Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 08:14, дипломная работа
Роль трудовых ресурсов существенно возрастает в период рыночных отношений. Инвестиционный характер производства, его высокая наукоемкость, приоритетность вопросов качества продукции изменили требования к работнику, повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Это привело к существенным изменениям в принципах, методах и социально-психологических вопросах управления персоналом на предприятии. Новые производственные системы состоят не только из совершенных машин и механизмов, которые практически не делают ошибок. Они включают также людей, которые должны работать в тесном взаимодействии, быть готовыми к выработке и реализации новых идей. Обеспечить тесное взаимодействие множества людей в ходе решения сложнейших технических и производственных проблем невозможно без глубокой заинтересованности каждого в конечном результате и сознательного отношения к работе. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.
Введение.
1.1. Актуальность темы, объекты, методы исследования, цели, задачи.
1.2.Состояние и перспективы роста востребованности трудовых ресурсов
страны.
Раздел 2. Теоретическая часть.
2.1. Деятельность службы управления персоналом предприятия.
2.2. Факторы, определяющие эффективность труда.
2.3. Оценка количества и качества труда работников предприятия.
Раздел 3. Практическая часть.
3.1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.
3.2. Анализ структуры трудовых ресурсов предприятия.
3.3. Анализ движения рабочей силы.
3.4. Анализ производительности труда работников.
3.5. Выводы и предложения по совершенствования использования
трудовых ресурсов предприятия с целью роста объемов продаж.
Заключение.
Список использованной литературы.
4) Подсистема планирования, прогнозирования и маркетинга персонала:
5) Подсистема развития кадров
6) Подсистема анализа и развития средств стимулирования труда:
7) Подсистема юридических услуг
8) Подсистема развития социальной инфраструктуры:
9) Подсистема разработки оргструктуры управления
Эта классификация дает исчерпывающий перечень функций, приписываемых службе управления персоналом с точки зрения нового подхода к менеджменту УП. Однако набор тех или иных функций службы управления персоналом в разных компаниях различен, так как обычно каждый руководитель выбирает те элементы, которые, не его взгляд, лучше подходят к конкретной ситуации (размер фирмы, специфика ее деятельности и т. д.) и кажутся ему полезными для успешной работы организации. Но несмотря на все различия между организациями, существует стандартный набор функций службы управления персоналом, которые в сумме своей представляют кадровую политику фирмы. Рассмотрим эти функции подробнее.
Планирование трудовых ресурсов, – что включает в себя:
- оценку наличных ресурсов (т.е. анализ содержания работ и имеющего персонального состава)
- оценка будущих потребностей (прогноз внутренних и внешних предложений рабочей силы и спроса на рабочую силу)
- разработка программы удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах на основе соотношения внутреннего и внешнего предложения рабочей силы со спросом и стратегией развития компании. Для правильного прогнозирования необходимо учитывать среднюю текучесть кадров, естественное выбытие (смерть, выход на пенсию и т.д.) и другие факторы.
Наем персонала – это создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям
Отбор персонала – оценка кандидатов на рабочее место и отбор лучших из резервов, созданного в ходе найма.
К основным критериям оценки относятся: профессиональные, образовательные, организационные, а потом уж и личные качества кандидата. Именно в таком порядке, так как в противном случае фирма рискует нанять прекрасного человека, но плохого специалиста.
К основным методам отбора относятся: испытания, оценка способностей и собеседование.
Определение заработной платы и льгот – разработка структуры заработной платы и льгот с целью привлечения и удержания работника.
На данном этапе надо помнить, что заработная плата является денежным вознаграждением за выполненную работу и играет роль решающего аргумента для многих работников. Структура зарплаты определяется уровнем зарплаты у конкурентов, условиями на рынке труда, производительностью и прибыльностью организации. Надо добавить, что на сегодняшний день большое значение для работников имеет система дополнительных льгот. Льготы могут включать в себя: участие в прибыли, оплату в акциях, оплату отпусков и т.д.
Адаптация – введение нанятых работников в организацию и во все ее подразделения с целью осознания того, что ожидает от них организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.
