 10000 федеральных государственных унитарных предприятий, причем очевидно прослеживается тенденция к сокращению их числа.
Функции по управлению унитарными
предприятиями разделяются
Отраслевые федеральные органы исполнительной власти утверждают уставы унитарных предприятий, назначают на должность и освобождают от должности их руководителей, заключают, изменяют и расторгают контракты с руководителями унитарных предприятий. Принципиальной законодательной новеллой является жесткий запрет унитарным предприятиям создавать в качестве юридических лиц другие унитарные предприятия путем передачи им части своего имущества (дочерние предприятия).
Закон "О государственных
и муниципальных унитарных
а) право, на основании которого унитарному предприятию принадлежит переданное собственником имущество, − хозяйственное ведение или оперативное управление;
б) непосредственный собственник имущества унитарного предприятия − Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование.
В соответствии с этим Закон
"О государственных и
− унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения:
а) федеральное государственное предприятие;
б) государственное предприятие субъекта Российской Федерации, или государственное предприятие;
в) муниципальное предприятие;
− унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления:
а) федеральное казенное предприятие;
б) казенное предприятие субъекта Российской Федерации, или казенное предприятие;
в) муниципальное казенное предприятие.
Названные шесть видов
унитарных предприятий
Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения |
Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления |
Государственное предприятие |
Федеральное казенное предприятие |
Муниципальное предприятие |
Казенное предприятие |
Муниципальное казенное предприятие |
Таблица 1 Система видов унитарных предприятий4
Закон "О государственных
и муниципальных унитарных
Унитарное предприятие должно иметь круглую печать. Известно, что ГК РФ в общих положениях о юридических лицах не содержит такого требования ни к юридическим лицам вообще, ни к унитарным предприятиям в частности. Между тем некоторые другие нормы ГК РФ (например, п. 5 ст. 185), определенные фискальные юридические нормы, практика делового оборота и ранее обязывали юридических лиц иметь печать. Комментируемый Закон лишь формализовал сложившийся порядок. Круглая печать унитарного предприятия в обязательном порядке содержит полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия.
В соответствии со ст. 49 ГК РФ
юридическое лицо может иметь
гражданские права, соответствующие
целям деятельности, предусмотренным
в его учредительных
Таким образом, объем правоспособности унитарного предприятия, как и любого иного юридического лица, может определяться только одним критерием − целями деятельности, установленными уставом.
Вместе с тем ст. 113 ГК РФ (абз. 2 п. 1) содержит императивную норму, обязывающую включать в устав унитарного предприятия сведения не только о целях, но и о предмете деятельности. Более того, п. 3 ст. 9 комментируемого Закона предписывает уставу унитарного предприятия в обязательном порядке содержать сведения не только о целях, предмете, но и о видах деятельности. Следует ли из этого, что требование о включении в устав сведений о видах деятельности по существу ограничивает правоспособность унитарного предприятия конкретными видами деятельности, предусмотренными уставом? Исходя из основных начал гражданского законодательства и сути хозяйственного ведения (оперативного управления), этот вопрос должен правоприменителем решаться отрицательно. В противном случае нормальное участие унитарных предприятий в коммерческом обороте просто невозможно. Анализируя данную норму, нельзя не учитывать и позицию высших судебных инстанций, которые в свое время достаточно безоговорочно разъяснили, что унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами.
Закон "О государственных
и муниципальных унитарных
Определяя границы специальной
правоспособности унитарных предприятий,
Закон "О государственных и
муниципальных унитарных