Организационная культура как объект стратегических изменений

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

1. Теоретические аспекты формирования организационной
культуры…………………………………………………………………………6
1.1 Понятие и сущность организационной культуры………………………6
1.2 Принципы и методы формирования организационной культуры…….15
1.3 Типы организационной культуры…………………………………………17
2. Особенности организационной культуры
ОАО «НЭТА»…………………………………………………………………..21
2.1 Анализ организационной структуры ОАО «НЭТА»……………………21
2.2 Анализ методов формирования организационной культуры…………23
3. Пути совершенствования методов формирования организационной культуры в ОАО «НЭТА»………………………………………………………….28

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты формирования организационной
культуры…………………………………………………………………………6
Понятие и сущность организационной культуры………………………6
Принципы и методы формирования организационной культуры…….15
Типы организационной культуры…………………………………………17
2. Особенности организационной культуры
ОАО «НЭТА»…………………………………………………………………..21
2.1 Анализ организационной структуры ОАО «НЭТА»……………………21
2.2 Анализ методов формирования организационной культуры…………23
3. Пути совершенствования методов формирования организационной культуры в ОАО «НЭТА»………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………..34
Список использованной литературы…………………………………………36
Ппиложения…………………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 72.96 Кб (Скачать)

   2. По результатам наблюдения были выявлены речевые особенности, профессиональный сленг, словечки и выражения, употребляемые большей частью коллектива. К примеру, для неспециалиста, пришедшего в компанию, занимающуюся разработкой программных продуктов, язык, на котором разговаривают между собой программисты, может показаться малопонятным, почти иностранным. В системе межуровневой коммуникации выявлен ряд проблем, вызванный недостатком или несвоевременностью поступающей информации. Сотрудники страдают от дефицита информации;

   3. Для офисных сотрудников характерен деловой стиль одежды, а у сотрудников магазинов строгий дрескод – белый верх, темный низ. Предметы, которые можно отнести к организационной символике – территориальное закрепление за сотрудником компьютера, полки, канцелярские принадлежности, места за столом. В каждом помещение предназначенном для сотрудников можно увидеть корпоративный флаг. Органайзеры, планинги, авторучки имеют корпоративную символику – «бурундук с дискетой». Выпуск различной продукции с этой символикой: ручек, календарей больших и малых форматов, папок, бланков и др. Бурундучек, как известно, зверек хозяйственный, способный отложить на будущее втрое больше, чем съесть. Поражает его способность диверсифицировать деятельность и запасы. Плодовитость зверька также общеизвестна. Компания, как маленький бурундучек, распределяя полученные от клиентов средства, получала прибыль и большую ее часть направляла на увеличение ресурсов и улучшение качества обслуживания клиентов. Дискетка же символизировала направление деятельности компании;

   4. Существует специальное помещение для приема пищи для всех сотрудников. Организация не оплачивает расходы на питание, но существует традиция предоставлять сотрудникам организации чай, кофе, молоко;

   5. По данным метода анализа документов можно сделать вывод о том, что соблюдение временного распорядка и пунктуальность являются неотложными требованиями для сотрудников и руководителей организации. В компании принято принимать решения своевременно и эффективно, руководители чётко ставят перед подчинёнными задачи и цели, которые надо выполнить и в какой срок, потому что от этого зависит эффективность выполняемых заданий;

   6. Отношения в организации нельзя называть чисто формальными, так как в них присутствует определенная свобода. Но эта свобода заключена в определенных рамках. Это подтверждается взаимоотношениями к вышестоящим по рангу. Коллектив компании НЭТА стремится стать сплоченной командой, работающей на общий результат. Сотрудники работают на компанию НЭТА, а не на конкретного руководителя, независимо от его ранга. При описании наименее предпочтительного сотрудника на первом месте не профессионально значимые, а личностные качества;

