Организационно – правовые формы хозяйствования на предприятиях сферы сервиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 18:04, контрольная работа

Краткое описание

Под общим названием предприятия в хозяйственной практике подразумевается коммерческая организация, преследующая в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли на вложенный труд и капитал. На ряду с этим в литературе широко используются схожие понятия: предприятие, фирма, юридическое лицо. При этом под предприятием понимается обособленная единица по производству товаров и услуг, а под фирмой понимается организация хозяйственной, предпринимательской деятельности. Фирма способна самостоятельно принимать решения, она реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции, а также стремится к получению максимальной прибыли. Фирма может включать одно производственное предприятие.

Оглавление

Теоретическая часть
Предприятие - коммерческая организация, ее назначение и сфера деятельности………………………………………………………………3
Организационно - правовые формы объединений……….……………10
Практическая часть
2.1 Оценка вариантов концентрации предприятий……………………..14
Список использованной литературы…………………………………….….17

Файлы: 1 файл

менеджмент готовый.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Условием эффективного функционирования современной рыночной экономики является многообразие форм собственности на факторы производства.

Каждый субъект  хозяйственной деятельности отмечен особыми признаками, сочетающими как экономические, так и организационные отношения, обусловленные спецификой применяемых средств производства. Зафиксированное нормами права единство организационных и экономических оснований деятельности хозяйствующих субъектов выступает как его «организационно - правовая форма». Они дают возможность человеку, гражданину, коллективу, обрести официальный правовой статус хозяйствующего субъекта, стать общественно признанным хозяйственником, предпринимателем.

Организационно – правовые формы деятельности характеризуются большим разнообразием и имеют значительные различия в разных странах. В России коммерческие организации могут создаваться исключительно в тех организационно–правовых формах, которые предусмотрены действующим законодательством. «Гражданский кодекс Российской Федерации допускает существование следующих организационно правовых форм предприятий:

  • хозяйственные товарищества - коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом;
  • производственные кооперативы - это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединение их членами имущественных паевых взносов;
  • государственные муниципальные и унитарные предприятия - это некоммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними имуществом;
  • некоммерческие предприятия (потребительский кооператив, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, ассоциации и союзы)».5

Следует отметить, что другие, помимо поименованных, правовые формы предприятий принятым законодательством не были предусмотрены, но это не исключает их существования в течение определенного времени.

Существуют  следующие организационно-правовые формы объединений: межотраслевые (отраслевые), национальные, транснациональные и международные.

Предприятия могут  на договорных началах добровольно  объединяться в концерны, консорциумы, корпорации, хозяйственные ассоциации и другие виды интеграционных структур.

Хозяйственной деятельностью могут заниматься как физические, так и юридические лица.

«Физическое лицо – это гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью  единолично, не принимая статус «юридического  лица». Право предпринимательской  деятельностью наступает с момента  государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя»6. Такой предприниматель самостоятельно решает вопросы – что, как и для кого производить. Источником имущества могут быть собственные накопления, помощь друзей или полученные в банке кредиты. Риск неудачи целиком лежит на индивидуальном предпринимателе. Он несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Другая группа организационно – правовых форм хозяйствования охватывается общим понятием «юридических лиц». Признаки юридического лица состоят в том, что это, прежде всего – организация, т.е. определенным образом организованное объединение лиц, которое:

  • имеет обособленное имущество;
  • отвечает этим имуществом по своим обязательствам;
  • может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные неимущественные права;
  • нести обязанности;
  • иметь самостоятельный баланс или смету.

Указанные организации  как юридические лица могут быть двух типов: во-первых, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности; такие организации являются коммерческими; во-вторых, не преследующие извлечения прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками; такие организации признаются некоммерческими.

Наиболее значительными  признаками, отличающими одну организационно – правовую форму хозяйствования от другой, являются следующие:

  • количество участников данного хозяйственного объединения;
  • собственник применяемого капитала;
  • способ распределения прибыли и убытков;
  • форма управления предприятием;
  • источники имущества, составляющего материальную основу хозяйственной деятельности данного субъекта;
  • пределы имущественной ответственности.

