Основные принципы менеджмента в реализации задач управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Менеджмент – это нынешняя система управления предприятием, которое работает в условиях рыночной экономики. Синонимом слова менеджмент является управление. Хотя между этими двумя понятиями существует разница, так как управлять можно всем – живыми и неживыми предметами. То есть управление носит развёрнутый характер, нежели менеджмент. Понятие менеджмент употребляется лишь в управлении экономико-социальных аспектах.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...………3
Глава 1. Сущность и понятие менеджмента
1.1. Понятие и цели менеджмент…………………………………………………...5
1.2. Задачи и функции менеджмента……………………………………………...12
1.3. Законы и закономерности…………………………………………….……….18
Глава 2. Основные принципы менеджмента в реализации задач управления
2.1. Принципы и методы менеджмента…………………………………………...21
2.2. Централизованная форма управления и её плюсы минусы……………...…27
2.3. Децентрализованная форма управления и её плюсы и минусы…………....30
Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

МЕННДЖМЕНТ КУРСОВАЯ.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

   Теория  МакКлелланда: 1. Три потребности,  мотивирующие человека, - это потребность власти, успеха и принадлежности. 2. В настоящее время важны эти потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены.

  Теория Герцберга: 1. Потребности делятся на гигиенические  факторы и мотивации. 2. Наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться

неудовлетворению  работой. 3. Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней 4. Для того чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть  в сущность проблемы.

    В  связи с тем,  что существуют  различные пути мотивации, менеджер  должен:

  • во-первых, установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудника;
  • во-вторых, создать атмосферу, благоприятную для мотивации работников;
  • в-третьих, активно общаться со своими сотрудниками, поскольку для того, чтобы был полностью мотивирован и работал с полной отдачей, он должен четко представлять себе, чего от него ждут.

7. Организация и руководство. Организация как понятие включает в себя три основные составляющие: организация (проектирование) работ; построение (проектирование) структуры всей организации; построение системы взаимодействия подразделений и руководства ими. В процессе работы руководитель должен: расставлять приоритеты в своей деятельности (уметь выделять первоочередные задачи и т.д.); создавать атмосферу взаимного уважения; создавать в коллективе мотивационную среду; искать эффективные решения и компромиссы.

8. Регулирование и  разрешение конфликтов. Это процесс устранения отклонений текущих показателей от плановых заданий. В условиях, когда производственный процесс не выходит за рамки принятых допущений, основания для его регулирования отсутствуют. Направленные на нормализацию производственного процесса экстренные и эффективные меры включают в себя регулирование состояний: производственной системы и технологической дисциплины; трудовой дисциплины и маркетинговой системы; финансовой и плановой дисциплины; системы стимулирования и мотивации труда; системы снабжения и сбыта;

9. Контроль, учет и  мониторинг. Это функция управления, выполняющая стабилизирующую роль в петле управления. Непрерывно контролируя результаты работы, организация имеет возможность оперативно принимать управленческие решения и стабилизировать ситуацию в случае ее негативного развития. Контроль может быть непрерывным и дискретным во времени.

10. Организационная культура.  Это комплекс ценностей, видений, ожиданий, верований, традиций и норм поведения, принимаемых большей частью членов организации. Принято выделять три уровня ОК (по Э. Шайну): поверхностный (то, что воспринимается человеческими чувствами), под поверхностный (верования и ценности, сознательно разделяемые членами организации), глубинный (скрытые, бессознательно принимаемые на веру предположения и атрибуты поведения). 3

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Законы и  закономерности менеджмента

     В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей. Законы и закономерности носят объективный характер. Осознанное использование экономических законов позволяет привести деятельность людей в соответствие с объективными условиями развития. Именно менеджер выбирает оптимальный вариант управленческого решения.                                                                               

     Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности присущие управлению как целенаправленному воздействию, ко второй закономерности менеджмента. 

     Управление производством носит двойственный характер. С одной стороны, управление выражает объективный процесс руководства трудом работников по производству потребительных стоимостей, т. е. управление выступает как потребность производства (отношения управления обусловлены совместным трудом); с другой — производственные отношения сторон в процессе создания стоимости. Стороны - это работодатель и наемный работник, которые вступают друг с другом в отношения собственности.

