Неценовая конкуренция на рынке: теория, практика, эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:45, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение неценовой конкуренции, как в теоретическом плане, так и в практическом применении на рынке услуг, а также разработка предложений по повышению её эффективности на материалах ОАО «Сосновка»
Задачами работы являются:
- рассмотрение теоретических основ конкуренции организации на рынке;
- изучение элементов и сущность неценовой конкуренции организаций на рынке;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….6
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ…10
1.1 Понятие ценовой и неценовой конкуренции, её сущность……………...10
1.2 Методы неценовой конкуренции…………………………………………..13
1.3 Показатели, характеризующие неценовую конкуренцию
и её эффективность ……………………………………………………………..22
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
И НЕЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ ОАО «СОСНОВКА»
НА РЫНКЕ гостиничных услуг………………………………………….29
2.1. Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности
Предприятия……………………………………………………………………..29
2.2 Анализ конкурентоспособности и неценовой конкуренции
ОАО «СОСНОВКА» на рынке Новосибирской области……………………..37
2.3. Оценка неценовых факторов конкурентоспособности организации……46
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ НЕЦЕНОВЫХ
КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА РЫНКЕ………………...53
3.1 Приоритетные неценовые факторы деятельности и их использование…53
3.2 Рекомендации по повышению и эффективность использования
неценовых факторов конкуренции на рынке………………………………….57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………….77

Файлы: 1 файл

неценовая конкуренция формы оценка.doc

— 719.50 Кб (Скачать)

 

 
2010 
 
2009


 

 
 
Рисунок 4. Анализ объёма оказанных услуг ОАО «Сосновка» объема  
 
за 2009-2010гг. 
Себестоимость реализованной продукции увеличилась на 17177тыс. руб. это связанно с увеличением уровня цен, увеличением заработной платы, и увеличением отчислений на социальные нужды. 
 
Наибольший удельный вес выручки от продаж в 2010г приходится на основную деятельность-120163тыс. руб. что составляет 86,5% от всей выручки. Прибыль от продаж составила 6048тыс. руб. (в 2009г убытки 1778тыс. руб.). Убыточная прибыль в 2009г вызвана тем что, предприятие предоставило скидку 20% туристическим фирмам г.Новосибирска. 
 
Затраты на 1 руб.  реализованной продукции в 2009 году по сравнению с 2010 г уменьшились на 5 коп. Что позволяет предприятию наращивать свои темпы в развитии, снижение затрат это целенаправленная политика данной фирмы. 
 
Рентабельность предприятия возросла на 5,3% и установилась на уровне 3,78%, данная рентабельность не удовлетворяет требованиям торговых предприятий (70-150%). Низкая рентабельность вызвана тем, что у предприятия в 2009 году была убыточная прибыль, которую в 2010 г надо было покрывать связи с этим прибыль уменьшилась, а себестоимость увеличилась все это привело к низкой рентабельности. 
 
Средне списочная численность сотрудников увеличилась на 8 человек, это вызвано увеличением числа обслуживающего персонала, из-за увеличения объема оказанных услуг. Что повлекло за собой увеличения фонда оплаты труда. 
 
Производительность труда возросла на 78,34 тыс. руб., это вызвано привлечением в пансионат более квалифицированного персонала и проведением ежемесячных тренингов. 
 
Средне месячная заработная плата возросла на 3,671 тыс. руб., это вызвано целенаправленной политикой предприятия повысить уровень оплаты труда и одновременно удержать на своем предприятии квалифицированных работников. 
 
Наблюдается тенденция к снижению доли загрузки  на 11%. Снижение потребительского спроса со стороны Ханты-Мансийского автономного округа вызвано расторжением ряда договоров с туристическими организациями Новосибирска с целью предпочтения туристическим фирмам Краснодарского края. 
 