   7. Анализ ценностных ориентаций сотрудников, то есть второго уровня организационной культуры по Шейну, производился по методики Рокича. При обработке методики учитывались только первые три позиции, как наиболее актуальные ценности. Результаты методики показали, что ведущая ценность сотрудников – творческая самореализация, возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие. Приоритетной ценностью является самореализация в профессии. Приоритетные инструментальные ценности: образованность и эффективность в делах. Главной ценностью для менеджеров является признание их заслуг со стороны высшего руководства, коллег и подчиненных, усиление авторитета на предприятии. Руководство старается воспитать в своих сотрудниках стремление стать сплоченной командой, работающей на общий результат. Для этого существуют коллективные мероприятия, которые способствуют налаживанию теплых взаимоотношений между сотрудниками, а, следовательно, и «здорового» климата в коллективе: проведение мероприятий по совместному отдыху, в частности: юбилеи работников, выезды на природу, посещение группы здоровья, бассейна, традиции отмечать День Рождения компании, Новый Год. Компания тщательно следит за каждым сотрудником и старается всячески помогать ему во всех проблемах, поэтому каждый сотрудник может обратиться за любой помощью к руководству компании. К примеру, сотруднику организации нужны финансовые ресурсы на приобретение квартиры, организация может дать кредит на выгодных условиях для сотрудника и т.д.;

   8. Ответственные решения принимаются советом директоров, после коллективного обсуждения с линейными менеджерами, с учетом их пожеланий, присутствие четкой регламентации работы, высокие стандарты качества обслуживания клиентов, благодаря выполнению четко прописанных стандартов. Руководство даёт возможность все своим сотрудникам повысить свою профессиональную квалификацию и возможность карьерного роста, всегда старается заметить и отметить профессиональные достижения своих подчинённых и принять соответствующие меры по этому вопросу, например премии, подарки, туристические путевки, но также присутствует нематериальное поощрение в виде грамот, благодарственных листов;

       Руководство старается воспитать в своих сотрудниках, чтобы они понимали и знали, что их цели всегда совпадают с целями компании и всех сотрудников и для их достижения необходимо работать в месте в команде. В компании принято при решении разных проблем и задач возникших в организации и касающихся подразделений, разные подразделения компании работают в месте, командой. Компания уделяет очень большое внимание и вопросу о поддержании в компании сложившихся хороших традиций и их соблюдению, расширению традиций и ритуалов. Компания в месте со своими сотрудниками компании формирует достойный внешний вид компании, повышающий имидж и культуру компании.

На основе этих характеристик  можно заключить, что организационная  культура ОАО «НЭТА» носит признаки «партисипативной» организации, поскольку сотрудники компании принимают участие в принятии решений, становление целей, решение проблем.

   ОАО «НЭТА» – компания с сильной организационной культурой, в которой уважают личность за то, как она выполняет работу, ценят лучшие человеческие качества и черты. Большинство работников готовы напряженно трудиться ради достижения целей, находящихся за пределами их личных интересов, достаточно гибки для того, чтобы органично сочетать свои личные цели с целями команды. Наблюдается активное участие всех членов команды в анализе проблем и перспектив, планирование совместных действий, оценке полученных результатов.

        Конечно есть и некоторые недостатки действующей организационной культуры, их нельзя назвать отрицательными сторонами, потому что они не ведут сразу и прямо к снижения эффективности организации, но в будущем могут повлиять на нее негативно. К этим чертам относится отсутствие: закреплённых письменно правил поведения, недостаток или несвоевременность поступающей информации, сотрудники страдают от дефицита информации. 
 
 
 

      
 
 
 
 

3. Пути совершенствования  методов формирования  организационной 

культуры  в  ОАО «НЭТА» 

     В результате оценки культуры данного  предприятия было выявлено, что культура организации соответствует миссии организации, разделяется работниками  компании. ОАО «НЭТА» носит признаки «партисипативной» организации, поскольку сотрудники компании принимают участие в принятии решений, становление целей, решение проблем. ОАО «НЭТА» – компания с сильной организационной культурой, в которой уважают личность за то, как она выполняет работу, ценят лучшие человеческие качества и черты.

     Были  выявлены недостатки действующей организационной  культуры. К этим чертам относится  отсутствие: закреплённых письменно  правил поведения, недостаток или несвоевременность  поступающей информации, сотрудники страдают от дефицита информации.

     В нашем случае нет необходимости  проводить изменения глубинного устройства компании, так как уже  четко сформирована миссия, а у  коллектива присутствует единое видение целей компании, также выработана оптимальная организационная структура предприятия – все это помогает эффективно работать по выбранным направлениям.

