Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 18:54, курсовая работа
Целью является изучение неформальных отношений в организации.
Гипотеза исследования: неформальные отношения способствует формированию благоприятного социально-психологического климата в организации
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Провести теоретический анализ подходов к изучению характеристики неформальных отношений в организации;
2) Выявить виды неформальных отношений в организации
Глава 1. Теоретические основы изучения неформальных отношений в организации
1.1. Понятие, функции, причины, типы неформальных отношений
в организации
1.2. Методы (модели) исследования неформальных отношений в организации
Глава 2. Неформальные социальные отношения на производстве
2.1. Неформальные вертикальные отношения на производстве
2.2. Управления неформальные отношениями на производстве
Заключение
Список литературы
1-А
1. С кем Вы отправитесь в поездку (деловую
командировку) в другой город?
2. У Вас случилась неприятность. Кому Вы расскажете?
3. Вы хотите отпраздновать свой день рождения. С кем Вы его проведете?
4. Есть ли у Вас человек, с которым Вы стараетесь проводить больше времени?
5. Кто может указать Вам на Ваши недостатки, кого Вы больше послушаете?
6. Вы встретили человека, который Вам понравился. Кто может помочь правильно оценить его?
7. Вы хотите изменить свою жизнь. С кем Вы посоветуетесь об этом?
8. Кто может быть для Вас примером в жизни?
9. Кому Вы хотели бы понравиться больше всего?
10. С кем Вы больше всего откровенны?
После осуществленного выбора следует попросить отложить список 1-Б и по пятибалльной шкале (5,4,3,2,1) оценить каждое из выбранных лиц. Обработка полученных данных достаточно проста. Все упомянутые лица записываются в отдельный список без повторений, затем "оценки" лиц заносятся в список и суммируются для каждого из них. После сравнения два-три лица, имеющие наибольшее количество баллов, выписываются на отдельный листок в порядке уменьшения количества баллов. Эти люди и составляют референтную группу данного.
ШКАЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЛИЗОСТИ
Помимо референтности существует еще
один параметр, описывающей отношения человека с другими людьми, - так называемая
"психологическая близость". Степень
ее различна для разных людей из привычного
круга общения человека, и именно ее-то
можно определить с помощью несколько
модифицированной шкалы "симпатической
дистанции" Д. Фелдса.
Предложите юношам и девушкам выписать
в столбик людей, с которыми они привычно
и непреложно общаются в течение последних
нескольких месяцев. После того как эта
работа будет закончена, предоставьте
им возможность оценить свою психологическую
близость с этими людьми по шкале, которую
для удобства лучше выписать на доске.
Шкала эта содержит 11 степеней, выражающих
ту или иную степень близости оцениваемого
человека в порядке ее уменьшения.
1. Он мог бы быть моим лучшим другом. 2.
Я не провожу различий между ним и близкими мне людьми. 3. Я
мог бы открыть ему свою душу. 4. Я мог бы
проводить с ним свое свободное время.
5. Я мог бы провести с ним отпуск. 6. Я мог
бы пригласить его к себе в гости. 7. Я не
стал бы обсуждать с ним важных проблем.
8. Я не доверил бы ему выполнение ответственных
заданий. 9. Я уволился бы, если бы мне пришлось
работать с ним. 10. Я не выпускал бы его
в общество. 11. Я запретил бы ему иметь
детей.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ
СИШОРА
Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий
степень интеграции группы, ее сплочения
в единое целое, - можно определить не только
путем расчета соответствующих социометрических
индексов. Значительно проще это сделать
с помощью методики, состоящей из 5 вопросов
с несколькими вариантами ответов на каждый.
Ответы кодируются в баллах согласно приведенным
в скобках значениям (максимальная сумма
- 19 баллов, минимальная - 5).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА
ГРУППЫ
Психологический климат на эмоциональном
уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения,
характер делового сотрудничества, отношение
к значимым явлениям жизни. Складывается
же психологический климат за счет "психологической
атмосферы" - также группового эмоционального
состояния, которая, однако, имеет место
в относительно небольшие отрезки времени
и которая в свою очередь создается ситуативными
эмоциональными состояниями коллектива.
Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива можно воспользоваться картой-схемой Л.Н. Лутошкина. Здесь в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой - качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибалльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до -3).
