Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 21:36, курсовая работа
Цель курсового проекта– оценка социально-психологического климата в коллективе с учетом стратегии поведения личности в конфликте.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1) Описать теоретические основы, напрямую касающиеся темы социально-психологического климата в коллективе.
2) Провести исследование и анализ социально-психологического климата в коллективе с учетом конфликтного типа поведения.
3) Оценить влияние социально-психологического климата на эффективность работы.
4) Разработать ряд рекомендаций по совершенствованию социально-психологического климата.
Введение…………………………………………………………………………..2
1 Теоретико-методологические подходы к социально-психологическому климату организации…………………………………………………………….3
1.1 Основные понятия социально-психологического климата………………3
1.2 Характеристика показателей социально-психологического климата……6
1.3. Конфликт и стратегии поведения в конфликтной ситуации…………….13
2 Методическая часть………………………………………………………….16
2.1 Методика О. Немова «Социально-психологическая самооценка коллектива»……………………………………………………………………16
2.2 К. Томаса «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению»……………………………………………..……...16
2.3Определение выборочной совокупности …………………………………18
3 Анализ результатов проведенного исследования…………………………..26
Список использованной литературы………………………
-они
признают, что при таком
-они считают, что каждый участник конфликта имеет равные права в его
разрешении и точка зрения каждого имеет право на существование;
-они полагают, что никто не должен быть принесен в жертву в интересах
всех.
Часто такие индивиды считаются динамичными натурами, о которых у других складывается благоприятное мнение.
Стиль приспособления, побуждающий войти в положение другой стороны, представляет собой поведение, в основе которого лежит стремление кооперироваться с другими, но без внесения в эту кооперацию своего сильного интереса. Этот стиль носит типа «невыигрыш-выигрыш» носит оттенок альтруизма. Данный стиль может выражать долгосрочную стратегию в целях развития у других ориентации на кооперацию по разрешению межличностного конфликта. Данный стиль помогает в стремлении реализовать желания других.
Обладатели такого стиля в целом оцениваются окружающими положительно, однако воспринимаются другими как слабые натуры, легко поддающиеся чужому влиянию.
Стиль компромисса заключается в таком поведении входе разрешения
межличностного конфликта, которое умеренно учитывает интересы каждой из сторон. Реализация данного стиля связана с проведением переговоров, в ходе которых каждая из сторон идет на определенные уступки. Компромисс широко используется в разрешении конфликта и те кто его использует, оцениваются окружающими в целом благоприятно. Это стиль типа «непроигрыш-невыигрыш». Во многих ситуациях стиль компромисса позволяет достичь быстрого разрешения конфликта, особенно в случаях, когда одна из сторон имеет явные преимущества.
Анализ полученных Горяниной В.А. данных показал, что подавляющая и избирательная стратегии, дополняя друг друга, затрудняют возникновение совместного пространства взаимодействия, вызывают негативные переживания, неприязнь, недоверие, неуверенность, разочарование, взаимные негативные оценки, отчуждение, конфликты во взаимоотношениях. При этом подавляющая и избегательная стратегии сопряжены с депривацией потребности в признании, негативным отношением личности к себе и другим. Человек, склонный к использованию подавляющей и избегательной стратегий переживает внутренний конфликт между желанием быть самим собой, открыто выразить свои чувства и желания, с одной стороны, и стремлением соответствовать одобряемому авторитетами образу жизни, идеям, эталонам, с другой. Этот конфликт сопровождается депривацией потребности в свободе. Этому конфликту сопутствуют противоречивые установки, раздвоенность, неуверенность в себе, слабость, беспомощность, неспособность отстоять свое мнение и оказывать влияние на других; переживания эмоциональных состояний грусти, тоски, интенсивной тревоги, страха, боли, гнева, которые обнаруживаются в невербальном поведении и высказываниях. ( Горянина В.А. )
Таким образом, конфликт в трудовом коллективе - это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который
сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений. Для разрешения конфликтов члены коллектива пользуются определенными стратегиями поведения, а именно стратегией конкуренции, приспособления, избегания, компромисса и сотрудничества.
2 Методическая часть социально-психологического климата
2.1 Методика О. Немова «Социально-психологическая самооценка коллектива»
2.2 К. Томаса «диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению»
Предлагаемая методика позволяет делать периодические «срезы» с целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, прослеживать эффективность тех или иных мероприятий и их влияние на психологический климат. Такие измерения полезны при изучении степени адаптации новых сотрудников, отношения к труду, причин текучести кадров, эффективности руководства, продуктивности деятельности.