Процент загрузки за 2010 году составил 59,2 ( в том числе 10,5% отдыхало по социальным путевкам ), что на 18,6% выше показателей прошлого года (40,6%). Несмотря на улучшение показателей по основной деятельности, ноябрь-декабрь- этот период времени характерный отсутствием плановой загрузки  отдыхающими ОАО «Сосновка». Динамика загрузки представлена на рисунке 5.  
 

 
2010 
 
2009


 

  
 
Рисунок 5. Динамика заполнения номерных фондов за 2009-2010гг 
 
Это обусловлено сезонными природными факторами, вследствие чего у курорта нет оборотных средств на покрытие финансовых обязательств. Что повлекло к несвоевременной выплате заработной платы (задолженность на 01.01.2011 года составила 158 тыс. руб. 
 
Анализ технико-экономических показателей деятельности фирмы за период 2009-2010 г.г показал что предприятие развивается динамично, у предприятия возрастают почти все главные показатели такие как: прибыль, рентабельность, производительность труда и др. Так как предприятие носит сезонный характер то основная загруженность приходится всего на 5 месяцев в году что приводит к менее интенсивному использованию основных фондов, а следовательно их устареванию физическому и моральному износу.  
 
 Далее проанализируем финансовые результаты предприятия (см. таблицу  2.2). 
 
Таблица 2.2 
 
Финансовые результаты деятельности ОАО «Сосновка»

 
Наименование

 
2010 год 
 
отчет

 
2009год 
 
отчет

 
2010г. / 2009г. 
 
в%

 
Выручка от реализации, тыс. руб.

 
138889,00

 
114876,00

 
130

 
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. 

 
133831,00

 
116654,00

 
115

 
Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

 
5058,00 

 
1778,00 

 
284 

 
Чистая прибыль

 
3844,10

 
1351,30

 
284


 
 
 
По сравнению с 2009 годом в 2010 году произошло увеличение выручки  от реализации услуг ОАО «Сосновка» на 30%. Себестоимость реализованной продукции подорожала всего на 15%. Чистая прибыль предприятия увеличилась практически в 3 раза. 
 
Перечень и динамику цен на предоставляемые ОАО «Сосновка» услуги приведем в таблице 2.3. 
 
Таблица 2.3 
 
Перечень предоставляемых услуг ОАО «Сосновка» 2009-2010гг

 
№№

 
Наименование услуг

 
 

 

 
2009год

 
2010год

 

 
24-часовое обслуживание в номерах; 

 
руб/ сут.

 
От 2000 

 
От 2300  

 

 
парковка; 

 
руб/сут.

 
50 

 
50  

 

 
конференц-залы 

 
руб./час

 
1300 

 
1500 

 

 
доступ в Интернет

 

 
Бесплатный WiFi

 
Бесплатный WiFi

 

 
телефонная связь

 
руб/мин.

 
15

 
20  

 

 
предприятия общественного питания (трехразовое питание в столовой)

 
руб.

 
660 

 
870  

 

 
заказ такси; 

 

 
бесплатно

 
бесплатно

 

 
доставка завтрака в номера 
 
повышенной комфортабельности

 

 
450

 
500

 

 
Наличие развлекательного центра

     
 

 
Медицинские услуги

 
руб/сут.

 
300 

 
400  


 
 
 
Из таблицы 2.3 видно, что стоимость  услуг в ОАО «Сосновка» возрастает, следовательно для поддержания своей конкурентоспособности необходимо уделить особое внимание дополнительному сервису, а также качеству услуг. В последнее время одним из популярных направлений в привлечении посетителей и повышении доходов предприятий гостиничного хозяйства являются досуговые центры. 
  2.2  Анализ конкурентоспособности и неценовой конкуренции 
 
 ОАО «Сосновка» на рынке Новосибирской области 
Произошедшие с 1991 года рыночные преобразования глубоко отразились на функционировании всех отраслей народного хозяйства, особенно коснулось здравоохранения и туристической индустрии. Лишение профсоюзов права управления фондом социального страхования  и резкое уменьшение возможности предприятий дотировать санаторно-курортные учреждения в несколько раз уменьшили бьем представления рекреационных  услуг. Особенно тяжелым периодом для туристической индустрии были 90-е годы. 
 