Используя схему, следует прочесть сначала
предложение слева, затем справа и после
этого знаком "+" отметить в средней
части листа ту оценку, которая наиболее
соответствует истине. Надо иметь в виду, что оценки означают:
+3 - свойство, указанное слева, проявляется
в данном коллективе всегда; +2 - свойство
проявляется в большинстве случаев; +1
- свойство проявляется достаточно часто;
О - ни это, ни противоположное (указанное
справа) свойства не проявляются достаточно
ясно, или то и другое проявляются в одинаковой
степени; 1 -достаточно часто проявляется
противоположное свойство (указанное
справа);2 свойство проявляется в большинстве
случаев; 3 - свойство проявляется всегда.
Чтобы представить общую картину психологического
климата коллектива, надо сложить все
положительные и отрицательные баллы.
Полученный результат может служить условной
характеристикой психологического климата
большей или меньшей степени благоприятности.
При этом используются следующие цвета:
красный - восторженное настроение; оранжевый
- радостное; желтый - светлое, приятное;
зеленый - спокойное, уравновешенное; фиолетовый
- тревожное, напряженное; черный - уныние,
полное разочарование, упадок сил.
АТМОСФЕРА В ГРУППЕ
Замерять психологическую атмосферу
в группе, т.е. динамичную составляющую
психологического климата, можно с помощью
несложной методики, в которой приводятся
десять противоположных по смыслу пар
слов. Испытуемый должен поставить крестик
под черточкой между каждой из пар, причем черточки, задающие
"дистанцию" между парами, кодируются
по девятибалльной шкале слева направо
по схеме:
Для атмосферы в Вашей группе характерны:
1 |
Дружелюбие |
Враждебность | ||||||||
2 |
Согласие |
Несогласие | ||||||||
3 |
Удовлетворенность |
Неудовлетворенность | ||||||||
4 |
Увлеченность |
Равнодушие | ||||||||
5 |
Продуктивность |
Непродуктивность | ||||||||
6 |
Теплота |
Холодность | ||||||||
7 |
Сотрудничество |
Отсутствие сотрудничества | ||||||||
8 |
Взаимная поддержка |
Недоброжелательность | ||||||||
9 |
Занимательность |
Скука | ||||||||
10 |
Успешность |
Неуспешность |
Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается направо от 1 до 8 баллов в зависимости от того, к какой из характеристик ближе помещен знак «х», чем ближе к левому столбцу, тем ниже балл, тем благоприятнее атмосфера в коллективе.
«ЭКСПРЕСС-МЕТОДИКА»ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Авторами методики являются О.С. Михалюк
и А.Ю. Шалыто. Методика разработана на
кафедре социальной психологии факультета
психологии Санкт-Петербургского Университета.
Тестовый материал
Инструкция: "Просим Вас принять участие
в исследовании, целью которого является
совершенствование психологического
климата в Вашем коллективе".
Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизирована
и имеет следующий алгоритм. Анализируются
различные стороны отношения к коллективу
для каждого человека в отдельности. Каждый
компонент тестируется тремя вопросами,
причем ответ на каждый из них принимает
только одну из трех возможных форм: +!;-!;
0. Следовательно, для целостной характеристики
компонента полученные сочетания ответов
каждого испытуемого на вопросы по данному
компоненту могут быть обобщены следующим
образом:
- положительная оценка (к этой категории
относятся те сочетания, в которых положительные
ответы даны на все три вопроса, относящихся
к данному компоненту, или два ответа -
положительные, а третий имеет любой другой
знак); - отрицательная оценка (сюда относятся
сочетания, содержащие три отрицательных
ответа, или два ответа - отрицательные,
а третий может выступать с любым другим
знаком);
- неопределенная, противоречивая оценка
(эта категория включает следующие случаи:
на все три вопроса дан неопределенный
ответ; ответы на два вопроса не определены,
а третий ответ имеет любой другой знак;
один ответ неопределенный, а два других
имеют разные знаки).
Полученные по всей выборке данные можно
свести в таблицу следующего вида.
где ? (+) - количество положительных ответов,
содержащихся в столбце, ? (-) - количество
отрицательных ответов, n - число членов
коллектива, принявших участие в исследовании.
