Опрос. Цели опроса. Виды опроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:25, реферат

Краткое описание

Опрос - это метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к представителям определенной социальной группы. Он является наиболее распространенным методом сбора эмпирических данных при проведении прикладных социологических исследований. К этому методу исследователь обращается тогда, когда для решения поставленной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях, ориентирах, об информированности людей.

Оглавление

Опрос. Цели опроса. Виды опроса……………..2
Анкетирование……………………………………..3
Интервьюирование………………………………..4
Список используемой литературы……………..6

Файлы: 1 файл

Опрос как метод сбора социологических данных.docx

— 22.42 Кб (Скачать)

   Содержание

  1. Опрос. Цели опроса. Виды опроса……………..2
  2. Анкетирование……………………………………..3
  3. Интервьюирование………………………………..4

    Список  используемой литературы……………..6 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

   Опрос. Цели опроса. Виды опроса

   Опрос - это метод сбора первичной  информации посредством обращения  с вопросами к представителям определенной социальной группы. Он является наиболее распространенным методом  сбора эмпирических данных при проведении прикладных социологических исследований.  К этому методу исследователь  обращается тогда, когда для решения  поставленной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях, ориентирах, об информированности людей.  В  каждом случае опрос предполагает обращение  к непосредственному участнику  и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению.  Участников опросов принято называть респондентами. Проведение социологических опросов может преследовать две цели. Первая - пропагандистская, вторая - исследовательская. Идеальный социологический опрос совмещает в себе обе цели. Основными разновидностями опроса выступают анкетирование и интервью, которые в зависимости от ряда признаков подразделяются на: сплошные или выборочные, индивидуальные или групповые, массовые или экспертные, устные или письменные, очные или заочные, одноразовые или многоразовые, стандартизированные или нестандартизированные.

   В основе анкетирования и интервьюирования лежит совокупность предлагаемых опрашиваемых вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию. 
 

   Анкетирование

   Анкетирование – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.

   При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.).

   Все вопросы можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и не основные).

   Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.)

   Закрытым  вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и не альтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а не альтернативные - нескольких вариантов ответов. Открытые вопросы не содержат подсказок и не «навязывают» респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.

   Прямые  и косвенные вопросы. Иногда вопросы  анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.

   Основные  вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Не основные - на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).

   Интервьюирование

   При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но

   вместе  с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа не ответивших и ошибок при заполнении вопросников.

   В прикладной социологии различают три  вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное.

        Формализованное интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией,

   предназначенной для интервьюера. При использовании  этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.

        Фокусированное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или

   причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом  беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.

        Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы;

   определяется  только тема интервью.

   Преимущества  метода интервью перед анкетированием заключаются в следующем: при  интервьюировании появляется возможность  учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента; этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, вопросы; опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.

   Метод опроса предусматривает получение  социологических  данных  в ситуации  социально-психологического  общения.  И   это   накладывает   свой отпечаток  на  содержание  и  качество  получаемой информации.   В   социологии

   выработано  значительное количество методических требований  и  процедур  для того, чтобы преодолеть субъективизм,  повысить  надежность  и  эффективность данной формы сбора социологической информации.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Социология.  Курс  лекций.  Радугин  А.А.,  Радугин  К.А.,  Москва, издательство «Центр», 1997
  2. Социология. Под ред. А.Н. Елсукова. Минск, 2001
  3. Сальников В.П. Социология. С-Пб., 2000
  4. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. М., 1997
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУЧС

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДОВЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ»

НА ТЕМУ: «ОПРОС КАК МЕТОД СБОРА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ» 
 
 
 
 
 
 

                                                      Выполнила

                                                      учащаяся 2 курса гр. 613з

                                                      Ф-ТА  МЭО и М

                                                      Пясецкая Валентина  

Минск, 2008

Информация о работе Опрос. Цели опроса. Виды опроса