Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:23, практическая работа
Целью данной работы по стратегическому менеджменту является анализ деятельности и управления предприятия, а также описание основных элементов системы управления и формулировка мероприятий по повышению ее эффективности.
Калий - один из важнейших элементов, необходимых для развития всех живых организмов. Поэтому в качестве объекта исследования было взято предприятие ОАО «Уралкилий».
Введение……………………………………………………………………..……..….3
Общая характеристика организации……………………………………………..4
История предприятия и основные факты………………………………...….4
Основные финансово-экономические показатели за 2008-2010 гг………...4
1.3. Основные финансово-экономические показатели за 2011 год……………8
2 Внешняя среда……………………………………………………………………..10
2.1 Общие тенденции развития отрасли……………………………………….10
2.2 Основные клиенты, география присутствия……………………………….11
2.3 Конкуренты ОАО «Уралкалий»………………………………………….....11
3 Внутренняя среда компании…………………………………………………..….14
3.1 Организационная структура……………………………………………...…14
3.2 Уровень формализации деятельности…………………………………...…15
3.3 Подсистемы управления и их описание…………………………………...15
3.3.1 Управление маркетингом и продажами……………………………..15
3.3.2 Управление закупками……………………………………………..…15
3.3.3 Управление производством………………………………………..…15
3.3.4 Управление финансами……………………………………………….16
3.3.5 Управление персоналом……………………………………………...17
3.4 Программа развития……………………………………………………..…17
Заключение…………………………………………………………………………..19
Список литературы………………………………………………………………….20
Таблица 2. Объемы производства ОАО «Уралкалий»2
Год |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012П |
2013П |
2014П |
2015П |
Объем производства, млн. тонн |
4,8 |
2,6 |
4,4 |
4,4 |
5,9 |
6,3 |
6,6 |
7,0 |
Производственная мощность, млн. тонн |
5,4 |
5,5 |
5,5 |
5,5 |
7,0 |
7,0 |
7,0 |
7,0 |
Загрузка мощностей |
89 |
48 |
80 |
80 |
85 |
90 |
95 |
100 |
По прогнозам БАНБАНКа видно, что предприятие ОАО «Уралкалий» наращивает объем производства. В 2009 году наблюдается спад производства из-за финансового кризиса. Комапния увеличивает загрузку мощностей. В 2011 году происходит объединение Уралкалия с Сильвинитом. Планируется увеличивать загрузку мощностей добиться полной загрузки на 100% к 2015 году.
2 Внешняя среда
2.1 Общие тенденции развития отрасли
Традиционно на экспорт поставляется
большая часть продукции «
Хлористый калий, по сравнению с фосфорными и азотными удобрениями, практически не подвержен цикличности, так как в отличие от них его производство не зависит от цен на природный газ. При этом последние 2 года цены на калийные удобрения мире демонстрируют стабильный рост. В ближайшие 10 лет данная тенденция сохранится.
В настоящее время на рынке
калийных удобрений сложился наиболее
удачный баланс спроса и предложения.
Отрасль работает со средней загрузкой
91-92%, имея в запасе дополнительные возможности
для наращивания объемов
Также на рисунке 6 представлена
динамика объема продаж калийных удобрений.
На рисунке зеленой линией обозначен
объем продаж. В целом, наблюдается
восходящая тенденция предложения
отрасли. В 2009 году происходит резкий спад
объемов продаж из-за мирового финансового
кризиса, но в 2010 году наблюдается восстановление
после него и объем продаж увеличивается
почти в 2 раза по сравнению с предыдущим
годом. Значение предложения в 2012 году
прогнозируется на уровне 60-62 млн. тонн.
В отрасли наблюдается
Рисунок 6. Динамика спроса и предложения отрасли 2001-2012 гг3
Capacity – емкость рынка
Production - производство
Sales – объем продаж
2.2 Основные клиенты, география присутствия
География продаж «Уралкалия» насчитывает более 40 стран мира. 90% продаж идет на экспорт. Основные рынки сбыта — Бразилия, Индия, Китай, Юго-Восточная Азия, США и страны Европы. Эти страны отличаются высокими темпами роста численности населения и его доходов, что способствует значительному росту спроса на калийные удобрения.
В России Компания поставляет покупателям свою продукцию напрямую.
На экспорт «Уралкалий» осуществляет поставки своей продукции черезмеждународных трейдеров - ЗАО «Белорусская калийная компания» и «Уралкалий-Трейдинг СА».
Компания заключает
2.3 Конкуренты ОАО «Уралкалий»
Редкость месторождений калийных руд и высокие требуемые инвестиции для разработки новых месторождений превратили мировую калийную отрасль в своеобразный «клуб избранных». Лишь 9 компаний контролируют 90% мирового выпуска калийных удобрений, что делает рынок данной продукции одним из самых консолидированных товарных рынков в мире. Доли компаний конкурентов представлены на диаграмме. Так как продуктов-заменителей калийных удобрений нет, то и конкурентов, производящих субституты тоже нет.
Рисунок 7. Основные мировые производители калийных удобрений (2010 г.)4
«Уралкалий» является ведущим мировым производителем калийных удобрений. Компания обеспечивает весь производственный процесс начиная от добычи калийной руды и производства калийных удобрений до поставок продукции покупателям. В 2011 году объединяется с третьим в мире предприятием ОАО «Сильвинит».
Второй по величине доли
является канадская компания Potash Corp.
Компания добывает различные соли и выпускает калийные (в том числе поташ), фосфорные и азот
Германская компания K+S занимает как и ОАО Сильвинит 15% рынка. K+S Group является поставщиком стандартных и специальных калийных, магниевых и азотных удобрений. Ее выручка составляет около 5,2 млрд. евро в 2011 году.
