Организациооное проектирование в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть основы организационного проектирования в менеджменте.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить структурный подход, формирование и основные виды организационной структуры.
2) рассмотреть типы организационной структуры, методы проектирования и этапы организационных изменений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА 5
1.1 Структурный подход к организации 5
1.2 Формирование организационной структуры 8
1.3 Виды организационных структур 11
ГЛАВА 2 Организационное проектирование 26
2.1 Методы проектирования организационных структур 26
2.2 Организационные изменения: этапы и методы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.doc

— 348.50 Кб (Скачать)
text-align:justify">2. Способы взаимодействия организации с внешней средой

3. Размер организации

4. Типы производства ( массовое, серийное, единичное и т. д.)

В последнее время с позиции системного подхода типология организационной структуры осуществляется на основе анализа характера взаимодействия на следующих уровнях:

1) организация – внешняя среда

2) подразделение – подразделение

3) индивидуум – организация

 

Уровни

взаимо-

дествия

 

             

             

                                                     Ориентация на проблемы

                                 

                                  организации                                                                   индивида                                                                    

 

Схема. 1. Типология организационной структуры

На приведенной схеме по отношению к внешней среде на верхнем уровне могут быть механистическая или органическая структуры.

              Механистическому типу построения свойственны следующие концептуальные положения, сформулированные М. Вебером:

· специализация должностных обязанностей (четкое разделе­ние труда, использование на каждой должности квалифицирован­ных специалистов);

· жесткая иерархичность управления (наличие командной це­почки, которая предполагает, что нижестоящий уровень подчиня­ется и контролируется вышестоящим);

              · формальные правила и нормы, обеспечивающие однород­ность выполнения работниками своих задач и обязанностей;

· обезличенность отношений работников между собой и с клиентами; цель такой практики обеспечить, чтобы личные качества и симпатии не влияли на выполнение задач организации;

              · использование квалификационных требований к должности (но не субъективных оценок или иных подходов) для найма на работу; карьера, основанная на профессиональной компетенции.

К механистическому типу относятся линейные, функциональные, функционально-линейные, дивизиональные структуры.

Линейная структура (рис. 1) [4, 32с.] основывается на принципе един­ства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюде­ние этого принципа должно обеспечивать единство управления. Эта структура образуется путем построения аппарата управления в виде иерархической структуры. Каждый подчиненный имеет од­ного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинен­ных. Два руководителя не могут непосредственно связываться друг с другом, они должны это делать через ближайшую вышесто­ящую инстанцию. Такую структуру иногда называют однолиней­ной.

 

Таблица 1 Преимущества и недостатки линейной организационной структуры

Преимущества

Недостатки

Простота построения

Чрезмерная концентрация власти на высшем уровне управления

Однозначное разграничение задач, ответственности и компетенции руководителей

Высокие профессиональные требования к руководителю

Простота контроля

Преимущественно авторитарный стиль руководства

Быстрые и экономичные формы принятия решения

Низкий уровень специализации руководителей

Оперативность и точность исполнения решений

Повышенная загрузка средних уровней управления

Простые коммуникации между руководителями

Усложненность коммуникаций между исполнителями

Персонифицированная ответственность

Опасность перегрузки руководителя

 

Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производ­ство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями [4, 33с.].

Рис. 1. Линейная структура управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Функциональная структура управления

Функциональная структура (рис. 2) [4, 34с.] основана на создании под­разделений для выполнения определенных функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят научно-исследова­тельские и опытно-конструкторские работы, производство, снаб­жение, сбыт, маркетинг и т. д. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями. Передача поручений, указаний и сообщений осуществляется в зависимости от поставленной задачи. Например, рабочий в цехе получает пору­чения не от одного человека (мастера), а от нескольких штатных единиц, то есть действует принцип многократной подчиненности. Такую организационную структуру называют многолинейной.

Функциональная структура нацелена на выполнение постоян­но повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений.

Таблица 2 Преимущества и недостатки функциональной организационной структуры

Преимущества

Недостатки

Сокращение звеньев согласования

Неоднозначное распределение ответственности

Высокий уровень подготовки решений

Сложность и длительность подготовки решений

Коммуникативность и сокращение дублирования работ

Дублирование распоряжений и коммуникаций

Укрепление вертикальных связей и усиление контроля за деятельностью нижестоящих уровней

Отсутствие единого руководства

Разгрузка высшего руководства

Затрудненность реагирования на изменения

Высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций

Возникновение конфликтов из-за противоречивости деловых интересов функциональных руководителей

 

Линейная и функциональная структуры в современной действительности не имеют применения в чистом виде [4, 35с.]. Вместе с тем их изучение необходимо, поскольку все другие виды структур строятся с использованием их элементов.