Очевидно, что для любого компонента средние
оценки могут располагаться в интервале
от -1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной
оценкой ответов классифицируются полученные
средние. Для этого континуум возможных
оценок (от -1 до +1) делится на три равные
части: от -1 до -0,33; от -0,33 до +0,33; от +0,33 до+1.
Средние оценки, попадающие в первый интервал,
будем считать отрицательными, во второй
- противоречивыми, неопределенными, а
третий - положительными.
Произведенные вычисления позволяют вывести
структуру отношения к коллективу для
рассматриваемого подразделения. Тип
отношения выводится аналогично процедуре,
описанной выше. Следовательно, с учетом
знака каждого компонента возможны следующие
сочетания рассматриваемого отношения:
1) полностью положительное; 2) положительное;
3) полностью отрицательное; 4) отрицательное;
5) противоречивое, неопределенное.
В первом случае психологический климат
коллектива трактуется как весьма благоприятный;
во втором - как в целом благоприятный;
в третьем - как совершенно неудовлетворительный;
в четвертом - как в целом неудовлетворительный;
в пятом случае считается, что тенденции
противоречивы и неопределенны.
В опросном листе вопросы 1, 4 и 7 относятся к эмоциональному
компоненту; 2, 5, 8 - к поведенческому; когнитивный
компонент определяется вопросами 3 и
6, причем вопрос 3 содержит два вопроса.
Обследование по данной методике может
проводиться как индивидуально, так и
в группе. Время тестирования - 5-10 мин.
Простота обработки результатов дает
возможность быстрого их получения.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КЛИМАТА ГРУППЫ
Просим Вас выразить Ваше мнение по ряду
вопросов, связанных с Вашей работой и коллективом, в котором Вы трудитесь.
Прежде, чем ответить на каждый вопрос,
внимательно прочитайте все имеющиеся
варианты ответов на него и поставьте
знак "X" против того ответа, который
соответствует Вашему мнению.
ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ГРУППЫ
Социально-психологический климат - наиболее
целостная психологическая характеристика
группы, которая связана с особенностями
отражения группой отдельных объектов
(явлений и процессов), имеющих непосредственное
отношение к совместной групповой деятельности.
Каждый компонент тестируется тремя вопросами:
эмоциональный: 6, 8, 12; когнитивный:
9А, 9Б, 11; поведенческий: 7,10,13. Ответ на каждый
из этих вопросов оценивается как +1,0 или
-1. Полученные в группе данные следует
занести в протокол. Дя целостной характеристики
отдельного компонента сочетания ответов
каждого участника на вопросы обобщаются
следующим образом: положительная оценка
получается при сочетаниях: +++, ++0, ++-; отрицательная
оценка - при сочетаниях: -, - +, - 0; при сочетаниях:
000, 00-, 00+ оценка неопределенная (противоречивая).
При обработке данных, полученных
по вопросам 1, 14, 15 и 16, подсчитывается
индекс групповой оценки. При
этом ответ на каждый из
этих вопросов оценивается
Например, для 14-го вопроса ответы "полностью
удовлетворен" и "пожалуй, удовлетворен"
оцениваются как +1, ответ "трудно сказать"
- 0, а ответы "пожалуй, не удовлетворен"
и "полностью не удовлетворен" - -1.
Индекс групповой оценки подсчитывается
как отношение суммы оценок, полученной
для данной группы к максимально возможной
для данной группы сумме оценок.
Таким образом, существуют различные психодиагностические методики для изучения неформальных отношений в организации
Выводы по 1 главе
Таким образом, неформальные отношения способствуют персонализации осуществляемых в организации процессов. Благодаря этим отношениям легче возникает доверие, которое является важнейшим инструментом для управления любой социальной структурой. Они представляют собой огромное количество социальных практик, которые регулярно воспроизводятся в силу своей функциональности. Они отбираются членами социальной организации как наиболее эффективные для конкретной ситуации в конкретный момент времени. Дополняя имеющуюся структуру социальной организации знанием о существующих неформальных отношениях и их внутреннем ресурсе, можно направить неформальную активность в русло совершенствования структуры управления или на пользу организации в целом.
Информация о работе Неформальные социальные отношения на производстве