            Сокращение рынка рекреационных услуг, ухудшение централизованного финансирования привели к изменению структуры потребителей, увеличению доли лиц. Покупающих эти услуги за полную стоимость, Эти изменения сформировали единый рынок предприятий размещения, ведущих острую конкурентную борьбу за клиента, и вынужденных глубоко менять тактику работы в зависимости от потребительского спроса и сезонности. 
 
В настоящее время происходит переориентация санаторно-курортных учреждений на  индивидуальных потребителей, усиливается тенденция удешевления основного пакета услуг (проживание, питание, транспорт, лечение) при расширении набора дополнительных (экскурсии, товары туристического спроса, сувениры). 
 
  В ценообразовании рекреационные учреждения отказываются от практики нормированного установления стоимости путевки на основании метода калькулирования средних издержек плюс планируемая прибыль и используют более гибкие подходы к установлению цены. При этом используют несколько подходов тактического анализа:  ориентация на цены конкурентов, спрос, сезонность и условия заключения контрактов.  
 
 Несмотря на сложную экономическую ситуацию курортный отдых по-прежнему популярен  в России, особенно в летний период. Хотя среднегодовая загрузка в Сибирском регионе ниже, чем в среднем по России (30-40%) из-за сезонности работы, тем не менее, вклад курортов в экономику Новосибирской области значителен. Средства, переданные в бюджет санаториями, курортами составили около 6 % бюджета [47].  
 
Российские курорты имеют реальную возможность конкурировать не только на внутреннем, но и на международном туристическом рынке. К этому есть следующие предпосылки: 
 
- уровень сервиса постепенно приближается к западному; 
 
- цены на лечебные услуги значительно ниже западных. 
 
Цикл лечебного отдыха в 21 день на западных курортах варьирует от 2 до 3 тысяч долларов, за аналогичный курс лечения в России платят 5-20 тысяч рублей. Разброс цен на самом российском рынке очень велик, но самые высокие цены в элитных здравницах Подмосковья и Черноморского побережья достигают 20 тысяч рублей и более. 
 
Существенный разброс цен обусловлен: 
 
а) резким уровнем комфорта 
 
б) престижностью отдыха на модных курортах 
 
в) разными условиями затрат на содержание курортов, расположенных в различных регионах. 
 
Последний фактор особенно проявляется на курортах Новосибирской области, где сказывается сезонность работы местных здравниц. При перегрузке этих зон в летний период, в холодное время года многие санатории пустуют, и на стоимость летнего отдыха влияют затраты, которые здравницы несут в «мертвый сезон». 
 
По прогнозам ВТО, Россия относится к числу государств, в которых в начале ХХI века прогнозируются наивысшие темпы развития туризма при государственной поддержке данной отрасли. Согласно прогнозам, к 2020 г. Россия войдет в первую десятку стран по приему туристов (47,1 млн. человек в год, что составляет 2,9 % – доли в мировом потоке туристов), так и по выезду туристов за пределы государства (30,5 млн. человек, что составляет 1,9 % – доли в мировом потоке туристов). Данные цифры не включают объемов внутреннего туризма, которые многократно превосходят въездной и выездной обороты [42, с. 12] 
 
На начало 2010 года   в России действовало 4319 гостиниц, мотелей, общежитий, их единовременная вместимость-485 тысяч мест, число санаториев и организаций отдыха 4525, количество мест 732 тысячи. Численность лечившихся и отдыхавших в санаторно-оздоровительных организациях в 2009 году составила 6256 тысяч человек [33]. 
 
