Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 15:58, контрольная работа
Тема нашей курсовой модели и методы принятия управленческих решений. В учебной литературе довольно подробно описываются методы принятия управленческих решений, но про модели написано очень мало и не во всех источниках, очевидно, это потому что каждый руководитель строит собственную модель своего управления
1. Введение…………………………………………………………………….....3
2. Содержание и виды управленческих решений…………………………..4 - 9
3. Процесс принятия управленческих решений……………………….…10 - 15
4. Методы принятия управленческих решений………………………......16 - 18
5. Индивидуальные стили принятия управленческих решений…………..….19
6. Заключение………………………………………………………………..…..20
7. Список использованной литературы……………………………………...…21
8. Приложение………………………………………………………………..….22
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………
2. Содержание
и виды управленческих решений…
3. Процесс принятия
управленческих решений……………………
4. Методы принятия
управленческих решений……………………
5. Индивидуальные стили принятия управленческих решений…………..….19
6. Заключение……………………………………………………
7. Список использованной литературы……………………………………...…21
8. Приложение……………………………………………………
1. Введение
Тема нашей курсовой модели и методы принятия управленческих решений. В учебной литературе довольно подробно описываются методы принятия управленческих решений, но про модели написано очень мало и не во всех источниках, очевидно, это потому что каждый руководитель строит собственную модель своего управления. По мнению О.С. Ваханского, А.И.Наумова авторов учебника «Менеджмент» - принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Если коммуникации — своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений — это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Решение можно рассматривать как продукт управленческой работы, а его принятие — как процесс, ведущий к появлению этого продукта.
В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не одной личности, а чаще всего подразделения или организации в целом.
В свою очередь А.К. Семёнов, В.И. Норбеков авторы учебника «Основы менеджмента» считают что управленческое решение - это нахождение определение го варианта действий, сам процесс деятельности и ее конечный результат.
Принятие и реализация решений - это «центр», вокруг которого вращается деятельность организации. Решение можно рассматривать как результат управленческого труда, а его принятие и реализацию - как процесс, ведущий к этому результату.
А вот автор учебного пособия Н.И. Кабушкин имеет немного другой взгляд на это - однако для менеджера принятие решений - это постоянная и весьма ответственная работа. Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения.
Одним из показателей деятельности менеджера является его способность принимать правильные решения.
В более широком понимании управленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.
Личность,
как капля в море, отражается в
собственном решении. Итак, теперь становится
ясно, почему не все авторы описывают модели
управленческих решений в своих учебных
пособиях т.к. зная методы, каждый руководитель
строит сам для себя свою модель управления.
Итак эти модели, и методы мы подробнее
рассмотрим в основной части курсовой
работы.
2. Содержание и виды управленческих решений
«Н.И. Кабушкин»: - Каждый человек в течение дня принимает десятки, а на протяжении жизни тысячи решений. Некоторые из них весьма индивидуальны: где пообедать? что делать? и т.п. Другие решения более сложны и требуют тщательного обдумывания. Хотим мы этого или не хотим, все мы принимаем решения.
Однако для менеджера принятие решений - это постоянная и весьма ответственная работа. Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поскольку принятые решения касаются не только менеджера, но и других людей и во многих случаях всей организации, понимание природы и сути принятия решений чрезвычайно важно для каждого, кто хочет добиться успеха в области управления.
Одним из показателей деятельности менеджера является его способность принимать правильные решения. Так как менеджеры выполняют четыре функции управления, они реально имеют дело с постоянным потоком решений по каждой из них, 1 I- планирование, организация, мотивация и контроль. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей. Он, как правило, включает ряд стадий:
рассмотрение вариантов решений;
Под управленческим решением понимают выбор альтернативы; акт, направленный на разрешение проблемной ситуации.
В конечном итоге управленческое решение представляется как результат управленческой деятельности. В более широком понимании управленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.
Виды управленческих решений. Их можно классифицировать по многочисленным признакам. Однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение Обычно решения принимаются в обстановке определенности, риска .
В условиях определенности менеджер сравнительно уверен в результатах каждой из альтернатив.
В обстановке риска (неопределенности) максимум, что может сделать менеджер, это определить вероятность успеха для каждой альтернативы.
В данном случае важное значение имеют собственная культура, ценности и традиции организации. Сотрудники подвергаются воздействию культуры организации и поэтому не рассматривают варианты решений вне ее.
Существуют и другие критерии классификации управленческих решений:
по сроку действия последствий решения: долго-, средне- и краткосрочные решения;
по частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся;
по широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные;
по форме подготовки: единоличные, групповые и коллективные решения;
по сложности: простые и сложные; по жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгоритмические.
Контурные решения лишь приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления.
Структурированные предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных. Инициатива же с их стороны может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов.
Алгоритмические - предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их инициативу. Определенный интерес представляет классификация управленческих решений, данная М.Месконом, М.Альбертом и Ф.Хедоури, которые выделяют организационные, интуитивные и рациональные решения.
Организационное решение - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Цель организационного решения - обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Организационные решения можно разделить на две группы: 1) запрограммированные; 2) незапрограммированные.
В
запрограммированном решении
Незапрограммированные решения - это решения, требующие в определенной мере новых ситуаций; они внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. К числу незапрограммированных можно отнести решения по следующим вопросам, какими должны быть цели организаций? как улучшить продукцию? как усовершенствовать структуру? и т.п. На практике немногие управленческие решения оказываются запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде. По сути, процесс принятия организационных решений весьма тесно связан с процессом управления организацией в целом.
Подходы к принятию решений. В управленческой практике сложились два основных подхода к принятию решений: индивидуальный и групповой.
В рамках индивидуального подхода наибольшую значимость приобретает централизация принятия решений. Имеется в виду, что большая часть решений в организации принимается в высшем звене управления и, как правило, одним или небольшой группой менеджеров. Т.е. при централизованном подходе акцент стараются делать на то, чтобы решения принимались высшим звеном управления.
При групповом подходе к принятию решения менеджер любого управленческого уровня привлекает служащих. В этом случае менеджер высшего уровня управления, ответственный за принятие данного решения, делегирует полномочия (передает ответственность по принятию решения) на самый низкий управленческий уровень. Этот подход защищает главных менеджеров от возможности увязнуть в решении мелких ежедневных проблем. Главное преимущество данного подхода состоит в том, что ответственность и власть передаются работникам более низких уровней управления, что увеличивает эффективность принятого решения, ибо оно напрямую затрагивает их интересы.
При рассмотрении процессов принятия решений следует учитывать два момента:
Интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Решения, основанные на суждениях, - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом.
Рациональное решение отличается от других тем, что не зависит от прошлого опыта. Оно обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.
О.С.Виханский считает немного иначе: Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Если коммуникации — своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений — это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Решение можно рассматривать как продукт управленческой работы, а его принятие — как процесс, ведущий к появлению этого продукта.
Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Данный процесс включает много разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблема, цель, альтернатива и решение как ее выбор. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план — это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.
В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не одной личности, а чаще всего подразделения или организации в целом. Выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный.
Принятие
решений в организации
Мнение А.К.Семёнова об управленческих решениях мы считаем очень своеобразно. Управленческое решение - это нахождение определение го варианта действий, сам процесс деятельности и ее конечный! результат.