Оценка социально-психологического климата в коллективе с учетом стратегии поведения личности в конфликте

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта– оценка социально-психологического климата в коллективе с учетом стратегии поведения личности в конфликте.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1) Описать теоретические основы, напрямую касающиеся темы социально-психологического климата в коллективе.
2) Провести исследование и анализ социально-психологического климата в коллективе с учетом конфликтного типа поведения.
3) Оценить влияние социально-психологического климата на эффективность работы.
4) Разработать ряд рекомендаций по совершенствованию социально-психологического климата.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2
1 Теоретико-методологические подходы к социально-психологическому климату организации…………………………………………………………….3
1.1 Основные понятия социально-психологического климата………………3
1.2 Характеристика показателей социально-психологического климата……6
1.3. Конфликт и стратегии поведения в конфликтной ситуации…………….13
2 Методическая часть………………………………………………………….16
2.1 Методика О. Немова «Социально-психологическая самооценка коллектива»……………………………………………………………………16
2.2 К. Томаса «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению»……………………………………………..……...16
2.3Определение выборочной совокупности …………………………………18
3 Анализ результатов проведенного исследования…………………………..26
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

Пашинская Е.В. курсовая.docx

— 84.63 Кб (Скачать)

5б. Я  стараюсь сделать всё, чтобы избежать  бесполезной напряженности.

6а. Я пытаюсь избежать возникновения  неприятностей для себя.

6б. Я  стараюсь добиться всего 

7а. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с целью, чтобы со временем решить его окончательно

7б. Я  считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего 

8а. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего

8б. Я  первым делом стараюсь ясно  определить то, в чем состоят  все затронутые интересы и  вопросы

9а. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий

9б. Я  прилагаю усилия, чтобы добиться  своего

10а. Я твердо стремлюсь достичь своего

10б. Я  пытаюсь найти компромиссное  решение 

11а. Первым делом я пытаюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

11б. Я  стараюсь успокоить другого и  главным образом сохранить наши  отношения 

12а. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры

12б. Я  даю возможность другому в  чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу

13а. Я предлагаю среднюю позицию

13б. Я  настаиваю, чтобы было сделано по-моему

14а. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах

14б. Я  пытаюсь показать другому логику  и преимущества моих взглядов 

15а. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения

15б. Я  стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности 

16а. Я стараюсь не задеть чувств другого

16б. Я  пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции

17а. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего

17б. Я  стараюсь сделать все, чтобы избежать  бесполезной напряженности 

18а. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность

18б. Я  даю возможность другому в  чем-то настоять на своем, если  он также идет мне на встречу

19а. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы

19б. Я  стараюсь отложить решение спорного  вопроса с целью, чтобы со временем  решить его окончательно

20а. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия

20б. Я  стараюсь найти наилучшее сочетание  выгод и потерь для нас обоих 

21а. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого

21б. Я  всегда склоняюсь к прямому  обсуждению проблемы

22а. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека

22б. Я  отстаиваю свои желания 

23а. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас

23б. Иногда  я предоставляю возможность другим  взять на себя ответственность  за решение спорного вопроса 

24а. Если позиция другого кажется мне очень важной, я пойду навстречу его желаниям

24б. Я  стараюсь убедить другого прийти к компромиссу

25а. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества своих взглядов

Лист ответов

10б

10а

12б

13б

13а

12а

14б

18б

15б

16б

20б

17б

17а

22а

19б

22б

24б

23б

25а


Итого: 

Обработка текста:

  1. Посчитать сумму обведенных кружочков по каждому из трех столбцов на листе ответов теста
  2. В результате выявились следующие модели поведения в конфликтной ситуации:

Столбец №1 – «противоборство»

Столбец №2 – «компромисс»

Столбец №3 – «приспосабливание»

 

3 Анализ результатов проведенного исследования

В результате проведенного исследования было установлено, что социально-психологический климат в данном трудовом коллективе умеренный. С первого взгляда, обстановка спокойная, конфликтов не происходит, но периодически между членами коллектива возникают споры.

Для точного выявления  социально-психологического климата коллектива, была применена методика, О.Немова. В результате было установлено, что социально-психологический климат по всем критериям соответствует средней оценке (максимальный балл по каждому показателю составляет 60 баллов). Эти результаты также свидетельствует о достаточно спокойной обстановке в коллективе, о его низкой конфликтности, об отсутствии раздражителей между его членами. Но если учитывать шкалу достоверности, то можно сделать вывод, что члены коллектива отвечали на вопросы методики неправдиво или отнеслись к этому не достаточно серьезно.

«Результаты методики О.Немова - Социально-психологическая самооценка коллектива»

 

 

 

«Результаты диагностики по методике К. Томаса»

 

Полученные данные позволили предположить, что использование тактики избегания может быть вызвано потребностью в признании, стремлением соответствовать одобряемому авторитетом образцу поведения. Также было установлено, что руководство придерживается тактики противоборство. Исходя из этого, можно сделать вывод, что члены коллектива в какой-то степени боятся руководителя. Они предпочитают держать недовольство в себе, чем портить отношения с начальством. Именно это порождает мелкие конфликты, которые со временем могут перерасти и в более крупные.