В области туризма, отдыха, досуга и развлечений в Новосибирской области: 
 
- реализация Концепции развития туризма на период до 2025 г., разработанной в рамках подготовки Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области. Поддержка и развитие делового и научного, транзитного и рекреационного и других специальных видов туризма, развитие в этих целях соответствующей инфраструктуры; 
 
- формирование новой индустрии отдыха, соответствующей мировым стандартам. Создание на территории области новых рекреационных центров (санаториев, домов отдыха). Открытие в Новосибирске в период до 2010–2012 гг. как минимум двух крупных аквапарков. Превращение фитнес-клубов из элитарных в массовые спортивно-оздоровительные учреждения; 
 
- формирование интерактивных тематических (этнографические, событийные, парковые, экстремальные и др.) зон развлечений и досуга, зон творческого развития для различных демографических групп на всей территории Новосибирской области, отвечающих критериям качества международных центров туристического притяжения и обслуживания. 
 
По всем отмеченным направлениям основные индикаторы развития должны примерно в 1,5–2 раза превышать основные прогнозируемые параметры роста экономики Новосибирской области. 
 
Основные показатели реализации стратегии развития туризма в Новосибирской области представлены в таблице 2.4 [46]. 
Таблица 2.4 
 
 Основные показатели реализации стратегии развития туризма в Новосибирской области [47]

 
Показатель

 
2006

 
2010

 
2015 
 
прогноз

 
2020 
 
прогноз

 
2025 
 
прогноз

 
Поступление в бюджет налоговых  платежей от туристских фирм области, млн. руб. 

 
28,8

 
44,1

 
67,4

 
108,5

 
174,8

 
Реализация платных туристско-экскурсионных  услуг, млн. руб.

 
193,2

 
295,5

 
452,2

 
728,1

 
1172,3

 
Число обслуженных туристов, тыс. чел. 

 
214,5

 
261

 
333

 
596

 
1045

 
Доходы от приема иностранных туристов (без учета заранее оплаченных услуг по проживанию и др., млн. долл. США

 
21,5

 
30,1

 
42,1

 
59,0

 
82,3

 
Доходы от приема въездных российских туристов (без учета заранее оплаченных услуг по проживанию и др., млн. руб. 

 
715

 
870

 
1110

 
2235

 
4180

 
Численность занятых, всего чел. 

 
7300

 
9000

 
10750

 
12000

 
13250

 
В том числе:

         

 
в турфирмах

 
14601

 
1800

 
2150

 
2400

 
2650

 
в сопряженных отраслях* 

 
5840

 
7200

 
8600

 
9600

 
10600


Стратегия развития курортно-гостиничного отдыха в регионе должна базироваться на три основных принципах: системности  и комплексности, приоритетности, сбалансированного  взаимодействия. С опорой на эти  принципы обоснованы четыре группы приоритетных направлений развития отрасли для оказания государственной поддержки: 
 
1) наиболее приоритетные (рекреационный, социальный, научный, транзитный туризм), 
 
2) высокоприоритетные (деловой, спортивный, детский и молодежный виды отдыха), 
 
3) значимые (культурно-познавательный, экологический, событийный, образовательный туризм), 
 
4) перспективные (специальные виды отдыха). 
 
Реализация стратегии развития туризма станет одним из факторов, способствующих решению проблемы занятости как городского, так и сельского населения, так как повлечет за собой создания новых рабочих мест. С учетом мультипликативного эффекта туризм может содействовать созданию в Новосибирской области до 6 тыс. новых рабочих мест как в самой этой сфере, так и в сопряженных отраслях формирующих туристский продукт (магистральный и городской транспорт, торговля, учреждения культуры, здравоохранения, спорта, пищевая и легкая промышленность, предприятия бытовых услуг, фермерские хозяйства и др.). В результате достижения стратегических целей будут созданы условия для сохранения и возрождения объектов культурно-исторического и природного наследия. 
 
