Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:23, практическая работа
Целью данной работы по стратегическому менеджменту является анализ деятельности и управления предприятия, а также описание основных элементов системы управления и формулировка мероприятий по повышению ее эффективности.
Калий - один из важнейших элементов, необходимых для развития всех живых организмов. Поэтому в качестве объекта исследования было взято предприятие ОАО «Уралкилий».
Введение……………………………………………………………………..……..….3
Общая характеристика организации……………………………………………..4
История предприятия и основные факты………………………………...….4
Основные финансово-экономические показатели за 2008-2010 гг………...4
1.3. Основные финансово-экономические показатели за 2011 год……………8
2 Внешняя среда……………………………………………………………………..10
2.1 Общие тенденции развития отрасли……………………………………….10
2.2 Основные клиенты, география присутствия……………………………….11
2.3 Конкуренты ОАО «Уралкалий»………………………………………….....11
3 Внутренняя среда компании…………………………………………………..….14
3.1 Организационная структура……………………………………………...…14
3.2 Уровень формализации деятельности…………………………………...…15
3.3 Подсистемы управления и их описание…………………………………...15
3.3.1 Управление маркетингом и продажами……………………………..15
3.3.2 Управление закупками……………………………………………..…15
3.3.3 Управление производством………………………………………..…15
3.3.4 Управление финансами……………………………………………….16
3.3.5 Управление персоналом……………………………………………...17
3.4 Программа развития……………………………………………………..…17
Заключение…………………………………………………………………………..19
Список литературы………………………………………………………………….20
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального
«Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Институт Высшей школы экономики и менеджмента
Департамент экономики
ОАО «Уралкалий»
Проект по менеджменту
Крячковой Елены Сергеевны
Екатеринбург
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.3. Основные финансово-экономические показатели за 2011 год……………8
2 Внешняя среда…………………………………………………………………
2.1 Общие тенденции развития отрасли……………………………………….10
2.2 Основные клиенты, география присутствия……………………………….11
2.3 Конкуренты
ОАО «Уралкалий»…………………………………………...
3 Внутренняя среда компании……………
3.1 Организационная
структура……………………………………………...…
3.2 Уровень
формализации деятельности…………………………………...…
3.3 Подсистемы управления и их описание…………………………………...15
3.3.1 Управление маркетингом и продажами……………………………..15
3.3.2 Управление закупками……………………………………………..…
3.3.3 Управление производством………………………………………..
3.3.4 Управление финансами……………………………………………….16
3.3.5 Управление персоналом……………………………………………...
3.4 Программа
развития……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Целью данной работы по стратегическому менеджменту является анализ деятельности и управления предприятия, а также описание основных элементов системы управления и формулировка мероприятий по повышению ее эффективности.
Калий - один из важнейших
элементов, необходимых для развития
всех живых организмов. Поэтому в
качестве объекта исследования было
взято предприятие ОАО «
В 2007 году «Уралкалий» стал первой российской публичной компанией химического сектора, акции которой торгуются на биржах РТС, ММВБ и LSE. По результатам рейтингов крупнейших российских предприятий за 2007 год, проведенных ведущими изданиями России, «Уралкалий» входит в ТОП-30 компаний по капитализации.
В 2011 году происходит объединение ОАО «Уралкалий» с его конкурентом ОАО «Сильвинит».
Предметов исследования является
финансово-хозяйственная
Основным источником информации стал официальный сайт компании -
http://www.uralkali.com/ru/
1.1 История предприятия и основные факты
Компания «Уралкалий»была основан в 1930 году как государственное предприятие и приватизирована в 1992 году. Объединенная компания «Уралкалий» создана в 2011 году путем слияния ОАО «Уралкалий» и ОАО «Сильвинит». Акции и глобальные депозитарные расписки ОАО «Уралкалий» обращаются на биржевых площадках ММВБ-РТС и LSE. На долю Компании приходится около 20% мирового производства калийных удобрений. Компания контролирует всю производственную цепочку – от добычи калийной руды до поставок хлористого калия потребителям. Местонахождение ОАО «Уралкалий»: Российская Федерация, 618426, Пермская область, город Березники, ул. Пятилетки, 63. Компания имеет представительства в Москве и Минске. Производственные мощности расположены в городах Березники и Соликамск (Пермский край) на территории Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей, занимающего второе место в мире по запасам руды.
«Уралкалий» выпускает два основных вида продукции:
В Таблице 1 представлены основные финансово-экономические
показатели компании ОАО «Уралкалий» за 2008-2011 гг.
Таблица 1. Основные финансово экономические показатели ОАО «Уралкалий» за 2008-2010гг.
Финансовый показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
Выручка, млн. руб. |
62798 |
33809 |
51592 |
Чистая прибыль, млн. руб. |
21943 |
9095 |
16654 |
Рентабельность продаж, % |
35 |
27 |
32 |
Активы |
62323 |
62628 |
74806 |
Оборачиваемость активов |
1,007 |
0,540 |
0,690 |
Оборотные активы |
25804 |
15280 |
25516 |
Обязательства |
27703 |
18913 |
18009 |
Краткосрочные обязательства |
16995 |
9876 |
7864 |
Коэффициент текущей ликвидности |
1,5183 |
1,5472 |
3,2447 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,15 |
0,18 |
0,23 |
Плечо финансового рычага |
0,445 |
0,302 |
0,241 |
Рисунок 1. Выручка ОАО «Уралкалий» 2008-2010 гг
Ситуация на рынке калийных
удобрений в 2009 году характеризовалась
значительным падением спроса, обусловленным
в первую очередь последствиями
глобального финансового
В силу вышеперечисленных факторов в 2009 году выручка снизилась на 46%, достигнув уровня 33,8 млрд руб. В 2010 г. произошло восстановление мирового спроса на хлористый калий. Несмотря на продолжающееся в 2010 г. уменьшение цен на калийные удобрения, объемы продаж Компании повысились на 103% по отношению к уровню 2009 г. Средняя экспортная цена в долл. США на продукцию Компании в 2010 г. снизилась на 28,9% по сравнению с уровнем 2009 г. В результате повышения спроса в 2010 г. выручка увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 53%, достигнув уровня 51,6 млрд руб.