     В соответствии с этим управление производством рассматривается в двух аспектах: организационно-техническом и социально-экономическом. В первом случае под управлением понимается объединение труда всех работников на базе организованной системы машин и технических средств. Его задача - соединить труд работников с предметами и орудиями труда, установить определенные пропорции, режимы и связи в производстве. Через организационно-техническое направление раскрывается содержание управления и состав его элементов.  Социально-экономический аспект заключается в том, что собственник средств производства осуществляет процесс производства не только в своих интересах, но и в интересах, объединенных для совместного труда работников и общества в целом. 
    Различают общие и специфические законы управления. К общим законам управления относятся:

     1. Закон специализации управления. Это современное производство основано на использовании новейших технологических процессов, технических средств, высокой степени организации производства и труда, информационных систем. Для управления таким производством необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники. Менеджмент включает экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические аспекты. Свойственные рыночной экономике риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений.

     2. Закон интеграции управления. Интеграция, т. е. объединение, в менеджменте вытекает из потребности самого производства и управления им. Это объединение, с одной стороны, специализированных правленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой - подразделений, производств в единый производственный организм - предприятие. Предприятия в свою очередь могут объединяться в различные организационные формы рыночной экономики. Пределы этого объединения регулируются точными отношениями производства и управления. Интеграционные процессы осуществляются до тех пор, пока они способствуют высоким темпам нововведений, мобильности технологической переориентации, внедрению изобретений, высокому уровню занятости в условиях острой конкурентной борьбы. Интеграция осуществляется путем установления временных и постоянных связей на всех уровнях проявления функции управления и информационного обеспечения. На интеграционные процессы могут оказывать влияние внутренние и внешние переменные.

     3. Закон экономии времени. Закон экономии времени справедлив не только для сферы материального производства. Это положение характерно для менеджмента, где этот закон выступает как закон управления временем. 
Эффективность управления и, следовательно, достижение поставленной цели зависят от скорости реакции менеджера на потребности рынка и мобилизации внутренних и внешних переменных для удовлетворения этих потребностей. Решение любого вопроса в менеджменте в более короткое время, чем конкурирующей стороной, всегда оказывает положительное влияние на конечные результаты деятельности фирмы. В глобальных масштабах закон экономии времени может влиять на уровень экономического развития региона или страны в целом.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные принципы менеджмента в реализации задач управления

2.1. Принципы  и методы менеджмента

    

     Приверженцы классической школы не очень заботились о социальных аспектах управления. Более того, их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии. «Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху.

     Эти принципы  затрагивали два основных аспекта.  Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса, теоретики-«классики» были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения и рабочие группы.  С этим было тесно связано и определение основных функций управления.

     Главный  вклад Файоля в теорию управления  состоял в том, что он рассмотрел  управление как универсальный  процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Анри Файоль выделял 14 принципов управления, многие из которых до сих пор практически полезны: 
1.Разделение труда. Эта функция распространяется не только на исполнительские работы, но и управленческие.

2.Полномочия и ответственность.  Полномочие это право отдавать  приказы и т.д., сила, которая требует  повиновения. Ответственность - это взятие на себя обязательства за выполнение чего-либо.

3.Дисциплина. Уважение  к установленным на организации  порядков, послушание и повиновение. 

4.Единоначалие. Работник  должен получать приказы только  от одного начальника.

5.Единство направления. Каждая группа должна преследовать единую цель и должна быть объедена единым планом.

6.Подчиненность личных  интересов общим. Цели каждого  отдельного работника не должны  преобладать над целями всей  организации.  7.Вознаграждение персонала. Чтобы получить отдачу от работников они должны получать справедливое вознаграждение за свой труд.

8.Централизация. В  любой организации должен быть  управленческий центр. 9.Скалярная  цепь. Ряд лиц стоящих на руководящих  должностях начиная от лица  занимающего самое высокое положение и по цепочке вниз до низового звена (цепь подчинения)

10.Порядок. Означает, что  должно быть рабочее место  для каждого работника и каждый  работник должен быть на своем  месте. 

11.Справедливость. Сочетание  доброты и правосудия.

12.Стабильность рабочего места для персонала. 

