Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 13:55, реферат
Культуру можно определить как набор базовых ценностей, убеждений, негласных соглашений и норм, разделяемых всеми членами организации. Это своего рода система общих ценностей и предположений о том, что и как делается в организации, которая познаётся сотрудниками организации по мере того, как им приходится сталкиваться с внешними и внутренними проблемами. Осознание культурных традиций позволяет новым членам организации правильно мыслить, чувствовать, понимать окружающих.
1. ВВЕДЕНИЕ.
2. СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
3. СУБКУЛЬТУРЫ И КОНТКУЛЬТУРЫ.
4. ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.
5. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.
6. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
7. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.
8. ЗНАЧИМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
9. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.
10. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ.
11. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.
12. НОРМЫОРГАНИЗАЦИОННОЙКУЛЬТУРЫ.
13. СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.
14. ПРИНЦИПЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ УСИЛИЙ
СОТРУДНИКОВ.
15. АНАЛИЗ КУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.
16. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ И КУЛЬТУРА.
17. ИЗМЕНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.
18. РАЗЛИЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
19. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
20. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
СТРУКТУРА
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.
Организационная культура представляет собой сложное образование, сотоящее из двух уровней:
ВНЕШНИЙ – чётко выраженный, наблюдаемый. К нему относятся:
- система коммуникаций, тип используемой коммуникации внутри
организации- устный, письменны, электронный, используемые технические
средства; документы, в которых описаны действующие в организации законы
и ценности; внешний вид здания, сотрудников, символика организации
ВНУТРЕННИЙ – неясный, скрытый от наблюдения цровни организационной культуры.Он включает в себя идеи, представления, ценности, убеждения, способы восприятия работниками окружающего мира.
Эти два уровня легко проследить, но часто почти невозможно разделить, поскольку они представляют собой две части неразрывного единства, отражающие и дополняющие друг друга. Каждая из составляющих может быть закреплена в документах организации, но каждая из них отражает внутренние процессы, посредством которых усваиваются нормы поведения и скрытые правила, управляющие поведением людей в организации.
МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ представляет собой цель существования организации, вырабатывающая коллективное сознание, устанавливающая ориентиры взаимоотношения между работниками, образца поведения по отношению к объектам интереса организации, направленная на достижение корпоративных целей и задающая значимость деятельности организации в социальном аспекте. МИССИЯ ВКЛЮЧАЕТ в себя:
1. Идеологию, или основные принципы деятельности организации;
2. Имидж – образ, который организация создаёт и поддерживает для
внешней среды.
3. Стратегическую программу развития. Система прямых, через организацию
и косвенных – через социально- психологические компоненты ответных
действий, увязываемых с социальной динамикой и направленных на
реализацию миссии, достижение конкурентного преимущества.
СИСТЕМА КОММУНИКАЦИЙ – это каналы формального и неформального общения, по которым члены организации получает информацию о корпоративных ценностях, героях, обрядах и ритуалах. Тенденции СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИЙ:
1. Неформальный обмен мнениями.
2. Устная – информация и письменные объявления, циркуляры, предписания и
учебные плакаты.
Феноменом оганизационной культуры занимался профессор Э.Шайн.Он предложил трёхуровневую модель организационной культуры. Он продемонстрировал, что культура может анализироваться на нескольких уровнях соответствующих той или иной степени очевидности культурного явления для наблюдателя.
АРТЕФАКТЫ.
Самым поверхностным уровнем является уровень атефактов. Характерная особенность данного уровня состоит в том, что его просто наблюдать, но крайне сложно растолковать. Большую опасность представляют попытки определения глубинных представлений на основе исследования одних только артефактов, такие интерпретации неизбежно оказываются проекциями собственных чувств и реакций исследователя.
ПРОВОЗГЛАШАЕМЫЕ и РЕАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ.
В любой группе существуют ценности. Ценности могут быть двух видов, декларируемые и реальные. Различия между двумя видами ценностей может быть разительным. Это происходит по причине того, что источники зарождения у обоих видов ценностей различные. Любые предложения обладают в глазах группы лишь условной ценностью, пока группа не примет их или не отвергает. В случае, если группа принимает ценности, которые провозглашаются руководством, эти ценности превращаются из декларируемых в реальные. Провозглашаемые ценности – квазиценности, которые достаточно точно определяют, что будет говориться людям в целом ряде ситуаций, но могут не соответствовавть тому, что они будут делать. Провозглашаемой ценностью явялется любое предложение, нововведение, которое обладает в глазах группы лишь условной ценностью, пусть даже оно будет исходить от авторитетного лица. Пока группа не примет совместных действий и её участники не увидят их результатов, это предложение будет оставаться на бумаге. Ценности этого уровня сознания во многом предопределяют поведение, наблюдаемое на уровне артефактов.
БАЗОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Они являются для
сотрудников организации
Культура любой группы может изучаться на трёх уровнях: уровне артефактов, уровне ценностей и уровне базовых представлений. И если не расшифровать паттерн базовых представлений, но не возможно правильно истолковать артефакты, ни дать реальную оценку принятым группой ценностям. Сущность культуры группы можно установить лишь на уровне базовых представлений, лежащих в основе её деятельности. Установив которые можно понять смысл более поверхностных проявлений данной культуры и дать им соответствующуб оценку.
