Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:25, реферат
Опрос - это метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к представителям определенной социальной группы. Он является наиболее распространенным методом сбора эмпирических данных при проведении прикладных социологических исследований. К этому методу исследователь обращается тогда, когда для решения поставленной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях, ориентирах, об информированности людей.
Опрос. Цели опроса. Виды опроса……………..2
Анкетирование……………………………………..3
Интервьюирование………………………………..4
Список используемой литературы……………..6
Содержание
Список
используемой литературы……………..6
Опрос. Цели опроса. Виды опроса
Опрос - это метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к представителям определенной социальной группы. Он является наиболее распространенным методом сбора эмпирических данных при проведении прикладных социологических исследований. К этому методу исследователь обращается тогда, когда для решения поставленной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях, ориентирах, об информированности людей. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Участников опросов принято называть респондентами. Проведение социологических опросов может преследовать две цели. Первая - пропагандистская, вторая - исследовательская. Идеальный социологический опрос совмещает в себе обе цели. Основными разновидностями опроса выступают анкетирование и интервью, которые в зависимости от ряда признаков подразделяются на: сплошные или выборочные, индивидуальные или групповые, массовые или экспертные, устные или письменные, очные или заочные, одноразовые или многоразовые, стандартизированные или нестандартизированные.
В
основе анкетирования и интервьюирования
лежит совокупность предлагаемых опрашиваемых
вопросов, ответы на которые и образуют
первичную информацию.
Анкетирование
Анкетирование – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.
При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.).
Все
вопросы можно
Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.)
Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и не альтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а не альтернативные - нескольких вариантов ответов. Открытые вопросы не содержат подсказок и не «навязывают» респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.
Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.
Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Не основные - на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).
Интервьюирование
При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но
вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа не ответивших и ошибок при заполнении вопросников.
В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное.
Формализованное интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией,
предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.
Фокусированное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или
причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.
Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы;
определяется только тема интервью.
Преимущества метода интервью перед анкетированием заключаются в следующем: при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента; этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, вопросы; опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.
Метод опроса предусматривает получение социологических данных в ситуации социально-психологического общения. И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемой информации. В социологии
выработано значительное количество методических требований и процедур для того, чтобы преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективность данной формы сбора социологической информации.
Список используемой литературы
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУЧС
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ИНСТИТУТ ТРУДОВЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ»
НА ТЕМУ: «ОПРОС КАК МЕТОД СБОРА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ
ДАННЫХ»
Минск, 2008