Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:37, лекция
В управлении Японии отражаются исторические, культурные и психологические особенности населения страны. В нем прослеживается общественно-экономический уклад Японии. Методы управления японских менеджеров отличаются от американских и европейских методов.
Опыт управления персоналом в Японии
В управлении Японии отражаются исторические, культурные и психологические особенности населения страны. В нем прослеживается общественно-экономический уклад Японии. Методы управления японских менеджеров отличаются от американских и европейских методов.
Это не означает более или менее эффективное управление японцев. Скорее, принципы менеджмента Японии и Европы находятся в разных плоскостях и имеют не так много пересечений. В основе менеджмента Японии лежит коллективизм, используются моральные и психологические методы действия на личность. Например, чувство долга перед коллективом, это равносильно стыду.
Налоговая система
Японии направлена на
Управление Японии имеет шесть характерных признаков:
1. Гарантированная занятость
и создание доверительной
2. Ценность и гласность
корпорации. Если рабочие и руководители
пользуются одной базой
3. Управление основано на информации.
Особое значение придается сбору данных, их систематизации. Ежемесячно руководителями проверяются доходы, объемы производства, валовая выручка, чтобы увидеть выполняются ли заданные показатели и рассмотреть на ранних этапах грядущие сложности.
4. Управление ориентировано на качество.
На предприятиях строго контролируется качество производства. Усилия, закрепленные по контролю качества, являются личной гордостью руководителя.
5. Постоянное присутствие
на производстве руководителя. Часто
на японских предприятиях
6. Соблюдение порядка и чистоты.
Руководители обеспечивают соблюдение порядка, содействующему качеству производительности труда.
Японское управление делает акцент на улучшение отношений между людьми: коллективизм, согласованность, высокие моральные качества сотрудников, гармонизация отношений между персоналом и руководителями.
Менеджмент Японии в сегодняшнем виде сложился в условиях послевоенной разрухи, когда руководители были вынуждены восстанавливать политическую, экономическую и социальную жизнь. Управленцы Японии начали осознавать ответственность перед общественностью за деятельность. Это не значит, что раньше, до 1945 года в Японии не было эффективного управления. Еще в 1932 году К. Мацусита говорил, что цель производителя должна состоять в преодолении бедности.
Менеджмент Японии определяется рядом концепций, которых нет в американской модели. Основными среди них являются процесс коллективного принятия решения и система пожизненного найма.
Личность японца отождествляет
себя с группой, уникальностью части
целого. Принципом японского
Другой важно особенностью менеджмента Японии является концепция непрерывного обучения. Японцы считают, что постоянное обучение совершенствует мастерство. Получая моральное удовольствие от достижения результатов, человек становится ближе к цели на пути к самореализации.
Японцы восприимчивы ко всему новому. Они учатся на ошибках других, извлекают из этого выгоду, наблюдают за происходящим в мире. Рабочие не сопротивляются новинкам научно-технического процесса. Японцы приверженцы инноваций, на этом основан экономический рост.
Национальные традиции Японии отличаются тем, что японцы не придерживаются писаных правил. Их языку несвойственна четкая конкретизация определений. В японском обществе не существует этического кодекса и религиозных предписаний.
Отношения между людьми делятся
на два типа: горизонтальный – совокупность
индивидов с общими чертами, например,
люди одной профессии и вертикальный
– индивиды с разными чертами
связаны социальной связью – клуб,
семья, клан. Именно вертикальный тип
отношений характеризует
Группа, к которой японец принадлежит, имеет для него значение равносильное семье. Глава фирмы отождествляется с отцом. Член фирмы-семьи взаимодействуют спонтанно. Атмосфера неформальная. Минимальны внутренние конфликты. Фирма в Японии воспринимается живым организмом, у которого есть душа. Руководитель может поменяться, фирма остается. Фирма является долговременной организацией, так как гарантирует пожизненный найм.
Убеждение работодателей – формула «предприятие есть люди».
Решения в компаниях Японии принимаются единодушно. Это не то решение, которое принимает большинство. Японцы не принимают тиранию большинства. Если решение не принимается единогласно, то вопрос остается нерешенным. Если решение принято большей частью, то меньшую часть убеждают уважать решение остальных. Позже такая компромиссная позиция вознаграждается. Японец никогда не станет открыто возражать старшему или вышестоящему лицу: несогласие должно выражаться дипломатично.
Японский опыт управления
персоналом уже многократно доказал
свою эффективность как в самой
Японии, так и в других странах
мира. Намеченные нами контуры и
конкретные варианты применения этого
опыта позволяют, на наш взгляд, составить
реальное представление о возможностях
его использования в России. Очевидно,
что сделать это будет совсем
непросто, но полученные результаты могут
оказаться весьма продуктивными
для восстановления российской обрабатывающей
промышленности, повышения