В нашей стране тест адаптирован Гришиной Н.В. для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К.Томас делал акцент не только на разрешение конфликтов, а на управление ими. В соответствии с этим, К.Томас считает нужным сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная со вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: конкуренции (соревнования), приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество.
2.3 Определение выборочной совокупности
Исследование проводилось в трудовом коллективе, состоящем из 30 человек, из них 11 женщины и 19 мужчины.
Возрастной состав членов коллектива: от 18 до 48 лет.
Образование: среднее полное, среднее специальное и высшее.
Описание коллектива
Таблица 1
№ п/п |
пол |
возраст |
должность |
образование |
1 |
Жен. |
48 |
Менеджер |
Среднее специальное |
2 |
Жен. |
28 |
Бухгалтер |
Высшее |
3 |
Жен. |
41 |
Зам. диретора |
Высшее |
4 |
Жен. |
18 |
Санитарка |
Среднее полное |
5 |
Муж. |
24 |
Кассир |
Среднее специальное |
6 |
Муж. |
41 |
Директор |
Высшее |
7 |
Муж. |
32 |
Экономист |
Высшее |
8 |
Жен. |
38 |
Расчетчик |
Высшее |
9 |
Жен. |
25 |
Секретарь |
Среднее специальное |
10 |
Жен. |
44 |
Отдел кадров |
Высшее |
11 |
Жен. |
23 |
Начальник планового отдела |
Высшее |
12 |
Жен. |
26 |
Начальник экономического отдела |
Высшее |
13 |
Жен. |
30 |
Главный бухгалтер |
Высшее |
14 |
Муж. |
40 |
Водитель |
Среднее специальное |
15 |
Муж. |
48 |
Водитель |
Среднее специальное |
16 |
Муж. |
22 |
Водитель |
Среднее специальное |
17 |
Муж. |
19 |
Водитель |
Среднее специальное |
18 |
Муж. |
41 |
Водитель |
Среднее специальное |
19 |
Муж. |
29 |
Водитель |
Среднее специальное |
20 |
Муж. |
36 |
Водитель |
Среднее специальное |
21 |
Муж. |
38 |
Водитель |
Среднее специальное |
22 |
Муж. |
26 |
Водитель |
Среднее специальное |
23 |
Муж. |
28 |
Водитель |
Среднее специальное |
24 |
Муж. |
40 |
Водитель |
Среднее специальное |
25 |
Муж. |
39 |
Водитель |
Среднее специальное |
26 |
Муж. |
39 |
Водитель |
Среднее специальное |
27 |
Муж. |
25 |
Водитель |
Среднее специальное |
28 |
Муж. |
48 |
Водитель |
Среднее специальное |
29 |
Муж. |
46 |
Водитель |
Среднее специальное |
30 |
Жен. |
45 |
Секретарь |
Среднее специальное |
«Социально-психологическая самооценка коллектива (методика О. Немова)
Предлагаемая методика позволяет делать периодические «срезы» с целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, прослеживать эффективность тех или иных мероприятий и их влияние на психологический климат. Такие измерения полезны при изучении степени адаптации новых сотрудников, отношения к труду, причин текучести кадров, эффективности руководства, продуктивности деятельности.
Инструкция. Ознакомившись со списком суждений, оцените, какое количество ваших коллег проявляет отношения и формы поведения, зафиксированные в содержании этих суждений.
Варианты ответов:
«все» — 6 баллов;
«почти все» — 5 баллов;
«большинство» — 4 балла;
«половина» — 3 балла;
«меньшинство» — 2 балла;
«почти никто» — 1 балл;
«никто» — 0 баллов.
Выбранные оценки записывайте в опросном листе напротив порядкового номера соответствующих суждений.