Некоторые исследователи предлагают более дробную структуру, содержащую компоненты:
МИРОВОЗЗРЕНИЕ.
Представление об окружающем мире, природе человека и общества, направляющие поведение членов организации и определяющие характер их отношений с другими сотрудниками, клиентами, конкурентами. Мировоззрение тесно связано с особенностями социализации индивида, его этнической культурой и религиозными представлениями. Для понимания чьего- либо мировоззрения необходимо иногда много усилий и времени, чтобы помочь человеку эксплицировать базовые координаты его видения мира.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ.
Это предметы и
явления организационной жизни,
существенно важные, значимые для
духовной жизни работников. Ценности
выступают связующим звеном между
культурой организации и
СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ.
Они характризуют работников конкретной организации. К ним относятся специальные ритуалы, церемонии, язык используемый при общении, символы, которые обладают особым смыслом именно для членов организации. Важным элементом может стать какой- нибудь персонаж, обладающий характеристиками, ценными для данной культуры и служащий ролевой моделью поведения для сотрудников.
НОРМЫ.
Это совокупность формальных и неформальных требований, предъявляемых организацией по отношению ксвоим сотрудникам. Нормы могут быть универсальными, частными, императивными и ориентировочными, направленными на сохранение и развитие структуры и функций организации. Это правла игры, которые новичок должен освоить в процессе того, когда он становится членом организации.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ.
Он представляет
собой преобладающую и
В совокупности все компоненты организационной культуры дают о ней представление. Многие компоненты трудно обнаружить постороннему человеку. Каждый сотрудник, приходя в организацию, проходит через определённую процедуру организационной социализации, и со временем постигает все те ньансы, которые в совокупности и образуют организационную культуру.
Фундаментальные
ценности организационных
СИМВОЛЫ – это объект, действие, событие, имеющее смысл для окружающих. Символы, связанные с корпоративной культурой, доносят до людей важнейшие ценности организации. Компании используют логотипы и девизы как средство самоидентификации. Даже само здание фирмы и его внешнее оформление дают представление о ней всем окружающим.
ПРЕДАНИЯ- это основанные на происходивших в компании реальных событиях часто повторяемые повествования, известные всем сотрудникам организации. Обычно они в неявной форме выражают основные ценности организационной культуры. Благодаря легендам сотрудники познают основные ценности компании и понимают, чего от них ждут окружающие. Во многих компаниях работникам рассказывают историю основания фирмы с первых лет её работы. Это период создания её культуры, поэтому обычно в таких рассказах ясно прослеживаются личные ценности отцов- основателей. Зачастую эти истории слегка приукращиваются, чтобы явно подчеркнуть заложенную в них мораль. Это помогает сотрудникам влиться в коллектив и стать частью корпоративного сообщества.
ГЕРОИ- это люди, олицетворяющие собой дела, подвиги, характер или атрибуты организационной культуры, модель, образецы личности, подражать которым стремятся большинство сотрудников организации.
ДЕВИЗЫ- это предложение, в котором кратко формулируется основная ценность организационной культры.
ЦЕРЕМОНИИ – это особые плановые мероприятия, проводимые ради всех присутствующих. Церемонии проводятся для того, чтобы привести собравшимся наиболее яркие примеры выражения корпоративных ценностей. Они призваны укреплять веру работников в ценности компании, способствовать их объединению, предоставлять сотрудникам возможность принять участие в важном событии, приветствовать корпоративных героев. Церемония может представлять собой вручение премии и награды. Даже регулярная аттестация персонала, провдимая в компании, является своеобразным ритуалом.
ЖАРГОН. В каждой компании имеется свой жаргон. Иногда он охватывает всю отрасль, в которой работает компания. Это особый язык, понятный только членам организации. Для него характерно использование сокращений, которые имеют смысл только для « посвященных». Понимание этого жаргона ещё больше помогает сплочению членов коллектива. Жаргон может включать в себя также и жесты, которые употребляются только сотрудниками данной компании и имеют значение лишь для них.
ЦЕННОСТИ
И УБЕЖДЕНИЯ – это ядро корпоративной
культуры. Они сплачивают членов коллектива
в единое целое. Разделяемые всеми членами
коллектива убеждения положительно влияют
на производительность и отношение работников
к труду. Зачастую это является сильным
преимуществом в конкурентной борьбе.
В некоторых организациях упор делается
на внушение работникам ценностей, поощряющих
качество труда. Такой подход положительно
сказывается на общем поведении сотрудников
и может сыграть свою роль в конкурентной
борьбе на рынке.
ПРИНЦИПЫ
ОБЪЕДИНЕНИЯ УСИЛИЙ
СОТРУДНИКОВ.
ПРИНЦИП КОЛЛЕГИАЛЬНОСТИ.
Данный принцип гласит, что ориентация на новые ценности должна разделяться всеми сотрудниками организации. Новые приоритеты должны быть вынесены на групповое обсуждение не как данность, а как последствие изменения рыночной конъюнктуры или политической обстановки.
ПРИНЦИП ПРОИЗВОЛЬНОСТИ.
Данный принцип
состоит в том, что ценности прдлагаются
в виде заготовок, как форма для
обсуждения, и будучи принятыми коллективом
прибретают характер закона и должны неприкословно
соблюдаться.
АНАЛИЗ КУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.