Организациооное проектирование в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть основы организационного проектирования в менеджменте.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить структурный подход, формирование и основные виды организационной структуры.
2) рассмотреть типы организационной структуры, методы проектирования и этапы организационных изменений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА 5
1.1 Структурный подход к организации 5
1.2 Формирование организационной структуры 8
1.3 Виды организационных структур 11
ГЛАВА 2 Организационное проектирование 26
2.1 Методы проектирования организационных структур 26
2.2 Организационные изменения: этапы и методы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.doc

— 348.50 Кб (Скачать)

Организационная структура по региону предполагает, что уп­равленческая ответственность за деятельность предприятия, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, распределяется между са­мостоятельными региональными подразделениями. Эти подразде­ления по содержанию и характеру деятельности могут выступать как производственные отделения и быть центрами прибыли, а могут организовываться в форме дочерних компаний. И в том, и в другом случае региональные подразделения осуществляют коор­динацию деятельности дочерних сбытовых и производственных компаний в своем регионе по всем видам продуктов специализа­ции международной фирмы [4, 40с.].

Таблица 4 Преимущества и недостатки дивизиональной организационной структуры

Преимущества

Недостатки

Четкое разграничение ответственности

Рост иерархичности, то есть вертикали управления, высокая потребность в руководящих кадрах

Высокая гибкость и адаптивность

Усложненность координации деятельности

Высокая самостоятельность структурных звеньев

Повышенные затраты на содержание управленческого аппарата из-за дублирования функций

Разгрузка высшего менеджмента

Сложность осуществления единой политики

Простота коммуникативных сетей

Потоки информации управленческие решения движутся преимущественно по вертикали

Кадровая автономия

Разобщенность персонала

Высокая мотивация персонала

Разобщенность штабных служб, ослабленность горизонтальных связей

 

Региональная структура управления применяется довольно редко. В то же время региональный принцип управления загра­ничной деятельностью в сочетании с управлением по продукту распространен и характерен для компаний со смешанной структу­рой управления.

Органический тип построения возник относительно недавно и своим появлением обязан предпринимателям, которым необхо­дима высокая степень гибкости и адаптивности к быстро изме­няющимся условиям. В организациях этого типа импровизация ценится выше, чем планирование. В них руководствуются воз­можностями гораздо больше, чем ограничениями, предпочита­ют находить новые пути, а не цепляться за старое, поощряют сомнения и противоречия, не принимают на веру решения ру­ководства.

К органическому типу относятся проект­ные, матричные, бригадные, сетевые, виртуальные структуры.

Проектная структура (рис. 5) [4, 42с.] предназначена для разработки и реализации определенного проекта (темы, комплексной задачи) с заданным уровнем качества и в рамках выделенных для этой цели материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Под проектом понимают 'любой процесс целенаправленных изменений в орга­низации, в частности модернизацию производства, освоение но­вых изделий или технологий, строительство объектов и т. д. Вве­дение проектного управления связано с тем, что функционально-­линейная структура не обеспечивает эффективного ведения не­скольких проектов одновременно.

Любая проектная структура - временная. Управление проек­том включает в себя определение его целей, разработку концеп­ции, формирование структуры, выявление приоритетов, планиро­вание и организацию выполнения работ, координацию деятельно­сти исполнителей и т. д. Над проектом работают квалифицированные специалисты разных профессий, в том числе менеджеры, а также исследователи. Руководителю проекта подчиняются все его участники, он распоряжается выделенными ресурсами.

Руководитель проекта наделяется так называемыми проектными полномочиями и несет ответственность за качество планирования, выполнение графика работ, расходование материальных, финансовых ресурсов, в час­тности за материальное стимулирование работников. После за­вершения проекта и решения всех связанных с ним задач при­влеченные к его выполнению работники возвращаются в свои подразделения к постоянной работе, переходят к осуществлению следующего проекта или, в случае работы по контракту, увольня­ются.

    Рис. 5. Проектная структура управления

Эта структура обладает большой гибкостью, но при наличии нескольких целевых программ или проектов приводит к дробле­нию ресурсов, усложняет поддержание и развитие производствен­ного и научно-технического потенциала организации.

Проектные организационные структуры различают по характеру используемых научно-технических разработок, степени ориен­тации на использование новейших технологий, масштабам работ, охвату проблем производства, характеру связей с линейными и функциональными подразделениями организации, кругу полно­мочий, взаимодействию с внешней средой и по иным параметрам [4, 43с.].

Таблица 5 Преимущества и недостатки проектной организационной структуры

Преимущества

Недостатки

Возможность эффективно

осуществить несколько проектов одновременно

Необходимость руководителей постоянно поддерживать коммуникации и стимулировать работу специалистов

Высокая гибкость и адаптивность

Трудности приспособления специалистов к новым взаимоотношениям в проектной группе

Эффективная координация работ

Конфликт, связанные с координацией работ участников проекта и с выявлением их личного вклада в результаты

Коллективное расходования ресурсов

Множественность контроля (со стороны функциональных и проектных руководителей)

Единоличная ответственность руководителя проекта

Разрушаются сложившиеся коллективы в линейно-функциональных подразделениях

Повышение мотивации персонала

Кадровое обеспечение имеет тенденцию к дублированию


 

Наиболее распространенная разновидность проектной структу­ры - матричная.

