Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:41, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть основы организационного проектирования в менеджменте.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить структурный подход, формирование и основные виды организационной структуры.
2) рассмотреть типы организационной структуры, методы проектирования и этапы организационных изменений.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА 5
1.1 Структурный подход к организации 5
1.2 Формирование организационной структуры 8
1.3 Виды организационных структур 11
ГЛАВА 2 Организационное проектирование 26
2.1 Методы проектирования организационных структур 26
2.2 Организационные изменения: этапы и методы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Организационная структура по региону предполагает, что управленческая ответственность за деятельность предприятия, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, распределяется между самостоятельными региональными подразделениями. Эти подразделения по содержанию и характеру деятельности могут выступать как производственные отделения и быть центрами прибыли, а могут организовываться в форме дочерних компаний. И в том, и в другом случае региональные подразделения осуществляют координацию деятельности дочерних сбытовых и производственных компаний в своем регионе по всем видам продуктов специализации международной фирмы [4, 40с.].
Таблица 4 Преимущества и недостатки дивизиональной организационной структуры
Преимущества | Недостатки |
Четкое разграничение ответственности | Рост иерархичности, то есть вертикали управления, высокая потребность в руководящих кадрах |
Высокая гибкость и адаптивность | Усложненность координации деятельности |
Высокая самостоятельность структурных звеньев | Повышенные затраты на содержание управленческого аппарата из-за дублирования функций |
Разгрузка высшего менеджмента | Сложность осуществления единой политики |
Простота коммуникативных сетей | Потоки информации управленческие решения движутся преимущественно по вертикали |
Кадровая автономия | Разобщенность персонала |
Высокая мотивация персонала | Разобщенность штабных служб, ослабленность горизонтальных связей |
Региональная структура управления применяется довольно редко. В то же время региональный принцип управления заграничной деятельностью в сочетании с управлением по продукту распространен и характерен для компаний со смешанной структурой управления.
Органический тип построения возник относительно недавно и своим появлением обязан предпринимателям, которым необходима высокая степень гибкости и адаптивности к быстро изменяющимся условиям. В организациях этого типа импровизация ценится выше, чем планирование. В них руководствуются возможностями гораздо больше, чем ограничениями, предпочитают находить новые пути, а не цепляться за старое, поощряют сомнения и противоречия, не принимают на веру решения руководства.
К органическому типу относятся проектные, матричные, бригадные, сетевые, виртуальные структуры.
Проектная структура (рис. 5) [4, 42с.] предназначена для разработки и реализации определенного проекта (темы, комплексной задачи) с заданным уровнем качества и в рамках выделенных для этой цели материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Под проектом понимают 'любой процесс целенаправленных изменений в организации, в частности модернизацию производства, освоение новых изделий или технологий, строительство объектов и т. д. Введение проектного управления связано с тем, что функционально-линейная структура не обеспечивает эффективного ведения нескольких проектов одновременно.
Любая проектная структура - временная. Управление проектом включает в себя определение его целей, разработку концепции, формирование структуры, выявление приоритетов, планирование и организацию выполнения работ, координацию деятельности исполнителей и т. д. Над проектом работают квалифицированные специалисты разных профессий, в том числе менеджеры, а также исследователи. Руководителю проекта подчиняются все его участники, он распоряжается выделенными ресурсами.
Руководитель проекта наделяется так называемыми проектными полномочиями и несет ответственность за качество планирования, выполнение графика работ, расходование материальных, финансовых ресурсов, в частности за материальное стимулирование работников. После завершения проекта и решения всех связанных с ним задач привлеченные к его выполнению работники возвращаются в свои подразделения к постоянной работе, переходят к осуществлению следующего проекта или, в случае работы по контракту, увольняются.
Рис. 5. Проектная структура управления
Эта структура обладает большой гибкостью, но при наличии нескольких целевых программ или проектов приводит к дроблению ресурсов, усложняет поддержание и развитие производственного и научно-технического потенциала организации.
Проектные организационные структуры различают по характеру используемых научно-технических разработок, степени ориентации на использование новейших технологий, масштабам работ, охвату проблем производства, характеру связей с линейными и функциональными подразделениями организации, кругу полномочий, взаимодействию с внешней средой и по иным параметрам [4, 43с.].
Таблица 5 Преимущества и недостатки проектной организационной структуры
Преимущества | Недостатки |
Возможность эффективно осуществить несколько проектов одновременно | Необходимость руководителей постоянно поддерживать коммуникации и стимулировать работу специалистов |
Высокая гибкость и адаптивность | Трудности приспособления специалистов к новым взаимоотношениям в проектной группе |
Эффективная координация работ | Конфликт, связанные с координацией работ участников проекта и с выявлением их личного вклада в результаты |
Коллективное расходования ресурсов | Множественность контроля (со стороны функциональных и проектных руководителей) |
Единоличная ответственность руководителя проекта | Разрушаются сложившиеся коллективы в линейно-функциональных подразделениях |
Повышение мотивации персонала | Кадровое обеспечение имеет тенденцию к дублированию |
Наиболее распространенная разновидность проектной структуры - матричная.