Израильская компания ICL занимает 13% рынка производства калийных удобрений. ICL является одним из крупнейших в мире производителем калийных удобрений и интегрированным производителем целого ряда продуктов на основе фосфоритной руды, в том числе фосфорных удобрений, фосфорной кислоты, специальных удобрений и кормовых фосфатов. Компания производит более 4,1 млн тонн калийных удобрений в год. У компании разработана глобальная логистика и возможности обслуживания потребителей на пяти континентах. Обширный ассортимент продукции
Arab Potash Company в основном занимается
сборjv минералов из Мертвого
моря. Главный офис компании расположен
в Иордании в городе Амман. Основными экспортными
рынками являются Индия, Китай
SQM - чилийская химическая компания. В основном специализируется на питательных веществ, йода, лития и промышленных химикатов. Природных ресурсы и ее основные производственные мощности расположены в пустыне Атакама.
Таким образом, ведущих производителей калийных удобрений можно разделить на 2 группы. Так Уралкалий, Сильвинит и Arab Potash Company являются чисто калийными компаниями – реализация калийных удобрений обеспечивает им более 90% выручки. Остальные крупные производители (Potash Corp, K+S, SQM и ICL) являются диверсифицированными холдингами по производству различных видов удобрений (а иногда и другой химической продукции) – на долю калийного сегмента у них приходится менее 1/3 совокупной выручки компании. Представленная диаграмма наглядно показывает, что доля Уралкалий несколько выше, чем у других компаний. Связано это в первую очередь с тем, что компания выбрала правильную стратегию. Большая часть продукции компании идет на экспорт. Но в кризисный период остальные компании пытались заработать именно на экспорте, в то время как Уралкалий поставлял продукцию на внутренний Рынок страны. Это уменьшило потери выручки в кризисный период. У компании есть все для дальнейшего роста: и запасы, и работающая инфраструктура, и фабрики, производство на которых можно увеличить, и выстроенная система логистики, и порт, который можно загрузить на полную мощность, и сильнейшая трейдинговая структура. Все это позволило компании стать успешной и позволяет расти сейчас.
3 Внутренняя среда компании
3.1 Организационная структура
В основном производственном подразделении компании работают около 12 500 сотрудников. Организационная структура предприятия представлена на Рисунке 8.
Органами управления являются общее собрание акционеров, Совет директоров и Правление (коллегиальный исполнительный орган), которому подчиняется Генеральный директор (единоличный исполнительный орган). Генеральному директору подчиняются 8 директоров по отдельным вопросам, 3 начальника управления и главный инженер. Таким образом, организационная структура ОАО «Уралкалий» является дивизиональной, что позволяет сосредоточить усилия высшего управленческого персонала на вопросах стратегического характера. Структура управления ОАО «Уралкалий» относится к функциональному типу, т.е. каждое подразделение управления специализировано на выполнении отдельных видов деятельности. Персонал группируется на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою определенную задачу и обязанности.
3.2 Уровень формализации деятельности
На рассматриваемом предприятии разработаны следующие регламентирующие документы, в соответствии с которыми осуществляется политика компании: «Устав и изменения к уставу», «Положения об органах управления и контроля», «Положения о Комитетах», «Политики Компании», «Кодексы Компании», «Инсайдерская информация», «Контроль финансово-хозяйственной деятельности», «Порядок урегулирования корпоративных конфликтов».
3.3 Подсистемы управления и их описание
3.3.1 Управление маркетингом и продажами
Директором по продажам и маркетингу ОАО «Уралкалия» является Олег Петров
с момента образования объединенной компании в 2011 году.
Основной целью маркетинговой политики является установление объективных, прозрачных механизмов ценообразования на товарных рынка Российской Федерации, достижение баланса экономических интересов ОАО «Уралкалий» и его потребителей.5
3.3.2 Управление закупками
Директором по закупкам ОАО «Уралкалия» является Владимир Беззубов с момента образования объединенной компании в 2011 году.
В данной подсистеме для
подразделения, отвечающего за закупки
необходимых предприятию
3.3.3 Управление производством
Директором по производству ОАО «Уралкалия» является Борис Серебренников с 2012 года.
«Уралкалий» является производителем калия с одним из самых низких уровней издержек: денежная себестоимость продукции в 2011 году составила 55 долларов США. В дальнейшем планируется поддерживать лидирующую позицию по данному показателю, для чего проводится ряд мероприятий по оптимизации ключевых процессов, влияющих на себестоимость нашей продукции.
Так, «Уралкалий» повышает производительность труда через оптимизацию бизнес-процессов, автоматизацию производственных процессов и вывод непрофильных функций на аутсорсинг. Компания использует прозрачную и эффективную систему закупок материалов и услуг. «Уралкалий» стремимся достичь оптимального соотношения между закупаемой и собственной электроэнергией, а также ставит цель повысить извлечение полезного вещества из руды за счет применения передовых технологий обогащения.
Объединение с «Сильвинитом» способствовало достижению синергетического эффекта, который позволил повысить эффективность себестоимости производства. Ожидается ежегодная экономия в размере около 300 млн долларов США в год начиная с 2013 года, также компания намерена добиться снижения расходов по целому ряду направлений – от логистики до операционных, административных и финансовых функций. Уже в 2011 году экономия от объединения составила около 137 млн долларов США.
3.3.4 Управление финансами
Директором по экономике и финансам ОАО «Уралкалия» является Виктор Беляков с момента образования объединенной компании в 2011 году.
Создание эффективного механизма формирования оперативной и достоверной информации, необходимой для регулирования взаиморасчетов, повышения платежной дисциплины, ускорения оборачиваемости денежных средств, является острой необходимостью для любого предприятия.
Подсистема "Управление финансами" ОАО «Уралкалий» позволяет выполнить следующие задачи: