Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:41, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть основы организационного проектирования в менеджменте.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить структурный подход, формирование и основные виды организационной структуры.
2) рассмотреть типы организационной структуры, методы проектирования и этапы организационных изменений.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА 5
1.1 Структурный подход к организации 5
1.2 Формирование организационной структуры 8
1.3 Виды организационных структур 11
ГЛАВА 2 Организационное проектирование 26
2.1 Методы проектирования организационных структур 26
2.2 Организационные изменения: этапы и методы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
· непостоянный характер функционирования;
· осуществление связей и управленческих действий на основе интегрированных и локальных информационных систем и телекоммуникаций;
· взаимоотношения со всеми партнерскими и иными заинтересованными организациями посредством соглашений, договоров и взаимного владения собственностью;
· договорные отношения работников с администрацией во всех звеньях;
· образование временных альянсов организаций в смежных областях деятельности.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
2.1 Методы проектирования организационных структур
Особенность проблемы проектирования структуры управления состоит в том, что она не может быть представлена в виде задачи формального выбора наилучшего варианта по четко сформулированному однозначному математически выраженному критерию оптимальности. Эта проблема - количественно-качественная, многокритериальная, решаемая на основе сочетания опыта, привычных схем, интуитивных оценок и научных, в том числе формализованных, методов анализа, оценки, моделирования. Работа по проектированию возлагается на ответственных руководителей, специалистов, владеющих методологией формирования организационных систем, и экспертов.
Организационная структура проектируется с использованием системного подхода, который означает следующее: не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых достижение целей невозможно; выявить и увязать применительно к этим задачам систему функций, прав и ответственности по полной вертикали управления; исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления, то есть координации деятельности звеньев и органов управления при выполнении текущих и перспективных задач.
Проектирование организационной структуры начинают с исследования влияния внешней среды по следующим этапам: выявление и описание элементов внешней среды, имеющих значение для деятельности проектируемой организации (вход, выход, технологии, знания и т. д.); выявление значимых взаимосвязей между элементами внешней среды; оценка степени разнообразия элементов внешней среды (возможные изменения, их диапазон, обратная связь и т. д.); проектирование каждого элемента организационной структуры с учетом влияния внешней среды, в которой этот элемент будет функционировать; формирование механизма управления с учетом особенностей организационной структуры и внешней среды.
На практике используют следующие взаимодополняющие методы проектирования: аналогий, экспертно-аналитический, структуризации целей, организационного моделирования.
Метод аналогий предполагает использование типовых структур управления организациями для различных сфер и масштабов деятельности, определение границ и условий их применения, а затем выбор конкретных типовых решений и их корректировка с учетом особенностей задач проектирования. Необходимые этапы, во-первых, выявление для каждого типа производственно-хозяйственных организаций и различных отраслей значений и тенденций изменения главных организационных характеристик, а также соответствующих им организационных форм и механизмов управления; во-вторых, типизация наиболее общих принципиальных решений, касающихся характера и взаимоотношений звеньев аппарата управления и отдельных должностей в условиях работы организаций определенной категории, в конкретных отраслях, а также разработка основных нормативных характеристик аппарата управления для этих организаций и отраслей.
Типизация решений позволяет повысить общий уровень организации управления производством. Следует иметь в виду, что типовые организационные решения должны быть вариантными, а не однозначными, пересматриваемыми и корректируемыми с регулярной периодичностью, допускающими отклонения в случаях, когда условия работы организации отличаются от типовых. Вместе с тем на практике нередко построение организационных структур осуществляется путем механического переноса применявшихся в прошлом форм в новые условия. В таком случае по типовым схемам определяют исходные факторы, что приводит к формализму и не эффективности.
Основной недостаток метода аналогий - чрезмерная функциональная ориентация, строгая регламентация процессов управления, а не их результатов.
Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании организации квалифицированными экспертами с привлечением ее руководителей и других работников. Проводятся также опросы руководителей и специалистов для выявления и анализа отдельных характеристик построения и Функционирования аппарата управления, обработка экспертных оценок статистическими методами. Выявляют специфические особенности, проблемы в работе аппарата управления, а также вырабатывают рекомендации по его формированию или перестройке.
В рамках экспертно-аналитического метода разрабатывают и применяют научные принципы формирования организационных структур управления, конкретизирующие более общие принципы управления (единоначалия или коллективного руководства, специализации и т. д.). В числе таких принципов - построение организационной структуры исходя из системы целей, отделение стратегических и координационных функций от оперативного управления, сочетание функционального и программно-целевого управления и целый ряд других. Эксперты разрабатывают графические и табличные описания оптимальных структур и процессов управления. Этому предшествует разработка вариантов организационных решений, направленных на устранение выявленных проблем.
Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей организации, а также количественных и качественных критериев их достижения. Процесс включает следующие этапы:
· разработка «дерева целей», исходя из конечных результатов, представляющего собой структурную основу всех видов организационной деятельности;
. разработка альтернативных вариантов организационной структуры;
. экспертный анализ предлагаемых вариантов структуры с точки зрения организационной обеспеченности каждого из них, соблюдения принципа их однородности для каждого подразделения, определения отношений руководства, подчинения, кооперации и т. д.;
. составление карт распределения прав и ответственности между линейно-функциональными и программно-целевыми структурами; регламентируются сфера ответственности (продукция, ресурсы, рабочая сила, информация, производственные и управленческие ресурсы), конкретные результаты, за достижение которых устанавливается ответственность, права, которыми наделяются руководители (согласовывать, утверждать, контролировать и т. д.).
Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных [5, С. 26-28].
2.2 Организационные изменения: этапы и методы.
В интересах выживания и гибкого реагирования на динамично меняющиеся рыночные условия, повышения устойчивости и адаптационной способности в удовлетворении потребительского спроса, преодоления отставания в развитии техники и технологии, в обеспечении высокого качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг предприятия должны целенаправленно проводить организационные изменения. Благодаря этому преодолевается инертность и застой в структурах управления, в сложившейся системе связей и отношений. В зависимости от конкретных обстоятельств эти изменения могут быть частичными, касающимися отдельных служб и организации определенных видов деятельности, или радикальными, когда под влиянием бурного и даже скачкообразного развития окружающей рыночной обстановки и условий конкуренции требуется глубокая и многосторонняя реорганизация. Разработка стратегии и последовательное осуществление организационных изменений сами по себе являются предметом самостоятельного исследования, анализа, прогнозирования и программно-целевого управления. Обобщение накопленных методических подходов и опыта проводимых реорганизаций дает возможность в концентрированной форме представить масштаб и охватываемый круг работ (намечаемые меры), этапы их осуществления, используемые критерии оценки результатов. Важно подчеркнуть, что организационные изменения предприятия не может проводиться одномоментно, внезапно, без глубокой и всесторонней предварительной работы специалистов разного профиля на основе заранее разрабатываемых программ и комплекса обоснованных мер. Она должна предусматривать целый ряд этапов, охватывающих подготовку, сбор информации, определение направлений работы и их последствий, организационно-техническое и социальное проектирование, практическую реализацию подготовленных изменений. Намеченные этапы должны осуществляться последовательно. Завершение каждого этапа представляет собой важный рубеж в выполнении всего проекта.
Каждый этап подразделяется на задачи, реализуемые в разной последовательности: одни раньше других, некоторые одна за другой, а ряд из них - параллельно. Ниже дается примерная характеристика возможных этапов осуществления программ организационных изменений, а также тех или иных методов, используемых при решении задач каждого этапа.
Этап первый: подготовка. Основополагающее значение для успешной реализации всей программы организационных изменений и обеспечения на практике ее эффективности имеют мобилизация, организация и создание заинтересованности работников, которые будут ее осуществлять. Необходимо постоянно учитывать и не выпускать из поля зрения то, что организационные изменения предприятия является процессом не только организационно-техническим, но и социальным, затрагивающим интересы различных групп — собственников, руководителей и работников разных уровней. Результатами работ на данном этапе должны стать: разработка для всей организации своеобразного "мандата на реорганизацию", включающего организационную структуру, состав и положение о группе, которая будет непосредственно заниматься перестройкой, план намечаемых мер и действий.
