Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:41, курсовая работа
Менеджмент – это нынешняя система управления предприятием, которое работает в условиях рыночной экономики. Синонимом слова менеджмент является управление. Хотя между этими двумя понятиями существует разница, так как управлять можно всем – живыми и неживыми предметами. То есть управление носит развёрнутый характер, нежели менеджмент. Понятие менеджмент употребляется лишь в управлении экономико-социальных аспектах.
Введение……………………………………………………………………...………3
Глава 1. Сущность и понятие менеджмента
1.1. Понятие и цели менеджмент…………………………………………………...5
1.2. Задачи и функции менеджмента……………………………………………...12
1.3. Законы и закономерности…………………………………………….……….18
Глава 2. Основные принципы менеджмента в реализации задач управления
2.1. Принципы и методы менеджмента…………………………………………...21
2.2. Централизованная форма управления и её плюсы минусы……………...…27
2.3. Децентрализованная форма управления и её плюсы и минусы…………....30
Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………………………34
Теория МакКлелланда: 1. Три потребности, мотивирующие человека, - это потребность власти, успеха и принадлежности. 2. В настоящее время важны эти потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены.
Теория Герцберга:
1. Потребности делятся на
неудовлетворению работой. 3. Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней 4. Для того чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть в сущность проблемы.
В
связи с тем, что существуют
различные пути мотивации,
7. Организация и руководство. Организация как понятие включает в себя три основные составляющие: организация (проектирование) работ; построение (проектирование) структуры всей организации; построение системы взаимодействия подразделений и руководства ими. В процессе работы руководитель должен: расставлять приоритеты в своей деятельности (уметь выделять первоочередные задачи и т.д.); создавать атмосферу взаимного уважения; создавать в коллективе мотивационную среду; искать эффективные решения и компромиссы.
8. Регулирование и разрешение конфликтов. Это процесс устранения отклонений текущих показателей от плановых заданий. В условиях, когда производственный процесс не выходит за рамки принятых допущений, основания для его регулирования отсутствуют. Направленные на нормализацию производственного процесса экстренные и эффективные меры включают в себя регулирование состояний: производственной системы и технологической дисциплины; трудовой дисциплины и маркетинговой системы; финансовой и плановой дисциплины; системы стимулирования и мотивации труда; системы снабжения и сбыта;
9. Контроль, учет и мониторинг. Это функция управления, выполняющая стабилизирующую роль в петле управления. Непрерывно контролируя результаты работы, организация имеет возможность оперативно принимать управленческие решения и стабилизировать ситуацию в случае ее негативного развития. Контроль может быть непрерывным и дискретным во времени.
10. Организационная культура. Это комплекс ценностей, видений, ожиданий, верований, традиций и норм поведения, принимаемых большей частью членов организации. Принято выделять три уровня ОК (по Э. Шайну): поверхностный (то, что воспринимается человеческими чувствами), под поверхностный (верования и ценности, сознательно разделяемые членами организации), глубинный (скрытые, бессознательно принимаемые на веру предположения и атрибуты поведения). 3
1.3. Законы и закономерности менеджмента
В основе менеджмента лежит система экономических
законов, закономерностей. Законы и закономерности
носят объективный характер. Осознанное
использование экономических законов
позволяет привести деятельность людей
в соответствие с объективными условиями
развития. Именно менеджер выбирает оптимальный
вариант управленческого решения.
Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности присущие управлению как целенаправленному воздействию, ко второй закономерности менеджмента.
Управление производством носит двойственный характер. С одной стороны, управление выражает объективный процесс руководства трудом работников по производству потребительных стоимостей, т. е. управление выступает как потребность производства (отношения управления обусловлены совместным трудом); с другой — производственные отношения сторон в процессе создания стоимости. Стороны - это работодатель и наемный работник, которые вступают друг с другом в отношения собственности.
В соответствии с этим управление производством
рассматривается в двух аспектах: организационно-техническом
и социально-экономическом. В первом случае
под управлением понимается объединение
труда всех работников на базе организованной
системы машин и технических средств.
Его задача - соединить труд работников
с предметами и орудиями труда, установить
определенные пропорции, режимы и связи
в производстве. Через организационно-техническое
направление раскрывается содержание
управления и состав его элементов. Социально-экономический
аспект заключается в том, что собственник
средств производства осуществляет процесс
производства не только в своих интересах,
но и в интересах, объединенных для совместного
труда работников и общества в целом.