Основная цель адаптации – привести в соответствие личные знания, опыт и ценности работника с ценностями и традициями организации, обучить его взаимоотношениям в конкретной фирме. Адаптация протекает по формальным и неформальным каналам
Обучение – разработка программ для обучения трудовым навыкам эффективного выполнения работ.
Обучение необходимо для поддержания высокой производительности труда всего персонала и отдельных работников в случае поступления на новую должность и при недостаточности квалификации. Для того, чтобы программы обучения были эффективны службе управления персоналом совместно с высшим руководством фирмы необходимо создать соответствующий климат, благоприятствующий обучению: поощрение обучающихся, поддержка со стороны преподавателей и т.д.
Оценка трудовой деятельности – разработка методик оценки трудовой деятельности и доведение ее до работников. Оценка труда дает возможность оценить количество, качество и интенсивность труда.
Сегодня можно говорить о двух типах оценок персонала, методики которых напрямую связаны с отношением к сотруднику фирмы как к ценному ресурсу: первая – оценка персонала при приеме на работу, вторая – оценка деятельности персонала (это наиболее сложная часть кадровой работы, требующая высшей квалификации и от руководителей фирмы и от специалистов служб управления персоналом).
Основными требованиями, предъявляемым к оценке, является требование объективности со стороны оценивающего, а для службы управления персоналом – разработка грамотных процедур и технологий оценки персонала.
Оценка персонала позволяет изучить степень подготовленности работника к выполнению именно того вида деятельности, которым он занимается, а также выявить уровень его потенциальных возможностей для оценки перспектив роста.
Оценка труда и персонала являются составными элементами такого широко распространенного кадрового мероприятия, как аттестация.
Повышение, понижение, перевод, увольнение персонала – для выполнения данной функции службы управления персоналом должны:
разработать методологию перемещения работника с должности большей или меньшей ответственностью
На примере этих классификаций я хотела показать, что на сегодняшний день нет единого строго определенного взгляда на функции службы управления персоналом в организации. Как уже упоминалось, руководители предприятий редко используют теорию в чистом виде, а, как правило, адаптируют ее к условиям функционирования конкретной организации. Однако, результаты исследования показали, что при всех межфирменных и межстрановых различиях в области управления персоналом ( в двух фирмах одной отрасли одной страны вы не найдете двух похожих по форме и содержанию документа, регламентирующего деятельность службы УП), все они исповедуют общую идеологию и методологическую основу кадровой работы.
Согласно исследованию Американского общества управления персоналом следующие функции управления персоналом отнимают наибольшее количество времени (в порядке убывания):
решение кадровых проблем (отбор, ориентация, оценка персонала)
определение компенсаций и пособий
обучение, повышение квалификации
трудовые отношения
другие направления деятельности
Для того чтобы составить представление о ситуации в нашей стране, обратимся к экспресс-опросу, проведенного журналом “КоммерсантЪ” среди членов Русского кадрового центра. Так, результаты опроса показали, что большинство вновь образуемых кадровых служб по своим функциям тяготеет скорее к западной схеме. Однако в российских условиях акценты настолько смещаются, что схема становится почти неузнаваемой. У большинства представителей на первый план поставлены: во-первых, отбор, обучение и повышение квалификации. Следующими в перечне приоритетов оказались “другие направления”, уже назван довольно широкий спектр проблем, - “ от “организации отдыха” и “создания морального климата” до “разработки должностных инструкций” и “взаимосвязей между службами и отделами””. По мнению самих руководителей кадровых служб, повышенное внимание к этим “другим направлениям” и отличает их модель от западной и является результатом адаптации к российским условиям.
Одна пятая опрошенных ответила, что возглавляет отделы кадров “советского типа”. Парадоксально, но и у “советской”, и у “западной модели” службы УП существуют общие приоритеты: это, во-первых, “компенсации” (все виды благ, вознаграждающих труд), во- вторых, “трудовые отношения” (улаживания отношений данной организации с КЗОТом). Правда, есть между ними и весьма существенное различие: если у “западников” такие направления, как отбор, ориентация и оценка персонала, а также обучение персонала и повышение его квалификации, фигурируют на первом месте, то в “советском” варианте они чаще всего просто отсутствуют.
2.2. Факторы, определяющие эффективность труда.
