ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА, ФАКТОРЫ ЕЁ ИЗМЕНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
1. Дать определение понятию социальной организации;
2. Рассмотреть факторы изменения и развития социальной среды организаци;
4. Проанализировать социальную сферу ООО «Евросеть-Ритейл».
5. Выявить изъяны социальной среды данной компании.
6.Проанализировать мероприятия, направленные на дальнейшее развитие социальной сферы ООО «Евросеть-Ритейл».

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1 Организация как социальная система…………………………….6
1.1 Социальная организация………………………………………………..6
1.2 Особенности социальной организации……………………………….11
1.3 Факторы изменения социальной среды организации……………….14
1.4 Факторы, влияющие на социальное развитие организации ………..16
Глава 2. Исследование социальной системы в ООО «Евросеть-Ритейл»…………………………………………………………………………...18
2.1 Характеристика объекта исследования……………………………….18
2.2 Результаты исследования в ООО «Евросеть-Ритейл»……………….21
Глава 3 Рекомендации по дальнейшему развитию социальной среды ООО «Евросеть-Ритейл» ………………………………………………………..26
Заключение ………………………………………………………………...28
Список использованной литературы……………………………………...30

Файлы: 1 файл

курсовик б.docx

— 65.08 Кб (Скачать)

Организации - это:

1) социальные системы,  т.е. люди, объединенные в группы;

2) их деятельность интегрирована  (люди работают вместе, сообща)

3) их действия целенаправленны  (люди имеют цель, намерение).

Таким образом, социальную организацию  можно определить и так: cоциальная  организация - это непрерывная система  дифференцированных и координируемых видов человеческой деятельности, заключающейся  в использовании, преобразовании и  объединении специфической совокупности трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и природных ресурсов в некоторое  уникальное, решающее проблемы целое. Функция этого целого состоит  в удовлетворении частных потребностей человека путем взаимодействия с  другими системами, включающими  разные виды человеческой деятельности и ресурсы в их конкретном окружении».2

Между людьми в организации  возникают многообразные отношения, строящиеся на различных уровнях  симпатии, престижа и лидерства. Большая  часть этих отношений стандартизирована  в виде кодексов, правил и норм. Однако многие нюансы организационных отношений  не отражены в нормативных документах либо в силу своей новизны, либо в  силу сложности, либо в силу нецелесообразности.

Социальные организации  играют существенную роль в современном  мире. Их особенности:3

  • реализация потенциальных возможностей и способностей человека;
  • формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;
  • сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.

Социальные организации  охватывают различные сферы деятельности людей в обществе. Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают  условия и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях. Они  также создают систему контроля, включающую наказание и поощрение  индивидов, так чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки  доступных для данной системы  норм и правил.

В социальных организациях проходят объективные (естественные) и  субъективные (искусственные, по воле человека) процессы. К объективным  относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности социальной организации, процессы, связанные с  действиями законов социальной организации, например, синергии, композиции и пропорциональности, информированности. К субъективным относятся процессы, связанные с  принятием управленческих решений (например, процессы, связанные с  приватизацией социальной организации).

В социальной организации  имеются формальные и неформальные лидеры. Лидер - это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние  на работников бригады, цеха, участка, отдела и т.д. Он воплощает групповые  нормы и ценности и выступает  в защиту этих норм. Лидером обычно становится человек, у которого профессиональный или организаторский потенциал  существенно выше потенциала его  коллег в какой-либо области деятельности. Формальный лидер (руководитель) назначается  вышестоящим руководством и наделяется необходимыми для этого правами  и обязанностями. Неформальный лидер - это член социальной организации, признанный группой людей как  профессионал (авторитет) или защитник в интересующих их вопросах. В коллективе могут существовать несколько неформальных лидеров только в непересекающихся сферах деятельности. Вышестоящее руководство должно стремиться при назначении руководителя учитывать возможность совмещения в одном лице формального и неформального лидера.