     При изменении культуры предприятия  очень важно соблюдать постепенность и поэтапность нововведений, кроме того, не менее важно, чтобы элементы новой культуры не вступали в явное противоречие с существующей системой ценностей компании. Нужно, чтобы новую культуру принимали и поддерживали все высшие руководители. Только в этом случае совершенствование культуры в дальнейшем будет способствовать процветанию предприятия.

     Также важно указать, что при разработке и внедрении комплекса мероприятий, направленных на совершенствование культуры предприятия необходимо принять во внимание следующие обстоятельства:

     – подобный объем работы может быть качественно проведен только с привлечением консультантов по процессу (нужен «свежий взгляд», эти люди не находятся внутри самой компании и при этом не связаны формальными и неформальными производственными обязательствами перед работниками компании);

     – привлечение только специалистов самой организации для выполнения данной работы в принципе не позволяет надеяться на достижение желаемого конечного результата (это люди системы, они уже работают в заданном режиме, существует определенная субординация и т.п.).

     С целью совершенствования межуровневой коммуникации во многих компаниях создаются  отделы по внутренним коммуникациям. Цель этих отделов заключается в том, чтобы обеспечить информационное насыщение всех сотрудников компании как о самых грандиозных событиях, происходящих в компании, так и до самых незначительных (приказы, распоряжения, результаты стратегического планирования, достижения различных отделов). Всем известно, что наличие дефицита информации рождает слухи, байки, оказывающие, зачастую, губительное влияние на общее эмоциональное состояние работников. Создание группы по внутренним коммуникациям, с грамотно поставленными задачами, нацеленное на улучшение межуровневой коммуникации, позволит избавиться от «сарафанного радио» и укрепит атмосферу доверия и надежности.

     Управление  планированием организационной  культуры вовсе не должно быть направлено на полное уничтожение естественности ее развития; оно должно лишь максимально ограничивать стихийность такого развития, которая чревата непредсказуемыми последствиями, обозначать и пропагандировать его общезначимые ориентиры.

          Совершенствование организационной культуры должно производиться  регулярно, не в полной мере, а частично, старые привычки забываются, а новые  творческие идеи ценятся в сотрудниках.

         Главным атрибутом в организационной культуре каждой организации должно быть поддержание коллективного духа работников всех уровней, всех профессий.

         Так же следует отметить что, как показывает практика, что люди (работники, обладающие одинаковыми способностями, должны занимать в организации равноценные должности, что позволяет наиболее полно использовать их потенциал и предотвратить внутренние конфликты. Разрыв же в способностях руководителей и их непосредственных подчиненных в один уровень обеспечивает при прочих равных условиях их хорошее взаимопонимание, а также естественность руководства и подчинения. Это, несомненно, играет важную роль, так как поддержание коллективного духа требует искоренение малейших конфликтов среди персонала.

         Можно предложить следующие мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры предприятия:

   1) Нужно создать нормативную базу по организационной культуре: корпоративный кодекс, кодекс поведения сотрудников, кодекс взаимоотношений с клиентами.

   2) разработать информационные коммуникации внутри организации.

 В  современных условиях без построения  эффективной системы внутренних  коммуникаций успех компании  невозможен. Основная задача информирования в компании – это четко обозначить политику, цели и стратегию компании, чтобы каждый сотрудник понимал, к чему стремится компания, и что может и должен сделать он для достижения общих целей. Осуществлять коммуникации следует, по крайней мере, несколькими способами, такими как: распространение информации по электронной почте; личные беседы с сотрудниками – это воодушевляет и сплачивает людей.

Для формирования в сознании персонала положительного имиджа компании и доведения до сотрудников  ключевых сообщений можно применить  следующие формы внутриорганизационных коммуникаций: делать листок новостей, ежегодные отчеты сотрудников о проделанной работе и достигнутых результатах, общие собрания работников. Данные мероприятия повысят информационность и лояльность персонала компании, и соответственно результативность его труда.

   3) разработать и внедрить корпоративный стиль в одежде. Корпоративный стиль необходим для формирования определенного уровня внутрикорпоративной культуры, чувства гордости за компанию, стремления поддерживать престиж фирмы на высоком уровне в любых ситуациях. В такой одежде каждый сотрудник ощущает себя частью единой команды, работающей на достижение общей цели.

Информация о работе Организационная культура как объект стратегических изменений