Матричная структура (рис. 6) [4, 44с.] строится на принципе двойного подчинения исполнителей - руководителю проекта и руководи­телю функционального подразделения. Функциональные подраз­деления предоставляют для выполнения проекта персонал и тех­ническую помощь. В соответствии с линейной структу­рой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам де­ятельности организации: НИОКР, производству, сбыту, снабже­нию.

При матричной структуре руководитель программы (проекта) работает с непосредственно не подчиненными ему специалиста­ми, которые подчинены линейным руководителям. Он в основ­ном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейные же руководители решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу.

Проблемы, возникающие при установлении приоритетов за­даний и распределении времени работы специалистов над про­ектами, могут нарушать стабильность функционирования фирмы и затруднять достижение долгосрочных целей. Центр управления проектами призван увязывать выполнение управленческих про­цедур отдельными функциональными и линейны ми подразделе­ниями.

В матричной структуре руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с членами проектной группы и с другими работниками функциональных подразделений, подчиня­ющимися ему временно и по ограниченному кругу вопросов (при­чем сохраняется их подчинение непосредственным руководите­лям подразделений - отделов, служб).

Переход к матричным структурам охватывает не всю организа­цию, а лишь ее часть, причем успех здесь в значительной мере зави­сит от того, в какой степени руководители проектов обладают про­фессионализмом как менеджеры и способны выступить в проект­ной группе в роли лидеров. Масштабы применения таких структур в организациях довольно значительны, что говорит об их эффектив­ности, хотя система двойного (а в ряде случаев даже множественно­го) подчинения вызывает немало проблем с управлением персона­лом и его эффективным использованием.

 

Рис. 6. Матричная структура управления

При матричной структуре разделяются права менеджеров, осуществляющих управление подразделениями и руководящих вы­полнением проекта. Важнейшей задачей высшего руководящего состава в этих условиях становится поддержание баланса между ними [4, 46с.].

Таблица 6 Преимущества и недостатки матричной организационной структуры

Преимущества

Недостатки

Четкое разграничение по продуктам (проектам)

Высокие требования к линейным и функциональным руководителям

Высокая гибкость и адаптивность основных подразделений

Высокие требования к коммуникации

Хозяйственная и административная самостоятельность проектных подразделений

Трудности и длительное согласование при принятии концептуального решения

Высокая профессиональная квалификация функциональных руководителей

Ослабление персональной ответственности и мотивации работников линейно-функциональных подразделений

Благоприятные условия для формирования коллективного стиля руководства

Необходимость и опасность компромиссных решений

Простота разработки и реализации единой политики

Возможность конфликта между линейными и функциональными руководителями ввиду двойной подчиненности первых

 

Основополагающий принцип в матричном подходе - не совер­шенствование деятельности отдельных структурных подразделе­ний, а улучшение их взаимодействия в целях реализации того или иного проекта или эффективного решения определенной пробле­мы. Это требование выполняется за счет того, что в структуре параллельно с функциональными и линейными подразделениями создаются специальные органы (проектные группы) для решения конкретных производственных задач. Эти проектные группы фор­мируются за счет специалистов подразделений, находящихся на различных уровнях управленческой иерархии. Таким образом, главный принцип формирования матричной структуры - разви­тая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикальной иерархией образуются за счет взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональ­ных и линейных подразделений.

Бригадная структура предполагает формирование бригад из рабочих, инженеров, специалистов и управленцев, обладающих производственной самостоятельностью и независимостью и полностью отвечающих за результаты своей деятельности. При фор­мировании бригад предпочтение отдают работникам с универсальными навыками и знаниями. В концепции бригадной работы поощряются мастерство, максимальное использование делового и творческого потенциала работников, взаимопомощь, взаимозаме­няемость, личная ответственность, ориентация на запросы потре­бителей.

При бригадной организации труда отношения между сторона­ми (администрацией и трудовым коллективом, участниками тру­дового коллектива, подрядными организациями) стоятся на дого­ворных началах. Договор фиксирует взаимные обязательства сто­рон и наделяет их соответствующими правами. Одна из проблем, возникающих при такой структуре, - горизонтальная координа­ция деятельности бригад. Бригадная структура - частный случай сетевой структуры.

Сетевая структура представляет собой совокупность организаций или специализированных единиц, действующих на кон­трактной основе и в соответствии с рыночными механизмами. Любые функции в сети реализуются на основе договора в интере­сах реализации проекта, производства или поставки продукции, предоставления услуг и т. д. Субъекты сети обмениваются инфор­мацией, кооперируются друг с другом, поставляют продукцию или услуги и т. д. Многие сетевые организации используют общие активы нескольких фирм.

Виртуальная структура - это сообщество функциональных партнеров, управляющих проектированием, производством и реа­лизацией виртуальных продуктов и услуг с использованием совре­менных информационных технологий и системы контрактов с не­зависимыми рабочими группами и структурами. Виртуальный продукт - то, что производится моментально и адресно, по требо­ванию заказчика. Виртуальные структуры функционируют на основе объединения новейших технологий и компетенций для наиболее полного удовлетворения спроса на потребительском рынке. Основные их черты:

Информация о работе Организациооное проектирование в менеджменте