Ключевые вопросы, на которые необходимо ответить на данном этапе,
сводятся к следующему:
1. Каковы задачи и ожидаемые результаты деятельности высших руководителей организации по данному проекту? Какова степень их вовлеченности в разработку проекта?
2. Каковы цели данного проекта в целом? Каким путем следует их достигать без нанесения организации сколь-нибудь заметного ущерба?
3. Кто должен быть включен в группу по организационным изменениям?
Каким должно быть сочетание в группе квалификационных и профессиональных знаний, навыков и опыта?
4. Какие качества членов группы не могут быть представлены силами самой организации? Как они могут быть обеспечены за счет дополнительной подготовки или привлечения со стороны?
5. Какие специфические навыки организационных изменений должны
изучить члены группы?
6. По каким вопросам следует обратиться ко всем работникам организации для получения их поддержки и доверия?
Необходимость в организационных изменениях обычно обнаруживается
как результат изменений рыночных, технологических условий, окружающей
организацию среды. Под влиянием этих изменений высшее руководство приходит к выводу о необходимости принимать соответствующие меры - осуществить реорганизацию. Для поддержки он привлекает целый ряд сторонников этой идеи. На совещаниях в обсуждении данного вопроса участвуют представители собственников и высшие руководители организации. Их задача - обучить проектную управленческую группу методологии, которую предстоит использовать; обеспечить руководство и поддержку проекта; выявить вопросы, которыми следует заняться; привлечь других акционеров; поставить цели и наметить приоритеты по проекту. Формируется группа по организационным изменениям, разрабатывается положение о ней. Указанная группа получает всю необходимую информацию для выполнения поставленной задачи. До ее сведения доводится цель, поставленная руководством, определяется структура работ, просматриваются примеры проведения других реорганизаций и, наконец, распределяется ответственность за выполнение проекта.
Этап второй: сбор информации и определение проблем.
Задача данного этапа — выявление продуктов и услуг, ориентированных
на потребителя. С этой целью выявляются клиенты, их долгосрочные и текущие потребности; определяются мероприятия, необходимые для успешного выполнения поставленной цели; намечаются виды деятельности. Составляются действующие и перспективные структурные схемы организации, уточняются требуемые ресурсы, объемы и периодичность выпуска продукции и оказания услуг; проводится систематизация процессов организационных изменений.
Ключевые вопросы, на которые необходимо получить ответы на этом
этапе:
1. Каковы главные процессы в деятельности организации?
2. Как эти процессы соотносятся с интересами потребителей и поставщиков?
3. Каковы стратегические процессы организации?
4. Какие процессы должны быть реорганизованы в течение квартала, одного года, свыше одного года?
Принципиально важно тщательно выявить и учесть запросы и пожелания
потребителей, запланировать мероприятия, необходимые для выполнения их
требований. И главное — обосновать целесообразность конкретных организационных изменений, непосредственно ориентированных на удовлетворение потребительского спроса.
Решается также задача моделирования каждого процесса и выявления по-
следствий изменений, определения факторов, способных помешать успешной работе, а также затрат и ожидаемых результатов.
Этап третий: выработка общего и полного понимания решаемых проблем.
Цель этого этапа — разработать такое видение проблем, которое способно привести к скорейшему достижению цели. Этот этап позволяет выявить организационные проблемы текущего процесса, информационные потоки. Планируются мероприятия текущего процесса, задачи и возможности по его улучшению, согласовываются намечаемые изменения.
На этом этапе необходимо дать ответы на следующие ключевые вопросы:
1. Каковы основные и вспомогательные виды деятельности, охватываемые процессом организационных изменений? В каком порядке они исполняются?
2. Как совершается движение ресурсов, информации и операционного по-
тока по всему ходу процесса?
3. Почему дело ведется именно так, как в настоящее время? Какие могут
быть намечены изменения в методах выполняемой работы?
4. Есть ли способы для достижения разработанных бизнес-планов и выполнения требований потребителя, которые кажутся невыполнимыми сегодня, но если бы они были удовлетворены, могли бы фундаментально изменить деятельность организации?
Информация о работе Организациооное проектирование в менеджменте