Итак, по итогам экспериментального исследования можно сказать,  что высокая потребность в одобрении со стороны руководства у членов данного коллектива ведет к формированию у них избегательной тактики поведения в конфликтной ситуации, что в свою очередь  ведет к накоплению негативных эмоций,  взаимных негативных оценок, неспособности отстоять свое мнение, что отражается на социально психологическом климате коллектива.

 

Выводы и рекомендации

 

Руководитель, видя в окружающих врагов, не вольно превращает в них тех, кто мог бы быть им другом. Возможных единомышленников он превращают в своих конкурентов. Чтобы этого не происходило, он должен:

  • научиться быть более терпимыми и доброжелательными
  • чаще нужно передавать инициативу собеседнику в разговоре,
  • нужно чаще становиться оцениваемым, а не оценивающим
  • если кто-то совершил ошибку, нужно обращать внимание не на этот факт, а на свою реакцию
  • нужно учиться говорить меньше, тише, мягче,
  • учиться сдерживать свои отрицательные эмоции
  • нужно использовать любую удобную возможность, чтобы сказать человеку что-то о нем и его действиях хорошее
  • нужно учиться мудрости, созерцательному взгляду на жизнь и умению проигрывать. Проигрыш – это новый опыт и возможность извлечь из этого урок!

Большей части персонала (предпочитающие тактику уклонение и приспособление)

  • нужно учиться быть человеком для себя, а не человеком для других. становиться более самостоятельным
  • учиться захватывать инициативу в разговоре и делах
  • в жизни и общении учитесь быть не оцениваемым, а оценивающим
  • чаще, свободнее выражать свои эмоции
  • учиться говорить громко и уверенно
  • «наводить порядок», т.е. делать замечания работникам
  • быть уверенным в себе и в своих силах
  • разрешать себе любые разумные, но нестандартные поступки

Если коллективом будут выполнены, выше перечисленные, рекомендации, то они научатся управлять собой и своими эмоциями. Это значит, они научаться понимать друг друга и все конфликты будут сглажены и следовательно социально-психологический климат будет благоприятным.

 

В данной работе был проведен теоретический анализ понятий трудового коллектива, социально-психологического климата коллектива.

Трудовой коллектив - это малая группа людей, объединенных общей целью в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.

Социально-психологический климат - это психологический настрой в группе, который отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.

Было проведено экспериментальное исследование, включавшее наблюдение за поведением членов трудового коллектива, методику О.Немова «социально-психологическая самооценка коллектива», диагностику стратегий поведения в конфликтной ситуации членов трудового коллектива по методике К. Томаса,

В результате проведенного наблюдения было установлено, что социально-психологический климат в данном трудовом коллективе умеренный. По методике О. Немова было установлено, что социально-психологический климат по всем критериям соответствует средней оценке, но правдивость оказалась на низком уровне. Тестирование выявило, что преобладающей стратегией поведения в конфликтной ситуации в коллективе является избегание, а руководителю свойственно противоборство.

В результате проведенного анализа была обнаружена взаимосвязь между выбором стратегии избегания и социально-психологическим климатом в коллективе. Высокая потребность в одобрении со стороны руководства у членов данного коллектива ведет к формированию у них избегательной тактики поведения в конфликтной ситуации, что в свою очередь  ведет к накоплению негативных эмоций,  взаимных негативных оценок, неспособности отстоять свое мнение, что отражается на социально психологическом климате коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001. 

2. Галькович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента. – М.: ИНФРА – М.

3. Генкин Б. М. Эффективность труда и качества жизни: Учебное пособие. – СПб: СПб ГИЭА.

4. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. - СПб.: Питер, 2007.

5. Ладанов И. Д. Практический менеджмент. ч. 2.: Управление персоналом / под ред. Сергеюка П.И. – М.: «Ника».

6. Ладанов И. Д. Практический менеджмент. ч. 2.: Управление персоналом / под ред. Сергеюка П.И. – М.: «Ника».

7. Лабунский Л.В. О развитии персонала // Управление персоналом. — 2003. — № 7.

8. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. – М.: Дело.

9. Миллер С. Психология развития: методы исследования. - СПб., 2002.

10. Паповян С.С. Исследования «организационного климата» в американской психологии // Вопросы психологии. 1978.

11. Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. – СПб.: Изд-во Смольного ун-та, 2000.

12. Социальное управление: словарь-справочник - М.: МГУ, 1994

13. Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента. Управление в системе цивилизованного предпринимательства. Учебное пособие. – М.: ИНФРА–М.

14. www.onlinedics.ru

15. www.hr-portal.ru

16. www.donskix.ru

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Оценка социально-психологического климата в коллективе с учетом стратегии поведения личности в конфликте