Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 08:07, курсовая работа
Актуальность теории Мак-Грегора в том, что он сумел провести параллель между тем как повысить эффективность деятельности организации за счет повышения эффективности использования человеческих ресурсов, таким образом его выводы были актуальны как в его дни, так и в наши
Введение 5
Глава 1. Этапы развития менеджмента 7
1.1.Эволюция управленческой мысли 7
1.2. Этапы развития менеджмента в мире 9
Глава 2. Теория человеческих ресурсов 13
Глава 3.Научный вклад Дугласа Мак-Грегора в развити организационно-управленческой теории 17
3.1. Теория Х: традиционное видиние управления и контроля 19
3.2. Теория Y: интеграция индивидуальных и организационных целей 22
Заключение 26
Библиографический список 28
Для систематизации этапов развития науки управления первоначально использовался исторический подход с применением хронологического принципа.Американские ученые Г.Кунц и С.0'Доннел разработали более подробную классификацию подходов. Однако эта работа не дала желаемых результатов.
На протяжении
всей истории развития менеджмента
ученые и исследователи управленческих
проблем предпринимали попытки
разработать универсальную
Первый
этап развития менеджмента начался
в начале двадцатого столетия и связан
с учением Ф.Тейлора после
Второй
этап развития менеджмента связан с
новыми подходами в развитии учения
о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора,
но с принципиально новыми подходами.
Появится и апробируется на практике
так называемая классическая (адмистративная)
школа управления, родоначальниками
которой стали А.Файоль, П.Урвик,
Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль
впервые предоложили новую
Третий
этап развития менеджмента стал называться
"неоклассическим", нарождается
и начинает развиваться школа "человеческих
отношений", развитие которой связано
с именами ученых А.Файоля, Д.Муни,
П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе апрбируется
социологическая концепция
Четвертый
этап развития менеджмента относится
к периоду 1940 – 1960 гг. В эти годы
происходит эволюция управленческой мысли,
которая направлена на развитие теории
организации менеджмента на основе
достижений психологической и
Пятый этап
развития управленческой мысли отличается
от всех предыдущих тем, что происходит
становление современных
Шестой
этап развития менеджмента можно
отнести к периоду 1970 – 1980 гг. Учеными
– управленцами вырабатываются новые
подходы в развитии теории управления,
смысл которых сводится к тому,
что организация – это открытая
система, приспосабливающаяся к
внутренней среде (организации) нужно
искать во внешней среде. Исходя из
такого посыла просходили установления
взаимосвязей между типами сред и
различными моделями управления. К
этому периоду относятся
Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием "организационной структуры" как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами[4,с 151].
Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции:
По мнению
М.Мескона и других, за всю историю
эволюции систем управления человечество
выработало всего три принципиально
различных инструмента
Иерархия – это организация, где основное средство воздействия отношения власть – подчинение, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
Культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом организации, групповые ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
Рынок, т.е. наличие сети равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя[8,с 443].
Одним из
недостатков школы научного управления
и классической школы было то, что
они до конца не осознавали роли
и значения человеческого фактора,
который, в конечном счете, является
основным элементом эффективности
организации. Определенный прорыв в
области менеджмента, ознаменовавшийся
появлением школы человеческих отношений,
был сделан на рубеже 30-х годов. Р.
Оуэн был реформатором науки управления
в том смысле, что он первым обратил
внимание на людей. Его идея состояла
в том, что фирма много времени
тратит на уход за станками и машинами
и мало заботится о людях. Поэтому
вполне разумно тратить такое
же время и на «уход» за людьми. Это
внимание и забота о них, обеспечение
благоприятных условий для
Суть
данной концепции заключалась в
том, что все разновидности
Типология организаций, предлагаемая Мюнстербергом, предусматривала подразделение их на следующие типы:
- предпринимательская
организация, образующаяся и
- машинная организация;
- профессиональная организация, где ведущую роль выполняют знания и навыки работников-профессионалов;
- инновационная
организация, которая
- миссионерская
организация, где наибольшее
Одним из
главных отличий школы
Роль
этой школы состоит в показе возможности
и необходимости синтеза теории
управления с психологическими знаниями.
Теория управления постепенно и во
все большей мере начинает отходить
от жестко-рационалистических подходов
и переходит к разработке так
называемых мягких схем управления, учитывающих
психологические особенности
Рисунок 1. Мотивационные теории
Таким образом,
главной целью этой школы становится
повышение эффективности
Другим направлением, оказавшим большое влияние на возникновение и развитие школы человеческих отношений, явились социологические исследования воздействия на людей группового поведения. Так, М. Вебер показал, что иерархия, власть и бюрократия являются универсальными принципами социальных, в том числе и производственных, административных организаций. Э. Дюркгейм выявил, что группы посредством установления своих ценностей и норм контролируют поведение людей в любой социальной организации. В. Парето разработал концепцию «равновесия социальных систем». Ее основное положение состоит в следующем. Социальные системы функционируют таким образом, чтобы достичь равновесия с меняющейся внешней средой и тем самым обеспечить свою эффективность и жизнеспособность. Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. Наиболее последовательно концепция мотивации развита видным представителем школы психологии и человеческих отношений, профессором школы менеджмента Мичиганского университета Дугласом Мак-Грегором. Мак-Грегор внес значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в организациях.
Дуглас
Мак-Грегор родился в 1906 г. Он получил
степень доктора философии в
Гарвардском университете и впоследствии
в течение нескольких лет работал
там же преподавателем, а в 1937 г. перешел
в Массачусетский технологический
институт (МТИ). В МТИ он стал одним
из организаторов отделения