Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 18:54, курсовая работа
Целью является изучение неформальных отношений в организации.
Гипотеза исследования: неформальные отношения способствует формированию благоприятного социально-психологического климата в организации
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Провести теоретический анализ подходов к изучению характеристики неформальных отношений в организации;
2) Выявить виды неформальных отношений в организации
Глава 1. Теоретические основы изучения неформальных отношений в организации
1.1. Понятие, функции, причины, типы неформальных отношений
в организации
1.2. Методы (модели) исследования неформальных отношений в организации
Глава 2. Неформальные социальные отношения на производстве
2.1. Неформальные вертикальные отношения на производстве
2.2. Управления неформальные отношениями на производстве
Заключение
Список литературы
Неформальные отношения также возникают при функциональных связях между членами организации, но на базе их индивидуально-личностных качеств и выражаются в оценке этих качеств. Эти отношения могут возникать между друзьями и недругами, товарищами и знакомыми, приятелями и недоброжелателями как по поводу официальных, так и неофициальных функций. Основой неформальных отношений являются влечения и отвержения, притяжения и отталкивания, симпатии и антипатии.
Неформальные отношения имеют сложную структуру, основу которой составляют стихийно складывающиеся устойчивые локальные, малые социальные группы. Они образуются из взаимного интереса к различным увлечениям (искусству, спорту и т.д.), общности территориального расположения работы, места жительства, взглядов, стремлений, характеров, возраста, пола, семейного положения и т.д. В неформальных группах устанавливаются свои законы жизнедеятельности, правила и нормы поведения для их членов, формируются мнения по различным вопросам, взгляды и установки по отношению к труду и различным сторонам деятельности организации, к другим неформальным группам и администрации, даются оценки поступков. Внутри таких групп выделяются лидеры, которые являются для всех членов группы признанными авторитетами, выразителями их идей и интересов [8]
Считается, что отношения, основанные на общих ценностях и интересах (рациональный уровень), более устойчивы на работе, нежели отношения на основе симпатий и антипатий.
Если вы внимательно присмотреться к существующим в коллективе неформальным связям, то они, скорее всего, будут укладываться в одну из пяти форм взаимодействия:
«Пара» — два человека взаимно симпатизируют друг другу. Часто один из них бывает лишь дополнением или «спутником» другого.
«Треугольник» — три человека симпатизируют друг другу и составляют свое маленькое, но вместе с тем очень тесное ядро коллектива.
«Квадрат» — может образовываться как совокупность пар, отношения между которыми не обязательно имеют одинаковую интенсивность.
«Цепочка» — это линейная связь между несколькими людьми, которая при определенных условиях может стать источником слухов, «испорченного телефона» [3]
«Звезда» — основывается на неформальном лидере, к которому приближены несколько членов коллектива.
Каждая из этих форм неформального общения, так или иначе, возникает в любом трудовом коллективе с определенной целью, а именно — наилучшей адаптации к его внутренним правилам и законам существования.
Существуют следующие виды неформальных отношений на производстве.
Неформальные горизонтальные отношения. Эта группа по своему персональному составу совпадает с формальным подразделением предприятия – отделом, цехом, участком. Их основу составляют личные эмоциональные, дружеские отношения между коллегами. Чем интенсивнее межличностное общение и сильнее эмоциональные связи, тем выше оценивает человек свой коллектив. Неудовлетворенность же коллективом обусловлена ослаблением эмоциональных связей. Социальные отношения в коллективе с их предельной открытостью, сочувственным отношением к личным проблемам, эмоциональным характером конфликтов напоминают родственные, семейные. Не случайно работники называют коллектив семьей, а работу вторым домом.
Неформальные межличностные отношения возникают не эпизодически, от случая к случаю, а носят постоянный, устойчивый и эмоциональный характер. Рабочая группа представляет собой общность, с которой работники склонны себя отождествлять [1]
В коллективах господствуют коммуналистские нормы поведения, касающиеся отношений между индивидами или между индивидом и группой. Типичным является обсуждение событий личной жизни и личных проблем, личная помощь, совместное празднование общественных и личных праздничных дат. Другой коммуналистской нормой поведения является взаимопомощь в труде. Нормативный паттерн взаимной поддержки означает, что коллектив обеспечивает социальную защиту своим членам.
Большая степень защищенности, которую обеспечивает общность, осознается работниками. Вот почему, устроившись на новое место, работник в первую очередь приспосабливается к нормам нового для него коллектива, чтобы быстрее стать «своим». При этом не последнюю роль играет помощь родственников, друзей и знакомых, которые приводят работать на свое предприятие, вводят в свой коллектив.
Обнаружив приверженность работников коммуналистским ценностям, соблазнительно провести параллель между российской и японской культурой труда, предполагая, что коммунализм может служить основой для групповых форм организации труда. Однако прежде чем делать выводы, обратимся к эмпирическим фактам.
Неформальные вертикальные отношения. Руководители подразделений вовлечены в неформальные отношения в коллективе в той же степени, что и остальные. Руководитель является наравне с подчиненными членом коллектива, однако ожидается, что он будет играть особую роль и выполнять особые функции в коллективе. Защита интересов коллектива в целом и каждого его члена в отдельности перед «внешним» миром, забота о «своих» является центральным звеном этих особых функций. Забота о коллективе означает сохранение за каждым подчиненным его рабочего места, заботу о профессиональном росте и повышении зарплаты, о психологическом самочувствии подчиненных [4]
Особые функции, которые выполняет руководитель в коллективе, позволяют говорить о его особой роли в деле создания коммуналистской структуры группы. От руководителя в очень большой степени зависит степень защищенности членов группы, теснота эмоциональных контактов, то есть как раз то, что и заставляет людей объединяться.