Матричная структура (рис. 6) [4, 44с.] строится на принципе двойного подчинения исполнителей - руководителю проекта и руководителю функционального подразделения. Функциональные подразделения предоставляют для выполнения проекта персонал и техническую помощь. В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производству, сбыту, снабжению.
При матричной структуре руководитель программы (проекта) работает с непосредственно не подчиненными ему специалистами, которые подчинены линейным руководителям. Он в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейные же руководители решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу.
Проблемы, возникающие при установлении приоритетов заданий и распределении времени работы специалистов над проектами, могут нарушать стабильность функционирования фирмы и затруднять достижение долгосрочных целей. Центр управления проектами призван увязывать выполнение управленческих процедур отдельными функциональными и линейны ми подразделениями.
В матричной структуре руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с членами проектной группы и с другими работниками функциональных подразделений, подчиняющимися ему временно и по ограниченному кругу вопросов (причем сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений - отделов, служб).
Переход к матричным структурам охватывает не всю организацию, а лишь ее часть, причем успех здесь в значительной мере зависит от того, в какой степени руководители проектов обладают профессионализмом как менеджеры и способны выступить в проектной группе в роли лидеров. Масштабы применения таких структур в организациях довольно значительны, что говорит об их эффективности, хотя система двойного (а в ряде случаев даже множественного) подчинения вызывает немало проблем с управлением персоналом и его эффективным использованием.
Рис. 6. Матричная структура управления
При матричной структуре разделяются права менеджеров, осуществляющих управление подразделениями и руководящих выполнением проекта. Важнейшей задачей высшего руководящего состава в этих условиях становится поддержание баланса между ними [4, 46с.].
Таблица 6 Преимущества и недостатки матричной организационной структуры
Преимущества | Недостатки |
Четкое разграничение по продуктам (проектам) | Высокие требования к линейным и функциональным руководителям |
Высокая гибкость и адаптивность основных подразделений | Высокие требования к коммуникации |
Хозяйственная и административная самостоятельность проектных подразделений | Трудности и длительное согласование при принятии концептуального решения |
Высокая профессиональная квалификация функциональных руководителей | Ослабление персональной ответственности и мотивации работников линейно-функциональных подразделений |
Благоприятные условия для формирования коллективного стиля руководства | Необходимость и опасность компромиссных решений |
Простота разработки и реализации единой политики | Возможность конфликта между линейными и функциональными руководителями ввиду двойной подчиненности первых |
Основополагающий принцип в матричном подходе - не совершенствование деятельности отдельных структурных подразделений, а улучшение их взаимодействия в целях реализации того или иного проекта или эффективного решения определенной проблемы. Это требование выполняется за счет того, что в структуре параллельно с функциональными и линейными подразделениями создаются специальные органы (проектные группы) для решения конкретных производственных задач. Эти проектные группы формируются за счет специалистов подразделений, находящихся на различных уровнях управленческой иерархии. Таким образом, главный принцип формирования матричной структуры - развитая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикальной иерархией образуются за счет взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных и линейных подразделений.
Бригадная структура предполагает формирование бригад из рабочих, инженеров, специалистов и управленцев, обладающих производственной самостоятельностью и независимостью и полностью отвечающих за результаты своей деятельности. При формировании бригад предпочтение отдают работникам с универсальными навыками и знаниями. В концепции бригадной работы поощряются мастерство, максимальное использование делового и творческого потенциала работников, взаимопомощь, взаимозаменяемость, личная ответственность, ориентация на запросы потребителей.
При бригадной организации труда отношения между сторонами (администрацией и трудовым коллективом, участниками трудового коллектива, подрядными организациями) стоятся на договорных началах. Договор фиксирует взаимные обязательства сторон и наделяет их соответствующими правами. Одна из проблем, возникающих при такой структуре, - горизонтальная координация деятельности бригад. Бригадная структура - частный случай сетевой структуры.
Сетевая структура представляет собой совокупность организаций или специализированных единиц, действующих на контрактной основе и в соответствии с рыночными механизмами. Любые функции в сети реализуются на основе договора в интересах реализации проекта, производства или поставки продукции, предоставления услуг и т. д. Субъекты сети обмениваются информацией, кооперируются друг с другом, поставляют продукцию или услуги и т. д. Многие сетевые организации используют общие активы нескольких фирм.
Виртуальная структура - это сообщество функциональных партнеров, управляющих проектированием, производством и реализацией виртуальных продуктов и услуг с использованием современных информационных технологий и системы контрактов с независимыми рабочими группами и структурами. Виртуальный продукт - то, что производится моментально и адресно, по требованию заказчика. Виртуальные структуры функционируют на основе объединения новейших технологий и компетенций для наиболее полного удовлетворения спроса на потребительском рынке. Основные их черты:
Информация о работе Организациооное проектирование в менеджменте