Рисунок 2. Рентабельность продаж ОАО «Уралкалий» 2008-2010 гг
Рентабельность продаж = чистая прибыль/выручка * 100 %. В 2009 году упала до 27%, по сравнению с 2008 годом, что является достаточно низким показателем. Такое значение получилось из-за резкого снижения объемов продаж вследствие мирового финансового кризиса. Но в 2010 году рентабельность увеличилась относительно 2009 года до 32%. Рентабельность продаж показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Т.е. самая высокая доля прибыли в заработанном рубле наблюдается в 2008 году.
Рисунок 3. Оборачиваемость активов ОАО «Уралкалий» 2008-2010 гг
Коэффициент оборачиваемости активов = выручка/итог активов баланса. Данный показатель характеризует эффективность использования компанией всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их образования, т. е. показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль компании, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов. В 2008 и 2009 годах стоимость активов почти одинаковая, но выручка компании в 2009 году снизилась почти в 2 раза по причине мирового финансового кризиса. Из-за этого почти в 2 раза снизилась оборачиваемость активов. В 2010 году наблюдается рост как стоимости активов, так и выручки, поэтому оборачиваемость активов ОАО «Уралкалий» увеличивается до 0,69. Таким образом, в 2008 году 1,007, в 2009 – 0,54, в 2010 – 0,69 денежных единиц реализованной продукции приносит каждая единица активов.
Рисунок 4. Коэффициент текущей ликвидности ОАО «Уралкалий» 2008-2010 гг
Коэффициент текущей ликвидности = оборотные активы/краткосрочные обязательства.
Рисунок 5. Плечо финансового рычага ОАО «Уралкалий» 2008-2010 гг
Плечо финансового рычага
= заёмный капитал/собственные
Отсюда делаем вывод, что склонность к заимствованию к 2010 году уменьшилась (Плечо финансового рычага = отношение заемных средств к собственным).
Вывод: Изменения в рассчитанных показателях произошли за счет изменения выручки, прибыли. Кроме того, на плечо финансового рычага влияет соотношение заемного и собственного капитала. За рассматриваемый период наблюдалось значительное увеличение собственного капитала. На коэффициент абсолютной ликвидности повлияло изменение объема краткосрочных финансовых вложений и денежных средств. Самые низкие значения выручки, рентабельности продаж и коэффициента оборачиваемости активов наблюдается в 2009 году, самые высокие – в 2008.Показатель финансового рычага упал с 0,445 до 0,241 в 2008-2010гг.
1.3. Основные финансово-
Анализ основных финансово-экономических показателей работы компании за 2011 год вынесен в отдельный раздел по той причине, что в 2011 году произошло серьезное изменение в устройстве фирмы. Существенные изменения обусловлены главным образом завершением сделки по присоединению ОАО «Сильвинит» к ОАО «Уралкалий». Благодаря этой сделке «Уралкалий» стал первой Компанией в мире по объемам производства хлористого калия: в 2011 году произведено более 10,8 млн тонн продукции. Высокий спрос на ключевых рынках, ставший рекордным во многих странах, способствовал практически полной загрузке мощностей Компании на протяжении всего года.
Базовые показатели калийной отрасли по-прежнему остаются фундаментально сильными. Возрастающая потребность в качественных продуктах питания поддерживает цены на сельхозпродукцию на уровне, который позволяет фермерам во всем мире работать с высокой прибылью. Это означает, что все сельхозпроизводители заинтересованы в оптимальном внесении удобрений для получения наибольших урожаев в мире продуктами питания.
Но к концу 2011 года макроэкономическая нестабильность оказала влияние и на калийный рынок – многие из крупных дистрибьюторов решили отложить закупки калия, не желая брать на себя дополнительные риски. Эти опасения наложились на сезонное снижение потребительской активности в четвертом квартале. Чтобы соответствовать рыночному спросу, в первом квартале 2012 года сокращаются объемы производства. Это снижение позволило стабилизировать рынок и подготовить мощности к новой волне спроса на калий.
Несмотря на отложенный спрос, прибыльность фермеров остается на достаточно
высоком уровне за счет высоких цен на сельхозпродукцию. С началом весенней посевной кампании наблюдается постепенное восстановление рынка. Несмотря на временное снижение спроса на рынке в конце 2011 – начале 2012 годов, ожидается, что наступивший год может стать не менее успешным, чем прошлый. Растущие потребности в поставках продуктов питания по всему миру приведут к необходимости повышения качества посевных площадей, что существенно увеличит значимость калия в течение следующих лет. Сезонный или экономический спад может вызвать лишь временные трудности у сельхозпроизводителей, однако не способен повлиять на значение роли калийных удобрений в мировом производстве продовольствия.