Производительность труда – это показатель
эффективности трудовой деятельности
работников, отношение стоимости используемых
ресурсов к стоимости произведенной продукции.
Производительность труда определяется
отношением количества произведенных
товаров и услуг к затратам труда. От производительности
труда зависит развитие общества и уровень
благосостояния населения.
Различают производительность живого
и совокупного труда. Производительность
живого труда определяется затратами
рабочего времени в данном производстве,
а производительность совокупного (общественного)
труда затратами живого и общественного
труда. По мере совершенствования производства,
производительность труда увеличивается,
но при этом величина затрат живого и общественного
труда на единицу продукции уменьшается.
Производительность труда выступает
как интенсивный фактор увеличения объема
продукции; изменение массы затрат рабочего
времени является экстенсивным фактором.
Уровень производительности труда измеряется
выработкой продукции в единицу времени
и трудоемкостью изготовления продукции.
Выработка – это количество продукции,
произведенной в единицу рабочего времени
или приходящейся на одного среднесрочного
работника в год (квартал, месяц). Это прямая
величина производительности труда: она
увеличивается при повышении производительности
труда и уменьшается при ее снижении.
Трудоемкость характеризует затраты
рабочего времени на производство единицы
продукции или работы. Трудоемкость –
обратная величина средней выработки:
она уменьшается при росте производительности
труда и увеличивается при ее снижении.
Выработка – наиболее распространенный
и универсальный показатель труда. Для
ее измерения используют натуральные,
условно-натуральные и стоимостные (денежные)
единицы измерения.
Единицы трудоемкости – нормо-часы. Труд,
затраченный на производство продукции,
может быть выражен в человеко-часах, человеко-днях
или среднесрочной численностью работающих.
В зависимости от способа выражения объема
продукции различают три основных метода
измерения производительности труда:
натуральный, трудовой и стоимостный.
При натуральном методе уровень производительности
труда исчисляется как отношение объема
продукции в физических единицах измерения
к среднесрочной численности .
При трудовом методе объем продукции
исчисляется в нормо-часах.
Уровень производительности труда стоимостным
методом определяется путем деления объема
продукции в денежном выражении на среднесрочную
численность.
Но, показатель производительности труда не отражает всего спектра продуктивности и результативности труда, в частности он не учитываеткачество труда и, кроме того, необходимость рационального использованиятрудовых ресурсов. Близким по значению к понятию "производительность труда", но более широким по содержанию является понятие "эффективность труда".
Эффективность труда выражает степень результативности труда при наименьших трудовых затратах. Эффективность труда в отличие от производительности труда выражает не только количественные, и качественные результаты труда. Другим важным достоинством показателя эффективности труда является отражение в нем экономии трудовых ресурсов.
Эффективность труда будет тем выше, чем выше производительность труда и чем меньше затраты труда при необходимом качестве работы. Для предпринимателя важно не только то, каким был уровень выработки работника в единицу времени, но и то, какими трудовыми затратами это было обеспечено. Трудовые затраты измеряется численностью работников и затратами на оплату труда. И то, и другое может измеряться временем работы. Поэтому при анализе эффективности труда рассматривается как затраты труда в единицу времени, но не просто времени, а с учетом его структур.
Таким образом, эффективность труда характеризует уровень использования трудовых ресурсов с учетом выработки, затраченного времени и качества работы а также затрат труда, в расчете на одного работника.
Показатель эффективности труда следует отличать от показателя эффективности предприятия (производства). При определении эффективности предприятия учитываются все затраты: материальные, трудовые и финансовые. Поэтому эффективность труда, учитывающую только трудовые затраты, можно рассматривать как частный показатель эффективности предприятия.
Признавая важность показателя эффективность труда, специалисты, однако, еще не пришли к единому мнений о методике расчета показателя. Считается, что наряду с основным, обобщающим показателям эффективности труда можно рассчитывать отдельные, частные показатели. Так, для расчета основного, обобщающего показателя эффективности труда (Э) предлагается формула
Э = 0 : Ч х К,
Дополнительными частными показателями эффективности труда могут быть:
Информация о работе Оценка и анализ трудовых ресурсов предприятия И.П. Сычева