Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 21:36, курсовая работа
Цель курсового проекта– оценка социально-психологического климата в коллективе с учетом стратегии поведения личности в конфликте.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1) Описать теоретические основы, напрямую касающиеся темы социально-психологического климата в коллективе.
2) Провести исследование и анализ социально-психологического климата в коллективе с учетом конфликтного типа поведения.
3) Оценить влияние социально-психологического климата на эффективность работы.
4) Разработать ряд рекомендаций по совершенствованию социально-психологического климата.
Введение…………………………………………………………………………..2
1 Теоретико-методологические подходы к социально-психологическому климату организации…………………………………………………………….3
1.1 Основные понятия социально-психологического климата………………3
1.2 Характеристика показателей социально-психологического климата……6
1.3. Конфликт и стратегии поведения в конфликтной ситуации…………….13
2 Методическая часть………………………………………………………….16
2.1 Методика О. Немова «Социально-психологическая самооценка коллектива»……………………………………………………………………16
2.2 К. Томаса «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению»……………………………………………..……...16
2.3Определение выборочной совокупности …………………………………18
3 Анализ результатов проведенного исследования…………………………..26
Список использованной литературы………………………
5б. Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6а. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
6б. Я стараюсь добиться всего
7а. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с целью, чтобы со временем решить его окончательно
7б. Я
считаю возможным в чем-то
8а. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего
8б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы
9а. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий
9б. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего
10а. Я твердо стремлюсь достичь своего
10б. Я пытаюсь найти компромиссное решение
11а. Первым делом я пытаюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
11б. Я
стараюсь успокоить другого и
главным образом сохранить
12а. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры
12б. Я
даю возможность другому в
чем-то остаться при своем
13а. Я предлагаю среднюю позицию
13б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему
14а. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах
14б. Я
пытаюсь показать другому
15а. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения
15б. Я
стараюсь сделать все
16а. Я стараюсь не задеть чувств другого
16б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции
17а. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего
17б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности
18а. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность
18б. Я даю возможность другому в чем-то настоять на своем, если он также идет мне на встречу
19а. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы
19б. Я
стараюсь отложить решение
20а. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия
20б. Я
стараюсь найти наилучшее
21а. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого
21б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы
22а. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека
22б. Я отстаиваю свои желания
23а. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас
23б. Иногда
я предоставляю возможность
24а. Если позиция другого кажется мне очень важной, я пойду навстречу его желаниям
24б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу
25а. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества своих взглядов
Лист ответов
3а |
2а |
1а |
6б |
4а |
5б |
8а |
7б |
6а |
9б |
10б |
7а |
10а |
12б |
9а |
13б |
13а |
12а |
14б |
18б |
15б |
16б |
20б |
17б |
17а |
22а |
19б |
22б |
24б |
23б |
25а |
Итого:
Обработка текста:
Столбец №1 – «противоборство»
Столбец №2 – «компромисс»
Столбец №3 – «приспосабливание»
3 Анализ результатов проведенного исследования
В результате проведенного исследования было установлено, что социально-психологический климат в данном трудовом коллективе умеренный. С первого взгляда, обстановка спокойная, конфликтов не происходит, но периодически между членами коллектива возникают споры.
Для точного выявления социально-психологического климата коллектива, была применена методика, О.Немова. В результате было установлено, что социально-психологический климат по всем критериям соответствует средней оценке (максимальный балл по каждому показателю составляет 60 баллов). Эти результаты также свидетельствует о достаточно спокойной обстановке в коллективе, о его низкой конфликтности, об отсутствии раздражителей между его членами. Но если учитывать шкалу достоверности, то можно сделать вывод, что члены коллектива отвечали на вопросы методики неправдиво или отнеслись к этому не достаточно серьезно.