Функционально-линейная, или штабная, структура (рис. 3) [4, 36с.] от­ражает функциональное разделение управленческого труда в штабных подразделениях разного уровня. При линейных руково­дителях создают специальные подразделения (штабы), которые помогают руководителю в выполнении отдельных функций управления. Эти штабы могут образовываться исключительно на высших уровнях управления (штабы руководства), находиться на нескольких уровнях управления, а также формировать штабную иерархию на всех уровнях управления.

Рис. 3. Функционально-линейная (штабная) структура управления

Штабы предоставляют консультации и участвуют в подготовке решений, но не обладают правами принятия решений и руководства нижестоящими подраз­делениями или исполнителями.

Главной задачей руководителя становится координация дей­ствий организационных звеньев. Чем крупнее фирма и сложнее ее управляющая структура, тем острее стоит вопрос координации де­ятельности функциональных служб или создания крупных специ­ализированных подразделений с высококвалифицированными специалистами [4, 37с.].

Таблица 3 Преимущества и недостатки функционально-линейной (штабной) организационной структуры

Преимущества

Недостатки

Уменьшение загрузки линейных руководителей

Увеличение штатов за счет штабных структур

Повышение качества подготовки решений за счет привлечения специалистов

Опасность конфликтов между линейными и функциональными структурами

Улучшение горизонтальной координации

Усложнение вертикальных коммуникаций

Стандартизация, формализация и программирование деятельности

Затрудненность реагирования на изменения

Баланс функционального и линейного руководства

Не четкость процедур принятия решений

 

Дивизиональная структура (рис. 4) [4, 38с.] создана в период резкого увеличения размеров предприятий, диверсификации их деятель­ности и усложнения технологических процессов в условиях дина­мично изменяющейся внешней среды.

                      Рис. 4. Дивизиональная структура управления

Ключевая фигура в управ­лении организацией с дивизиональной структурой - руководитель­ производственного отделения. Структуризация по отделени­ям производится по выпуску определенной продукции или предо­ставляемым услугам (продуктовая специализация), обслуживае­мым территориям (региональная специализация) или ориентации на потребителя (потребительская специализация). В самих произ­водственных отделениях управление строится по линейно-функ­циональному принципу.

Организационная структура по продукту предполагает создание в организации самостоятельных хозяйственных подразделе­ний - производственных отделений, ориентированных на про­изводство и сбыт конкретных видов продуктов. Предполагается специализация производственных отделений в материнской компании по отдельным видам или группам продуктов и переда­ча им полномочий по управлению производственными и сбыто­выми дочерними компаниями, расположенными как в своей стране, так и за границей. Производственное отделение не делает различий в методах управления между отечественными и загра­ничными дочерними компаниями, сохраняющими перед ним от­ветственность за прибыль и подлежащими финансовому контро­лю и отчетности. Координация деятельности между отечествен­ными и заграничными предприятиями осуществляется в рамках производственного отделения либо координатором по продукту, либо координатором по международным операциям. Функцио­нальные подразделения производственных отделений поддержи­вают тесные контакты с соответствующими функциональными центральными службами, получая от них указания по всем воп­росам единой политики и координации деятельности в рамках организации в целом.

Структуру управления по продукту предпочитают применять крупные широко диверсифицированные компании. Однако у каждой компании она имеет специфические особенности. Они вытекают прежде всего из степени диверсификации выпускаемой продукции и характера специализации каждого производственно­го отделения и каждой компании, зависят от числа заграничных компаний, характера их деятельности и выполняемых функций. Большую роль играет характер продукции, степень ее технологи­ческой сложности и уникальности.

Организационная структура по продукту обеспечивает большие возможности централизованного управления и координации дея­тельности всех принадлежащих корпорации географически рас­средоточенных предприятий. Она способствует углублению спе­циализации между дочерними предприятиями компании с учетом преимуществ, получаемых от международного разделения труда, содействует росту внутрикорпорационных поставок, облегчает раздел рынков между дочерними компаниями, позволяет концен­трировать научные исследования и разработки по продукту в цен­тре и обеспечивать централизованное снабжение технологией, дает возможность ориентировать производство на выпуск продук­ции, пользующейся наибольшим спросом.

Информация о работе Организациооное проектирование в менеджменте