Различают общие и специфические
законы управления. К общим законам управления
относятся:
1. Закон специализации управления. Это современное производство основано на использовании новейших технологических процессов, технических средств, высокой степени организации производства и труда, информационных систем. Для управления таким производством необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники. Менеджмент включает экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические аспекты. Свойственные рыночной экономике риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений.
2. Закон интеграции управления. Интеграция, т. е. объединение, в менеджменте вытекает из потребности самого производства и управления им. Это объединение, с одной стороны, специализированных правленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой - подразделений, производств в единый производственный организм - предприятие. Предприятия в свою очередь могут объединяться в различные организационные формы рыночной экономики. Пределы этого объединения регулируются точными отношениями производства и управления. Интеграционные процессы осуществляются до тех пор, пока они способствуют высоким темпам нововведений, мобильности технологической переориентации, внедрению изобретений, высокому уровню занятости в условиях острой конкурентной борьбы. Интеграция осуществляется путем установления временных и постоянных связей на всех уровнях проявления функции управления и информационного обеспечения. На интеграционные процессы могут оказывать влияние внутренние и внешние переменные.
3. Закон экономии времени. Закон экономии
времени справедлив не только для сферы
материального производства. Это положение
характерно для менеджмента, где этот
закон выступает как закон управления
временем.
Эффективность управления и, следовательно,
достижение поставленной цели зависят
от скорости реакции менеджера на потребности
рынка и мобилизации внутренних и внешних
переменных для удовлетворения этих потребностей.
Решение любого вопроса в менеджменте
в более короткое время, чем конкурирующей
стороной, всегда оказывает положительное
влияние на конечные результаты деятельности
фирмы. В глобальных масштабах закон экономии
времени может влиять на уровень экономического
развития региона или страны в целом.4
Глава 2. Основные принципы менеджмента в реализации задач управления
2.1. Принципы и методы менеджмента
Приверженцы классической школы не очень заботились о социальных аспектах управления. Более того, их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии. «Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху.
Эти принципы
затрагивали два основных
Главный
вклад Файоля в теорию
1.Разделение труда. Эта функция распространяется
не только на исполнительские работы,
но и управленческие.
2.Полномочия и
3.Дисциплина. Уважение
к установленным на
4.Единоначалие. Работник
должен получать приказы
5.Единство направления. Каждая группа должна преследовать единую цель и должна быть объедена единым планом.
6.Подчиненность личных
интересов общим. Цели каждого
отдельного работника не
8.Централизация. В
любой организации должен быть
управленческий центр. 9.Скалярная
цепь. Ряд лиц стоящих на
10.Порядок. Означает, что
должно быть рабочее место
для каждого работника и
11.Справедливость. Сочетание доброты и правосудия.
12.Стабильность рабочего места для персонала.
13.Инициатива. Означает разработку проекта или плана и обеспечение его реализации.
14.Корпоративный дух. Традиции, согласие, имидж организации.
Принципы менеджмента реализуются через сознание, интеллект, волю (напористость) и целеустремленность человека. Важно обеспечить такие условия труда, чтобы в максимальной степени использовать эти человеческие качества.
Основные принципы менеджмента включают в себя:
Эффективное управление возможно лишь на основе сочетания неразрывного единства четырех групп методов:
1. экономическая группа
1. Производственная
цена, по которой производитель
поставляет товар крупными
2. Оптовая цена
— цена, по которой оптовые
торговые фирмы продают товар
крупными оптовыми партиями
3. Розничная
цена — цепа, но которой ведется
продажа товара в магазинах
в розницу и небольшими
4. Рыночная цена — цена, по которой идет купля-продажа на данном рынке в данное время.
5. Базисная цена
— согласуется путем
6. Монопольная цена — это цена, устанавливаемая монополиями выше или ниже цены производства. Выше — для сбыта своих товаров и ниже — для товаров, приобретаемых у других фирм.
7. Номинальная цена — та, которая публикуется в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках (сокращенно — номинал).
8. Скользящая цена — цена, устанавливаемая договором в зависимости от условий конъюнктуры на определенную дату.
9. Твердая
цена ~ цена, фиксируемая в договоре
купли-продажи, которая не
10. Цена «падающий лидер» — цена, используемая торговцами для привлечения покупателей. Обычно снижается цена лишь па один какой-нибудь товар, но покупатель, привлеченный этим фактом в магазин, может купить и другие товары, цена на которые не снижалась.
Информация о работе Основные принципы менеджмента в реализации задач управления