13.Инициатива. Означает  разработку проекта или плана  и обеспечение его реализации. 

14.Корпоративный дух.  Традиции, согласие, имидж организации. 

     Принципы менеджмента реализуются через сознание, интеллект, волю (напористость) и целеустремленность человека. Важно обеспечить такие условия труда, чтобы в максимальной степени использовать эти человеческие качества.

Основные принципы менеджмента  включают в себя:

  1. принцип научности (важно понимать причины несовпадения целей и результатов, видеть противоречия между теорией и практикой, знать свойства больших систем и методы работы в них);
  2. принцип системности и комплексности (важно видеть наиболее значимый комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, входящих в организацию);
  3. принцип единоначалия и коллегиальности в выработке решений (за реализацию коллегиально принятого решения персональную ответственность несет руководитель организации);
  4. принцип демократического централизма (означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении, соотношение прав и ответственности между руководством и коллективом, нарушение данного баланса ведет либо к автократии в управлении);
  5. принцип баланса власти (основной закон: уровень влияния руководителя на подчиненных равен степени зависимости подчиненных от руководителя);
  6. принцип оптимального сочетания отраслевых (интересов организаций) и территориальных интересов (экология, занятость населения, социальные, культурно-этнические и экономические проблемы регионов);
  7. принцип приоритетности (очередности) действий с учетом значимости этапов работ;
  8. принцип оптимального сочетания положительной синергичности в деятельности организации (через общую заинтересованность в результатах труда) и здоровой состязательности (конкуренции) между ее членами;
  9. постоянный учет психологических, возрастных, половых и культурно-этнических особенностей работников и их мотивацию.5

      Эффективное  управление возможно лишь на  основе сочетания неразрывного единства четырех групп методов:

1. экономическая  группа

  • Хозрасчет. Полный хозрасчет в сочетании с самофинансированием обеспечивает хозяйственную самостоятельность предприятия. Производственная и социальная деятельность на предприятии, а также oплата труда осуществляются за счет заработанных средств. Материальные затраты на производство и социальную сферу возмещаются из выручки, полученной при реализации продукции, работ и услуг, производимых предприятием. Главным обобщающим показателем успешности хозяйственной деятельности становится прибыль или доход. После того как часть прибыли или дохода будет выплачена по обязательствам предприятия, все, что останется, поступает в полное распоряжение собственника предприятия и расходуется на развитие производства, оплату труда и социальные нужды. Выбор модели хозрасчета предприятия, приспособление ее к конкретным условиям хозяйствования на данном заводе или фабрике — важнейшая задача менеджера и сонета (правления) предприятия. Полезно для решения этой задачи привлекать независимых консультантов — управленцев, экономистов, правовиков.
  • Ценообразование. В рыночной экономике различают следующие виды цен:

1.  Производственная  цена, по которой производитель  поставляет товар крупными партиями  оптовым торговцам.

2. Оптовая цена  — цена, по которой оптовые  торговые фирмы продают товар  крупными оптовыми партиями компаниям,  занимающимся розничной торговлей.

3. Розничная  цена — цепа, но которой ведется  продажа товара в магазинах  в розницу и небольшими партиями.

4.  Рыночная цена — цена, по которой идет купля-продажа на данном рынке в данное время.

5. Базисная цена  — согласуется путем переговоров  между продавцом и покупателем  крупных партий товара.

6. Монопольная  цена — это цена, устанавливаемая  монополиями выше или ниже цены производства. Выше — для сбыта своих товаров и ниже — для товаров, приобретаемых у других фирм.

7. Номинальная  цена — та, которая публикуется  в прейскурантах, справочниках, биржевых  котировках (сокращенно — номинал).

8.  Скользящая  цена — цена, устанавливаемая договором в зависимости от условий конъюнктуры на определенную дату.

9.  Твердая  цена ~ цена, фиксируемая в договоре  купли-продажи, которая не может  быть изменена.

10. Цена «падающий  лидер» — цена, используемая торговцами  для привлечения покупателей. Обычно снижается цена лишь па один какой-нибудь товар, но покупатель, привлеченный этим фактом в магазин, может купить и другие товары, цена на которые не снижалась.

Информация о работе Основные принципы менеджмента в реализации задач управления