В связи с  этим организации делятся на коммерческие, которые главной целью ставят извлечение прибыли и некоммерческие, которые такой цели не преследуют. Предприятия могут на основе договора добровольно объединяться в концерны, консорциумы, корпорации, хозяйственные ассоциации и другие виды интеграционных структур. Также существуют такие организационно-правовые формы объединений как межотраслевые (отраслевые), национальные, транснациональные и международные.

2. Практическая  часть.

2.1 Оценка  вариантов концентрации предприятий 

Постановка задачи

Основная характеристика производственной деятельности трех предприятий  – А, В, С – участников объединения представлена в таблице.

Оцениваются два  варианта объединения предприятий: горизонтальная интеграция и вертикальная интеграция.

При горизонтальной интеграции предприятия А, В, С рассматриваются  как специализирующиеся на выпуске одной и той же продукции. В этом случае возможны следующие объединения предприятий: (А+В), (В+С), (А+В+С).

При вертикальной интеграции предприятия А, В, С рассматриваются  как предприятия реализующие  часть единого технологического процесса производства или предоставления услуг. В этом случае возможны следующие виды объединений: интеграция «вниз» - (В+А), интеграция «вверх» - (В+С) и полная интеграция – (А+В+С).

Задание

Выбрать вариант  концентрации предприятий. Обосновать выбор.

Рекомендации к решению

  1. Некоторые понятия. Вертикальная интеграция призвана объединить процесс принятия решений и функционирование нескольких предприятий, связанных общей целью. При интеграции «вниз» предприятие само производит комплектующие и узлы. При интеграции «вверх» предприятие производит дополнительные виды продукции. Полная интеграция подразумевает выполнение всего технологического процесса производства продукции, включая распределение.
  2. Порядок решения. Построить две таблицы, аналогичные приведенным, соответствующие двум вариантам объединения предприятий: горизонтальной и вертикальной интеграции.

Заполнить таблицы  рассчитанными показателями. Выбрать  наиболее эффективный вариант концентрации предприятий.

Первый вариант – горизонтальная интеграция

Показатель

Значения по предприятиям

А+В

В+С

А+В+С

Объем продаж, тыс. руб.

1200,0

1800,0

2200,0

Прошлые затраты, тыс. руб.

500,0

1200,0

1300,0


Второй вариант –  вертикальная интеграция

Показатель

Значения по предприятиям

В+А

В+С

А+В+С

Объем продаж, тыс. руб.

800,0

1000,0

1000,0

Прошлые затраты, тыс. руб.

100,0

400,0

100,0


 

Выполнение  задачи:

Первый  вариант - горизонтальная интеграция 

Показатель

Показатель значения по предприятиям

А+В

В+С

А+В+С

Объем продаж, тыс. руб.

1200,0

1800,0

2200,0

Прошлые затраты, тыс. руб.

500,0

1200,0

1300,0

Добавленная стоимость:

     

ДЕ

700

500

900

%

58,3

33,3

40,9


Второй  вариант - вертикальная интеграция.

Показатель

Показатель значения по предприятиям

А+В

В+С

А+В+С

Объем продаж, тыс. руб.

800

1000

1000

Прошлые затраты, тыс. руб.

100

400

100

Добавленная стоимость:

     

ДЕ

700

600

900

%

87

60

90


 
 
 
Вывод: Наибольший эффект дает вертикальная интеграция. Значения относительного показателя добавленной стоимости при любом варианте объединения предприятий(«вниз», «вверх» или полной интеграции) более высокие, чем при горизонтальной интеграции (87, 60, 90 % по сравнению с 58,3, 33,3, 40,9 %).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009 – 445 с
  2. Акимова Т.А. Теория организаций. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 – 367 с.
  3. Большаков А.А. Менеджмент. – С-Пб: Питер, 2011 – 156 с
  4. Валуев С.А., Игнатова А.В. Организационный менеджмент. – М., 2012 – 220 с

 

1 Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова. – М.: «ПРОСПЕКТ», 2001.- С.184

2 Гражданский Кодекс РФ

3 Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов.- М.:ИНФРА- М, 2001.

4 Менар К. Экономика организаций. М.: Инфра-М, 2001.

5 Гражданский Кодекс РФ, 2002.  часть 1, раздел 1, глава 4.

6 Курс экономики. Уч-к.3-е изд., доп./ Под ред. Райзбенга Б.Л.-М.:ИНФРА-М,2001.

 


Информация о работе Организационно – правовые формы хозяйствования на предприятиях сферы сервиса