Опросный лист
№ |
Суждения |
оценка |
1 |
Свои слова подтверждают делом |
|
2 |
Осуждают проявления индивидуализма |
|
3 |
Имеют сходные убеждения |
|
4 |
Радуются успехам друг друга |
|
5 |
Оказывают помощь новичкам и членам других подразделений |
|
6 |
Умело взаимодействуют друг с другом |
|
7 |
Знают задачи, стоящие перед коллективом |
|
8 |
Требовательны друг к другу |
|
9 |
Все вопросы решают сообща |
|
10 |
Едины в оценках проблем, стоящих перед коллективом |
|
11 |
Доверяют друг другу |
|
12 |
Делятся опытом работы с новичками и членами других подразделений |
|
13 |
Бесконфликтно распределяют обязанности между собой |
|
14 |
Знают итоги работы коллектива |
|
15 |
Никогда и ни в чем не ошибаются |
|
16 |
Объективно оценивают свои успехи и неудачи |
|
17 |
Личные интересы подчиняют интересам коллектива |
|
18 |
Одному и тому же посвящают свой досуг |
|
19 |
Защищают друг друга |
|
20 |
Учитывают интересы новичков и представителей других подразделений |
|
21 |
Взаимно дополняют друг друга в работе |
|
22 |
Знают положительные и отрицательные стороны работы коллектива |
|
23 |
Работают над решением задач и проблем с полной отдачей |
|
24 |
Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива |
|
25 |
Одинаково оценивают правильность распределения обязанностей |
|
26 |
Помогают друг другу |
|
27 |
К новичкам, старым членам коллектива и представителям других подразделений предъявляют одинаково справедливые требования |
|
28 |
Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе |
|
29 |
Знают правила поведения в коллективе |
|
30 |
Никогда и ни в чем не сомневаются |
|
31 |
Не бросают начатое дело на полпути |
|
32 |
Отстаивают принятые в коллективе нормы поведения |
|
33 |
Одинаково оценивают интересы коллектива |
|
34 |
Искренне огорчаются при неудачах коллег |
|
35 |
Одинаково объективно оценивают работу старых, новых членов коллектива и представителей других подразделений |
|
36 |
Быстро разрешают конфликты и противоречия, возникающие в процессе взаимодействия друг с другом при решении коллективных задач |
|
37 |
Хорошо знают свои обязанности |
|
38 |
Сознательно подчиняются дисциплине |
|
39 |
Верят в свой коллектив |
|
40 |
Одинаково оценивают неудачи коллектива |
|
41 |
Тактично ведут себя в отношении друг друга |
|
42 |
Не подчеркивают своих преимуществ перед новичками и представителями других подразделений |
|
43 |
Быстро находят между собой общий язык |
|
44 |
Хорошо знают приемы и методы совместной работы |
|
45 |
Всегда и во всем правы |
|
46 |
Общественные интересы ставят выше личных |
|
47 |
Поддерживают полезные для коллектива начинания |
|
48 |
Имеют одинаковые представления о нормах нравственности |
|
49 |
Доброжелательно относятся друг к другу |
|
50 |
Тактично ведут себя по отношению к новичкам и членам других подразделений |
|
51 |
Берут на себя руководство коллективом, если потребуется |
Обработка результатов. Подсчитайте сумму баллов по каждой из приведенных ниже групп для каждого сотрудника подразделения. После этого найдите интенсивность развития каждого из показателей в подразделении по формуле: сумма полученных баллов по определенной шкале всех сотрудников подразделения, принявших участие в опросе, делится на количество принявших участие в опросе.
Шкала достоверности — вопросы 16; 31; 46; 61. Чем больше положительных ответов дал сотрудник по этой шкале, тем менее правдиво он отвечал на вопросы методики.
№ |
Показатель |
Вопросы |
1 |
Стремление к сохранению целостности группы |
2; 9; 17; 24; 32; 39; 47; 52 |
2 |
Сплоченность (единство отношений) |
3; 10; 18; 25; 33; 40; 48; 51 |
3 |
Контактность (личные взаимоотношения) |
4; 11; 19; 26; 34; 41; 49 |
4 |
Открытость |
4; 12; 20; 27; 35; 42; 49 |
0-20 баллов – низкий уровень
20-40 баллов – средний уровень
40-60 баллов – высокий уровень
Тест К. Томаса «диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению»
Инструкция:
В каждой из предложенных пар суждений выберите то, которое наиболее типично для вас. На листе ответов обведите кружочком цифру или букву соответствующую вашему ответу. Не пропускайте ни одной пары.
1а. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
1б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2а. Я стараюсь найти компромиссное решение.
2б. Я пытаюсь уладить дело с учётом интересов другого и моих собственных.
3а. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
3б. Я
стараюсь успокоить другого и
главным образом сохранить
4а. Я стараюсь найти компромиссное решение.
4б. Иногда
я жертвую своим собственными
интересами ради интересов
5а. Улаживая спорную ситуацию, я всё время стараюсь найти поддержку у другого.