Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 00:10, курсовая работа
Задачами, стоящими перед работой, являются: рассмотрение структуры организационной культуры компании «Авалонторг», анализ культуры и определение мероприятий по ее совершенствованию.
Введение………………………………………………………………………..2-3
1. Сущность, понятие и структура организационной культуры………….......4
# 1.1.Понятие и содержание организационной культуры………...4-9
# 1.2.Структура организационной культуры……………………10-13
# 1.3.Функции организационной культуры………………………...14
# 1.4.Типы организационной культуры…………………………15-18
2. Формирование организационной культуры………………………………19
0. 2.1.Принципы и этапы формирования организационной культуры………………………………………………………………………19-21
0. 2.2.Формирование организационной культуры………………22-28
3. Организационная культура ТЧУП «Авалонторг»………………………..29
0. 3.1.Краткая характеристика ТЧУП «Авалонторг»…………...29-31
0. 3.2.Управление организационной культурой в ТЧУП «Авалонторг». Осуществление изменений…………………………………32-35
0. 3.3.Анализ сложившейся организационной культуры ТЧУП «Авалонторг»………………………………………………………..………..36-38
0. 3.4.Рекомендации по совершенствованию организационной культуры ТЧУП «Авалонторг»…………………………………………...…39-41
Заключение…………………………………………………………………...42-43
Список используемой литературы……………………………………………..44
Указанные
характеристики культуры организации
в совокупности отражают и придают
смысл концепции
В организации может существовать и такой тип субкультур, которые достаточно упорно отвергают то, чего организация в целом хочет достигнуть. Среди этих организационных контркультур могут быть выделены следующие виды[3, с. 26]:
-
прямая оппозиция ценностям
- оппозиция структуре власти в рамках доминирующей культуры организации;
-
оппозиция к образцам
Контркультуры
в организации появляются обычно
тогда, когда индивиды или группы находятся
в условиях, которые, как они чувствуют,
не могут обеспечить им привычного или
желаемого удовлетворения потребностей.
В определенном смысле, организационные
контркультуры являются выражением недовольства
тем, как организационная власть распределяет
организационные ресурсы. Особенно часто
подобная ситуация возникает в период
организационных кризисов или реорганизации.
В этих условиях некоторые "контркультурные"
группы могут стать достаточно влиятельными
или даже доминирующими.
Анализируя
структуру организационной
Те, кто пытаются познать организационную культуру глубже, затрагивают ее второй, внутренний уровень. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают почти непреодолимые сложности [11, с. 5].
Третий, глубинный уровень включает базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Среди этих принимаемых на веру скрытых предположений, направляющих поведение людей в организации, Шейн выделил отношение к бытию в целом, восприятие времени и пространства, общее отношение к человеку и работе.
Некоторые исследователи предлагают более дробную структуру организационной культуры, выделяя ее следующие компоненты[7, с. 42]:
1.
Мировоззрение — представления
об окружающем мире, природе человека
и общества, направляющие поведение
членов организации и
2.
Организационные ценности, т.е. предметы
и явления организационной
3.
Стили поведения,
4.
Нормы — совокупность
5. Психологический климат в организации, с которым сталкивается человек при взаимодействии с ее сотрудниками. Психологический климат представляет собой преобладающую и относительно устойчивую духовную атмосферу, определяющую отношения членов коллектива друг к другу и к труду.
Ни
один из этих компонентов в отдельности
не может быть отождествлен с культурой
организации. Однако в совокупности
они могут дать довольно полное представление
об организационной культуре. Многие
компоненты культуры трудно обнаружить
постороннему человеку. Можно несколько
недель провести в организации, но так
и не понять основных положений культуры,
управляющих поступками людей. Каждый
сотрудник, приходя в организацию, проходит
через определенную процедуру организационной
социализации, в ходе которой он месяц
за месяцем постигает все те мельчайшие
нюансы, которые в совокупности и образуют
организационную культуру [12, c.89].
1.3
Функции организационной
культуры.
Конкретизируя влияние организационной культуры на эффективность функционирования организации. Функции организационной культуры [2, с.48]:
Охранная – создание барьера от нежелательных внешних воздействий. Она реализуется через различные запреты, «табу», ограничивающие нормы, формирование специфической логики мышления.
Интегрирующая – объединяет людей и формирует у них чувство принадлежности к организации, отождествления себя с ней, гордости. Это вызывает стремление посторонних лиц включиться в нее, что чрезвычайно важно для решения кадровых проблем.
Регулирующая – создает общий социально-психологический климат в организации, поддерживает необходимые правила и нормы поведения и взаимоотношений участников, контактов с внешним миром, уменьшает неопределенность в сложных ситуациях. Это является гарантией стабильности, снижает возможность нежелательных конфликтов.
Коммуникационная – играет важную роль в установлении контактов между людьми, осмыслении ими наблюдений, событий и установлении связей между ними, облегчении взаимопонимания. Это ускоряет информационный обмен и обеспечивает экономию управленческих затрат.
Адаптивная – облегчает взаимное приспособление людей и организации друг к другу и внешней среде. Она реализуется через общие для всех нормы поведения, ритуалы, обряды.
Ориентирующая – направляет деятельность участников организации в требуемое русло, придает общий смысл их поведению.
Мотивационная
– создает необходимые стимулы
для действий. Это достигается, например,
за счет включения в культурный контекст
высоких целей, к которым в принципе должны
стремиться все нормальные люди.
Наиболее
известная типология
Как правило, организации, где в чистом виде можно было бы наблюдать тот или иной из описанных ниже типов организационной культуры, встречаются достаточно редко. Чаще всего можно говорить о том, что в реальной оргкультуре все четыре типа тесно переплетены между собой, и речь лишь идет о том, какой из типов – авторитарная, бюрократическая, ориентированная на выполнение задач или на личность – преобладает. Считается, что на стадии зарождения организации в управлении ею преобладает культура власти; стадию роста характеризует ролевая культура; стадию стабильного развития – культура задачи или культура личности; в кризисе предпочтительна культура власти.
В больших организациях разные подразделения могут демонстрировать разную культуру. (В последней главе конкретная организация будет протестирована на соответствие определенному типу организационной культуры).
Каждый тип
Поскольку внутри организационной культуры как целого существует целый ряд субкультур, то выделяют культуры стратегической деятельности, свойственные не только организации в целом, но и ее подразделениям.
Стабильная культура ориентирована на прошлые способы деятельности, концентрируется на вопросах организации работы, во избежание риска и допускает перемены лишь в кризисных ситуациях. В рамках фирмы она свойственна бухгалтерии, плановому отделу.
Реактивная культура ориентируется на настоящее время и решение внутренних проблем на основе опыта. Она минимизирует риск и допускает перемены лишь при недостаточной эффективности. Это культура производственного отдела.
Оптиципационная культура нацелена на ближайшее будущее и решает проблемы на основе экстраполяции и возможностей. Она ориентирована не только вовнутрь, но и вовне организации и допускает риск и частичные изменения. Такая культура свойственна плановому и маркетинговому отделам фирмы.