Руководитель играет связующую, объединяющую роль. Там, где этот особый паттерн иерархических отношений, который мы называем патернализмом, превалирует, «сильный» руководитель успешнее выполняет функцию интеграции группы. Позитивные и негативные эмоциональные связи между руководителем и подчиненными настолько прочно вплетены в ткань деловых отношений, а персонифицированные иерархические отношения представляют столь устойчивый паттерн социального взаимодействия на рабочем месте, что даже тому руководителю, который старается быть объективным, одинаковым для всех, очень трудно выбрать адекватную линию поведения, так как трудно побороть в себе потребность в эмоциональном общении на рабочем месте.
1.2. Методы исследования
неформальных отношений в
МЕТОД СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ (СОЦИОМЕТРИЯ)
Термин "социометрия" означает измерение
межличностных взаимоотношений в группе.
Основоположник социометрии известный
американский психиатр и социальный психолог
Дж. Морено не случайно так назвал этот
метод.
Совокупность межличностных отношений
в группе составляет, по
Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую
структуру, характеристики которой во
многом определяют не только целостные
характеристики группы, но и душевное
состояние человека.
Внедрение этого метода в исследования
советских психологов связано с именами
Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова,
И.П. Волкова и др.
Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий.
Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентации участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние [6]
Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.
Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой. Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.
Социометрическая процедура.
Общая схема действий при социометрическом
исследовании заключается в следующем.
После постановки задач исследования
и выбора объектов измерений формулируются
основные гипотезы и положения, касающиеся
возможных критериев опроса членов групп.
Анализ подобных случаев заставил некоторых
исследователей попытаться изменить саму
процедуру применения метода и таким образом
снизить вероятность случайного выбора.
Так родился второй вариант - параметрическая
процедура с ограничением числа выборов.
Испытуемым предлагают выбирать строго
фиксированное число из всех членов группы.
Например, в группе из 25 человек каждому
предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек.
Величина ограничения числа социометрических
выборов получила название "социометрического
ограничения" или "лимита выборов".
Многие исследователи считают, что введение
"социометрического ограничения"
значительно превышает надежность социометрических
данных и облегчает статистическую обработку
материала. С психологической точки зрения
социометрическое ограничение заставляет
испытуемых более внимательно относиться
к своим ответам, выбирать для ответа только
тех членов группы, которые действительно
соответствуют предлагаемым ролям партнера,
лидера или товарища по совместной деятельности.
Лимит выборов значительно снижает вероятность
случайных ответов и позволяет стандартизировать
условия выборов в группах различной численности
в одной выборке, что и делает возможным
сопоставление материала по различным
группам [9]
В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина "социометрического ограничения" должна выбираться в пределах 4-5 выборов.
Существенное отличие второго варианта социометрической процедуры состоит в том, что социометрическая константа (N-1) сохраняется только для системы получаемых выборов (т.е. из группы к участнику). Для системы отданных выборов (т.е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим ограничением). Введением величины и можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности.
Когда социометрические карточки заполнены
и собраны, начинается этап их математической
обработки. Простейшими способами количественной
обработки являются табличный, графический
и индексологический.
СОЦИОМАТРИЦА
Вначале следует построить простейшую
социоматрицу. Пример дан в таблице (см.
табл. "Пример социоматрицы"). Результаты
выборов разносятся по матрице с помощью
условных обозначений.
Анализ социоматрицы по каждому критерию
дает достаточно наглядную картину взаимоотношений
в группе. Могут быть построены суммарные
социоматрицы, дающие картину выборов
по нескольким критериям, а также социоматрицы
по данным межгрупповых выборов..
Основное достоинство социоматрицы - возможность
представить выборы в числовом виде, что,
в свою очередь, позволяет проранжировать
членов группы по числу полученных и отданных
выборов, установить порядок влияний в
той или иной конкретной группе. На основе
социоматрицы строится социограмма - карта
социометрических выборов (со-циометрическая
карта), производится расчет социометрических
индексов.
СОЦИОГРАММА
Социограмма - схематическое изображение
реакции испытуемых друг на друга при
ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести
сравнительный анализ структуры взаимоотношений
в группе в пространстве на некоторой
плоскости ("щите") с помощью специальных
знаков (рис. 1). Социограммная техника
является существенным дополнением к
табличному подходу в анализе социометрического
материала, ибо она дает возможность более
глубокого качественного описания и наглядного
представления групповых явлений.
Анализ социограммы начинается с отыскания
центральных, наиболее влиятельных членов,
затем взаимных пар и группировок. Группировки
составляются из взаимосвязанных лиц,
стремящихся выбирать друг друга. Индекс
социометрического статуса i-члена группы
определяется по формуле:
Социометрический статус - это свойство
личности как элемента социометрической
структуры занимать определенную пространственную
позицию (локус) в ней, т.е. определенным
образом соотноситься с другими элементами.
ВНЕШНЕГРУППОВАЯ РЕФЕРЕНТОМЕТРИЯ
В современной психологии давно уже выделено
как самостоятельное и важное понятие
референтной группы - круга значимых других,
мнения которых являются определяющими
для личности и с которыми она - и в прямом
контакте, и мысленно -соотносит свои оценки, действия и поступки. Естественно,
что определение референтного круга является
весьма важным в плане сбора информации
о значимых для человека отношениях.
В приведенной ниже методике мы предлагаем
определить референтов. Для этого тестируемым
предлагается 10 вопросов-ситуаций (1-А)
и список людей, окружающих их (1-Б).
Инструкция: "Нужно выбрать по каждому
вопросу-ситуации не менее двух человек;
при этом второе лицо должно быть из тех,
которые значимы в меньшей степени, чем
первое лицо". Приведем пример варианта
1 А
Информация о работе Неформальные социальные отношения на производстве