Основу социальной организации  составляет малая группа людей. Малая  группа объединяет до 30 человек, выполняет  однотипные или связанные между  собой функции и расположена  в территориальной близости (в  одной комнате, на одном этаже  и т.д.). Таким образом, стремительно изменяющийся мир бросает вызов  способности человека правильно  ориентироваться в нем и принимать  разумные решения, что требует адекватного  восприятия реальности. Однако такое  восприятие, через призму общественных наук, нередко бывает затруднено или  искажено ввиду разобщенности социального  знания, что не позволяет различать  и исправлять многие недостатки, присущие современному обществу, и в частности  социальным организациям, в которых  человек проводит всю свою жизнь.

 

1.2 Особенности  социальной организации

 

Каждая организация представляет собой маленькое общество со своими населением и территорией, экономикой и целями, материал ценностями и  финансами, коммуникациями и иерархией. Она имеет свою историю, культуру, технологию и персонал. Существуют формализованные коммуникации и  неформальные отношения человека с  другими людьми, их соотношение должно заранее определяться руководителем. Среди элементов, влияющих на формализованные  коммуникации и неформальные отношения  можно выделить общее и особенное.4

Общее в отношениях людей  в организации можно прогнозировать и на этой базе создавать различные  виды нормативной документации. Особенное  - это колорит отношений, который в отдельных случаях может иметь решающее значение в деятельности организации. Сочетание общего и особенного в отношениях людей существенно влияет на общее и особенное в деятельности самой социальной организации, ее реакции на действие того или иного закона.

Огромное разнообразие видов  социальных организаций делает невозможным  детальное изучение каждого из них, поэтому для определения их особенностей приходится ограничиться лишь некоторыми из них.

Разделим все множество  особенностей (свойств) организаций, наиболее часто встречаемое в научной  литературе на три группы. К первой группе отнесем особенности, характерные  для искусственных организаций (на примере деловых организаций). Ко второй группе отнесем особенности, характерные для естественных организаций (на примере общества, исторически  сложившихся городов, наций, цивилизаций, этносов и др.). К третьей группе отнесем общие особенности, характерные  как для искусственных, так и  для естественных организаций

Особенности искусственных  организаций:

1. Ориентация на определенные  социальные потребности.

2. Целенаправленность

3. Единый центр управления

4. Иерархическая структура

5. Интегрированный характер

Особенности естественных организаций:

1.Отсутствие целей создания. Эта особенность следует из самопроизвольного характера появления естественных организаций.

2. Универсальный характер  деятельности. В отличие от искусственных,  естественные организации ориентированы  на удовлетворение многих потребностей. При этом некоторые из этих  потребностей имеют относительно  постоянный характер (потребности  в безопасности, здоровье, жилье,  продуктах питания и др.). В  связи с этим деятельность  естественных и естественно-искусственных организаций имеет более универсальный характер по сравнению с искусственными организациями, деятельность которых имеет специализированный характер.

3. Гибкая структура управления. Эта особенность следует из  разнообразия естественных организаций,  в которых может отсутствовать  центр управления (эгалитарные организации), а может быть один или несколько  центров (многовластие); может быть  строго иерархическая структура,  а может быть и сетевая, сотовая,  круговая, звездообразная, цепная и  др.

4. Наличие избыточности. Эта особенность определяется  природой естественных организаций.  Если в искусственных организациях  каждый элемент специально подбирается  для выполнения определенной  работы в организации, то в  естественные организации никто  не специально не подбирает.  Подбор осуществляется стихийно, благодаря объективному стечению  обстоятельств.

Общие особенности социальных организаций:5

1. Целостность и устойчивость.

2. Наличие организационной  культуры.

3. Регламентированное поведение  и деятельность членов организации.  Регламентированное поведение означает, что каждый член (субъект) организации,  будь то частное лицо или  более мелкая организация (формальная  или неформальная), подчиняется определенным  «правилам игры», являющимся элементами  культуры организации.

4.Способность организаций выявлять и удовлетворять свои потребности, или способность выявлять и решать свои проблемы.

5. Способность к саморазвитию  и самообучению.

