Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 18:04, контрольная работа
Под общим названием предприятия в хозяйственной практике подразумевается коммерческая организация, преследующая в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли на вложенный труд и капитал. На ряду с этим в литературе широко используются схожие понятия: предприятие, фирма, юридическое лицо. При этом под предприятием понимается обособленная единица по производству товаров и услуг, а под фирмой понимается организация хозяйственной, предпринимательской деятельности. Фирма способна самостоятельно принимать решения, она реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции, а также стремится к получению максимальной прибыли. Фирма может включать одно производственное предприятие.
Теоретическая часть
Предприятие - коммерческая организация, ее назначение и сфера деятельности………………………………………………………………3
Организационно - правовые формы объединений……….……………10
Практическая часть
2.1 Оценка вариантов концентрации предприятий……………………..14
Список использованной литературы…………………………………….….17
Условием эффективного функционирования современной рыночной экономики является многообразие форм собственности на факторы производства.
Каждый субъект хозяйственной деятельности отмечен особыми признаками, сочетающими как экономические, так и организационные отношения, обусловленные спецификой применяемых средств производства. Зафиксированное нормами права единство организационных и экономических оснований деятельности хозяйствующих субъектов выступает как его «организационно - правовая форма». Они дают возможность человеку, гражданину, коллективу, обрести официальный правовой статус хозяйствующего субъекта, стать общественно признанным хозяйственником, предпринимателем.
Организационно – правовые формы деятельности характеризуются большим разнообразием и имеют значительные различия в разных странах. В России коммерческие организации могут создаваться исключительно в тех организационно–правовых формах, которые предусмотрены действующим законодательством. «Гражданский кодекс Российской Федерации допускает существование следующих организационно правовых форм предприятий:
Следует отметить, что другие, помимо поименованных, правовые формы предприятий принятым законодательством не были предусмотрены, но это не исключает их существования в течение определенного времени.
Существуют
следующие организационно-
Предприятия могут на договорных началах добровольно объединяться в концерны, консорциумы, корпорации, хозяйственные ассоциации и другие виды интеграционных структур.
Хозяйственной деятельностью могут заниматься как физические, так и юридические лица.
«Физическое лицо
– это гражданин, который занимается
предпринимательской
Другая группа организационно – правовых форм хозяйствования охватывается общим понятием «юридических лиц». Признаки юридического лица состоят в том, что это, прежде всего – организация, т.е. определенным образом организованное объединение лиц, которое:
Указанные организации как юридические лица могут быть двух типов: во-первых, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности; такие организации являются коммерческими; во-вторых, не преследующие извлечения прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками; такие организации признаются некоммерческими.
Наиболее значительными признаками, отличающими одну организационно – правовую форму хозяйствования от другой, являются следующие:
В связи с этим организации делятся на коммерческие, которые главной целью ставят извлечение прибыли и некоммерческие, которые такой цели не преследуют. Предприятия могут на основе договора добровольно объединяться в концерны, консорциумы, корпорации, хозяйственные ассоциации и другие виды интеграционных структур. Также существуют такие организационно-правовые формы объединений как межотраслевые (отраслевые), национальные, транснациональные и международные.
2. Практическая часть.
2.1 Оценка
вариантов концентрации
Постановка задачи
Основная характеристика производственной деятельности трех предприятий – А, В, С – участников объединения представлена в таблице.
Оцениваются два варианта объединения предприятий: горизонтальная интеграция и вертикальная интеграция.
При горизонтальной интеграции предприятия А, В, С рассматриваются как специализирующиеся на выпуске одной и той же продукции. В этом случае возможны следующие объединения предприятий: (А+В), (В+С), (А+В+С).
При вертикальной интеграции предприятия А, В, С рассматриваются как предприятия реализующие часть единого технологического процесса производства или предоставления услуг. В этом случае возможны следующие виды объединений: интеграция «вниз» - (В+А), интеграция «вверх» - (В+С) и полная интеграция – (А+В+С).
Задание
Выбрать вариант концентрации предприятий. Обосновать выбор.
Рекомендации к решению
Заполнить таблицы рассчитанными показателями. Выбрать наиболее эффективный вариант концентрации предприятий.
Показатель |
Значения по предприятиям | ||
А+В |
В+С |
А+В+С | |
Объем продаж, тыс. руб. |
1200,0 |
1800,0 |
2200,0 |
Прошлые затраты, тыс. руб. |
500,0 |
1200,0 |
1300,0 |
Второй вариант – вертикальная интеграция
Показатель |
Значения по предприятиям | ||
В+А |
В+С |
А+В+С | |
Объем продаж, тыс. руб. |
800,0 |
1000,0 |
1000,0 |
Прошлые затраты, тыс. руб. |
100,0 |
400,0 |
100,0 |
Выполнение задачи:
Показатель |
Показатель значения по предприятиям | ||
А+В |
В+С |
А+В+С | |
Объем продаж, тыс. руб. |
1200,0 |
1800,0 |
2200,0 |
Прошлые затраты, тыс. руб. |
500,0 |
1200,0 |
1300,0 |
Добавленная стоимость: |
|||
ДЕ |
700 |
500 |
900 |
% |
58,3 |
33,3 |
40,9 |
Второй вариант - вертикальная интеграция.
Показатель |
Показатель значения по предприятиям | ||
А+В |
В+С |
А+В+С | |
Объем продаж, тыс. руб. |
800 |
1000 |
1000 |
Прошлые затраты, тыс. руб. |
100 |
400 |
100 |
Добавленная стоимость: |
|||
ДЕ |
700 |
600 |
900 |
% |
87 |
60 |
90 |
Вывод: Наибольший эффект дает вертикальная
интеграция. Значения относительного
показателя добавленной стоимости при
любом варианте объединения предприятий(«вниз», «вверх» или
полной интеграции) более высокие, чем при горизонтальной
интеграции (87, 60, 90 % по сравнению с 58,3,
33,3, 40,9 %).
Список использованной литературы:
1 Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова. – М.: «ПРОСПЕКТ», 2001.- С.184
2 Гражданский Кодекс РФ
3 Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов.- М.:ИНФРА- М, 2001.
4 Менар К. Экономика организаций. М.: Инфра-М, 2001.
5 Гражданский Кодекс РФ, 2002. часть 1, раздел 1, глава 4.
6 Курс экономики. Уч-к.3-е изд., доп./ Под ред. Райзбенга Б.Л.-М.:ИНФРА-М,2001.
Информация о работе Организационно – правовые формы хозяйствования на предприятиях сферы сервиса