«Результаты методики О.Немова - Социально-психологическая самооценка коллектива»
«Результаты диагностики по методике К. Томаса»
Полученные данные позволили предположить, что использование тактики избегания может быть вызвано потребностью в признании, стремлением соответствовать одобряемому авторитетом образцу поведения. Также было установлено, что руководство придерживается тактики противоборство. Исходя из этого, можно сделать вывод, что члены коллектива в какой-то степени боятся руководителя. Они предпочитают держать недовольство в себе, чем портить отношения с начальством. Именно это порождает мелкие конфликты, которые со временем могут перерасти и в более крупные.
Итак, по итогам экспериментального исследования можно сказать, что высокая потребность в одобрении со стороны руководства у членов данного коллектива ведет к формированию у них избегательной тактики поведения в конфликтной ситуации, что в свою очередь ведет к накоплению негативных эмоций, взаимных негативных оценок, неспособности отстоять свое мнение, что отражается на социально психологическом климате коллектива.
Выводы и рекомендации
Руководитель, видя в окружающих врагов, не вольно превращает в них тех, кто мог бы быть им другом. Возможных единомышленников он превращают в своих конкурентов. Чтобы этого не происходило, он должен:
Большей части персонала (предпочитающие тактику уклонение и приспособление)
Если коллективом будут выполнены, выше перечисленные, рекомендации, то они научатся управлять собой и своими эмоциями. Это значит, они научаться понимать друг друга и все конфликты будут сглажены и следовательно социально-психологический климат будет благоприятным.
В данной работе был проведен теоретический анализ понятий трудового коллектива, социально-психологического климата коллектива.
Трудовой коллектив - это малая группа людей, объединенных общей целью в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.
Социально-психологический климат - это психологический настрой в группе, который отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.
Было проведено экспериментальное исследование, включавшее наблюдение за поведением членов трудового коллектива, методику О.Немова «социально-психологическая самооценка коллектива», диагностику стратегий поведения в конфликтной ситуации членов трудового коллектива по методике К. Томаса,
В результате проведенного наблюдения было установлено, что социально-психологический климат в данном трудовом коллективе умеренный. По методике О. Немова было установлено, что социально-психологический климат по всем критериям соответствует средней оценке, но правдивость оказалась на низком уровне. Тестирование выявило, что преобладающей стратегией поведения в конфликтной ситуации в коллективе является избегание, а руководителю свойственно противоборство.
В результате проведенного анализа была обнаружена взаимосвязь между выбором стратегии избегания и социально-психологическим климатом в коллективе. Высокая потребность в одобрении со стороны руководства у членов данного коллектива ведет к формированию у них избегательной тактики поведения в конфликтной ситуации, что в свою очередь ведет к накоплению негативных эмоций, взаимных негативных оценок, неспособности отстоять свое мнение, что отражается на социально психологическом климате коллектива.
Список используемой литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001.
2. Галькович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента. – М.: ИНФРА – М.
3. Генкин Б. М. Эффективность труда и качества жизни: Учебное пособие. – СПб: СПб ГИЭА.
4. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. - СПб.: Питер, 2007.
5. Ладанов И. Д. Практический менеджмент. ч. 2.: Управление персоналом / под ред. Сергеюка П.И. – М.: «Ника».
6. Ладанов И. Д. Практический менеджмент. ч. 2.: Управление персоналом / под ред. Сергеюка П.И. – М.: «Ника».
7. Лабунский Л.В. О развитии персонала // Управление персоналом. — 2003. — № 7.
8. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. – М.: Дело.
9. Миллер С. Психология развития: методы исследования. - СПб., 2002.
10. Паповян С.С. Исследования «организационного климата» в американской психологии // Вопросы психологии. 1978.
11. Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. – СПб.: Изд-во Смольного ун-та, 2000.
12. Социальное управление: словарь-справочник - М.: МГУ, 1994
13. Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента. Управление в системе цивилизованного предпринимательства. Учебное пособие. – М.: ИНФРА–М.
14. www.onlinedics.ru
15. www.hr-portal.ru
16. www.donskix.ru