Итак, общими признаками социальных организаций, отличающими их от других (неорганизованных) социальных формирований (социальных групп, общностей, классов, слоев) является целостность и устойчивость, наличие организационной культуры, регламентированное поведение, способность выявлять и удовлетворять социальные потребности, способность к самообучению и саморазвитию. Из указанных выше особенностей социальных организаций важнейшей является способность организаций выявлять (распознавать) и удовлетворять социальные потребности, так как от этой способности зависят само существование организации.

Любая социальная организация, будь то общество или фирма, существует как устойчивая социальная целостность, потому что подобно живому организму  обладает разумной деятельностью, проявляющейся  в способности адекватно отвечать на вызовы или выявлять (обнаруживать) и удовлетворять свои потребности. Заметим, что указанная особенность  ни в коем случае не противоречит тому факту, что многие организации являются целенаправленными системами. Вместе с тем организации нельзя рассматривать  лишь как целенаправленные системы, не учитывая их социологию, включая  процессы самоорганизации и формирования коллективного сознания, направленного  на выявление и удовлетворение собственных  потребностей.

 

    1. Факторы изменения социальной среды организации

 

 

 Социальную среду прежде всего характеризует потенциал  организации, т.е. ее материально-технические  и социально-экономические возможности: размеры и территориальное расположение организации; численность и качество персонала, характер ведущих профессий; отраслевая принадлежность и профиль предприятия, объемы производимой продукции - будь то товары или услуги; форма собственности; финансовое положение; состояние основных фондов и технический уровень производства; социальная инфраструктура; содержание и организационные формы трудового процесса; известность фирмы, ее традиции и имидж. 
      Фактор – это движущая сила развития, указывающая на причину и содержание изменений. Применительно к социальной среде организации этот термин выражает условия, определяющие характер и возможные последствия происходящих в ней перемен.

Основными факторами социальной среды организации являются:

-социальная инфраструктура  организации; 

-условия работы и охрана труда; 

-социальная защита работников; 

-социально-психологический климат коллектива; 

-материальное вознаграждение труда и семейные бюджеты; 

-внерабочее время и использование досуга.6

 
Рисунок 1 – Факторы социальной среды организации

 

 

 

    1. Факторы, влияющие на социальное развитие организации

 

Под социальным развитием  организации понимается процесс  или последовательность изменений  социальной подсистемы организации, в  ходе которой происходит её (подсистемы) качественное изменение в прогрессивном  направлении.

Внешние факторы характеризуют  состояние и изменение внешней  среды организации (политической, социокультурной, экономической, правовой, демографической, природно-климатической). Для примера  следует относительно подробно раскрыть содержание одного или двух из перечисленных  факторов и показать как изменение  этих факторов в ту или иную сторону  может повлиять на управление социальным развитием организации. Например, действие правового фактора проявляется  в наличии и действенности  трудового законодательства, определяющего (наряду с конституцией и другими  законами) социально-трудовые права  и гарантии наемных работников, механизм взаимодействия наемных работников и предпринимателей как социальных партнеров. Природно-климатический  фактор влияет на состояние здоровья работников, режим рабочего времени, определяет размер средств, которые  необходимо расходовать на поддержание  работоспособности персонала, профилактические мероприятия медицинского и спортивного  характера и т.д.).

К внутренним факторам относятся:7

- технико-технологические  особенности производства (в широком  смысле, как производства к.-л.  продукции или услуги), определяющие  общие физические и социально-психологические  условия труда, особенности применяемых  средств труда и состав рабочих  мест, режим рабочего дня, сменность,  требуемый уровень профессиональной  подготовки персонала, организационную  структуру управления и т.п.;

- экономические особенности  производства, отражающиеся в значении  его основных экономических показателей:  объема производимой продукции (услуг), ее народнохозяйственное значение (сравните, например, производство автомобилей и производство жевательной резинки), прибыли, рентабельности, конкурентоспособности, размеры основных фондов, величина фонда заработной платы и т.д.);

Информация о работе ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА, ФАКТОРЫ ЕЁ ИЗМЕНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