Новосибирскую область  можно охарактеризовать как новый средне развитый со специализацией на пляжном, санаторно-курортном, приключенческом и детском туризме.  
 
Средняя заполняемость  средств размещения области, в 2010 году составила 35% (в 95г. –26%, 97г.-17%). Общее число учреждений отдыха в области 167, преобладают пансионаты и санатории (20) и базы отдыха (127). Сегодняшние здравницы единовременно могут вместить 31473 отдыхающих, в прошлом сезоне область приняла более 80 тысяч россиян, но потенциал области далеко не испорчен - рекреационный потенциал по подсчетам составляет более 200 тысяч мест развертывания.  
 
В регионе осуществляют санаторно-курортную деятельность санатории «Доволенский» в Доволенском районе, «Краснозёрский» в Краснозёрском районе, «Бараба» и «Карачи» в Чановском районе, «Омь» в г. Куйбышеве, «Бердский», «Рассвет», «Парус», «Сибиряк», «Сосновка» в г. Бердске и его окрестностях. Также в области имеется значительное число баз отдыха и пансионатов. 
 
Курорт «Озеро Карачи» в Чановском районе, между оз. Яркуль и Узункуль. Бальнеологические ресурсы курорта — лечебная грязь и рапа горько-соленого оз. Карачи, а также минеральная вода, близкая по составу к «Ессентукам-4» [40]. 
 
Целевой аудиторией потребителей курортных и туристических услуг Новосибирской области являются:  мужчины и женщины 28–60 лет, а также дети в возрасте 8-16 лет, с уровнем дохода выше среднего. 
 
Основными  конкурентами на территории Новосибирской области для ОАО курорт-отель «Сосновка», является пансионат «Лесная сказка», Курорт-отель «Морозово».  Все эти  организации работают круглогодично и имеют одинаковый уровень обслуживания. 
 
  Наиболее эффективный  метод определения конкурентоспособности является сведение всех основных параметров  в таблицу 2.5. В этой таблице оцениваются конкурентные позиции товаров/услуг, учитывая особенности потребительского выбора. Оценка показателей производится по 10 бальной шкале, после чего строиться многоугольник. 
Таблица 2.5 
 
Оценка конкурентоспособности товара/услуги 
 
  ОАО «Сосновка» на рынке в 2010 году 
 

 
Факторы конкурентоспособности

 
«Сосновка»

 
«Морозово»

 
«Лесная сказка»

 
Продукт 

 
качество товара/услуги

 
8

 
5

 
8

 
разнообразие ассортимента товара/услуги 

 
7

 
5

 
7

 
престиж торговой марки

 
9

 
6

 
9

 
надежность

 
9

 
8

 
8

 
стиль, дизайн

 
10

 
10

 
10

 
качество услуги

 
10

 
10

 
10

 
уровень обслуживания

 
9

 
8

 
10

 
уровень  квалификации персонала

 
8

 
10

 
9

 
Продвижение: 
 
Характеристика рекламной деятельности(РД)

  • Бюджет РД
  • Средства рекламы
  • Используемые СМИ
  • Проведение отдельных рекламных кампаний

 
9

 
8

 
9

 
Характеристика методов стимулирования сбыта 

  • Различные скидки
  • Лотереи конкурсы
  • Премии
  • Презентации
  • Предоставление бесплатных образцов

 
3

 
5

 
4

 
Характеристика инструментов прямого  маркетинга

  • Директ-мейл(почтовый маркетинг)
  • Телемаркетинг
  • Интерактивный маркетинг(интернет, компакт-диски)
  • Продажи по телефону

 
7

 
8

 
5

 
Использование инструментов связи  с общественностью(PR)

  • Пресс-релизы
  • Демонстрация
  • Показ образцов изделий
  • Стимул для потребителей
  • Выставки
  • Спонсорство

 
10

 
9

 
10

Информация о работе Неценовая конкуренция на рынке: теория, практика, эффективность