Налоговый менджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 08:20, контрольная работа

Краткое описание

В науке финансового менеджмента традиционно сложилась ситуация, при которой недостаточно уделяется внимания как западными, так и отечественными учеными-экономистами вопросам корпоративного налогового менеджмента. Отсутствует глубокая теоретическая проработка концептуальных вопросов налогового менеджмента, его периодизации, он не рассматривается как составная специфическая часть управления финансами организаций.

Оглавление

Введение
Глава I Теоретические основы построения общей системы налогового менеджмента
1.1. Понятие уклонения от уплаты и обхода налогов, минимизации налоговых платежей, оптимизации налогов и налогового планирования и их разграничение
1.2. Экономическое содержание налогового менеджмента как рыночной системы управления налоговыми отношениями
Глава II Организация менеджмента на предприятиях
2.1. Анализ структуры налоговых платежей организации
2.2. Методика управления налогами на предприятии, расчет налогового бремени
Глава III Разработка рекомендаций по организации системы налогового менеджмента на предприятии
3.1. Проблемы создания системы налогового менеджмента на предприятии и разработка рекомендаций по их решению
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

налоговый менджмент.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

     11. Рентабельность продаж в 2006 году составила 1 %, а в 2007 году 2 %, соответственно отклонение будет 1 %, в два раза.  

     2.2. Методика управления налогами на предприятии, расчет налогового бремени. 

     Как уже упоминалось, целью разработки методики является не усовершенствование методов управленческого учета, а возможность управления налогами. Другими словами, управленческий учет не является самоцелью. Поэтому в основу предлагаемой методики наряду с методами управленческого учета положен еще ряд теоретических положений. Для того, чтобы сделать предлагаемую методику более понятной, введем три термина, которыми и будем пользоваться в дальнейшем.

     Налоговая совокупность – это все налоги, уплачиваемые организацией в суммовом выражении (т.е. по абсолютной величине). С практической точки зрения налоговая совокупность – это данные, которые содержатся в документах (расчетах, налоговых декларациях и др.), подаваемых в налоговые органы, а также те данные, которые еще не поданы в налоговый орган, но содержатся в налоговых регистрах организации. В свою очередь налоговая совокупность образованна двумя составляющими (ННС и ОНС). ННС – это начисленная налоговая составляющая, т.е. та часть налоговой совокупности, которая подлежит уплате, но фактически еще не оплачена, причины могут быть разные, и подлежат отдельному анализу. Например, срок платежа по налогу еще не наступил, или отсутствуют денежные средства для уплаты налогов. ОНС – это оплаченная налоговая составляющая, т.е. та часть налоговой совокупности, которая фактически перечислена в бюджет.

     Налоговая нагрузка на организацию – эта та часть налоговой совокупности, которая фактически должна быть выплачена организацией и не может быть перенесена на другие экономические субъекты или иным образом уменьшена, например, в результате применения налогового планирования, оптимизации налоговых платежей, другими доступными способами. Таким образом, налоговая нагрузка в абсолютном выражении меньше или равна налоговой совокупности.

     Налоговое бремя организации – это та часть налоговой нагрузки, при которой деятельность организации перестает быть эффективной.

     Необходимость корпоративного налогового планирования в решающей степени зависит от тяжести налогового гнета. Если налоги составляют более половины всех расходов хозяйствующего субъекта, тогда налоговое  планирование принимает глобальный характер и становится важнейшим элементом всей управленческой работы в организации. По оценкам экспертов, если удельный вес налогов не превысил 15% общего дохода организации, то потребность в налоговом планировании минимальна - за состоянием налоговых платежей может вполне следить главный бухгалтер или его заместитель. При уровне налогового гнета в пределах 20-35% в мелких и средних фирмах целесообразна работа специалиста, а в крупных - группы специалистов, ориентированных исключительно на контроль за налоговыми обязательствами. В этом случае надзор за налогообложением следует осуществлять на уровне высшего руководства. Любой проект не должен внедряться без предварительной экспертизы специалистов, работающих в области финансового и налогового менеджмента.

     На  микроэкономическом уровне показатель налоговой нагрузки отражает долю совокупного дохода налогоплательщика, который изымается в бюджет. Показатель рассчитывается как отношение суммы всех начисленных налоговых платежей организации к объему реализации продукции (работ, услуг). Расчет основан на Налоговом Кодексе КР . В состав налогов входит: НДС, ЕСН, налог на прибыль, НДФЛ, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. 

     Однако  многие авторы считают, что в сумму  налогов не включается налог на доходы физических лиц, поскольку он уплачивается работниками организации, а предприятие только перечисляет платежи. 

     Несмотря  на то, что налоговое планирование достаточно сложно поддается ясному и формализованному описанию из-за того, что финансовая схема каждой сделки по своему уникальна, консультанты считают возможным перечислить основные факторы, оказывающие влияние на размер налоговой нагрузки:

     -    элементы договорной и учетной политики для целей налогообложения;

     -    льготы и освобождения;

     -   основные направления развития бюджетной, налоговой и инвестиционной политики государства, влияющие напрямую на элементы налогов;

     -   получение бюджетных ссуд, инвестиционного налогового кредита, налогового кредита, рассрочек и отсрочек по налогам и сборам;

     -   размещение бизнеса в оффшорах, в том числе в свободных экономических зонах, действующих на территории Российской Федерации. 

     Прежде, чем приступить к анализу необходимости  введения на предприятии системы  налогового менеджмента необходимо оценить и проанализировать величину налогового бремени на предприятиях. 

     Критическое осмысление имеющихся в экономической  литературе подходов к определению  содержания и обоснованию методики расчета налоговой нагрузки, а  также рассмотрение основных факторов, влияющих на уровень налогового гнета, позволяют предложить методику определения налоговой нагрузки, разработанную Минфином России.

     Совокупная  налоговая нагрузка предприятия  – это отношение всех начисленных  налоговых платежей к выручке  от продажи товаров (работ, услуг) за отчетный период, включая доходы от прочих поступлений. 

     ННорн = НП / (В + ВД)* 100%,                                                                 (4)

     где - ННорн - налоговая нагрузка на предприятие при применении общего режима налогообложения;

     НП  – общая сумма всех начисленных  налогов;

     В – доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

     ВД  – внереализационные доходы.

     Основываясь на данных бухгалтерского баланса (форма  №1), отчета о прибылях и убытках (форма №2) и данных налоговых деклараций, рассчитаем совокупную нагрузку на предприятие.

     Таблица – 3 Налоговые платежи

    Налог Налогооблагаемая  база, сом. Сумма налога  за 2007 год, сом. Ставка
    Налог на прибыль 9162101 2,198,905 24%
    Земельный налог 15006139 217,589 1,45%
    Налог на имущество организаций 4404089 96,890 2,2%
    НДС        1,006,740 18%      
    ЕСН      3358903 3,473,315 26%
    Транспортный  налог 137*0,42 575 10%
    Итого начисленных налогов        6,906,813             

 

     ННорн = 6906813/(644793208+0)*100% =0,010711671

     Существенный  недостаток такого расчета состоит в том, что он не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени. Рассчитанная по данной методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость продукции (работ или услуг), произведенной хозяйствующим субъектом, и не дает реальной картины налогового бремени, которое несет налогоплательщик.

     Согласно  другой методике, на уровне предприятия  налоговое бремя может быть определено как:

  • отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме выручки-нетто, операционных и внереализационных доходов предприятия. Этот показатель рассчитывается по данным обязательной бухгалтерской отчетности (формы № 1, 2, 4) и определяет сопоставимую эффективность налогообложения на предприятии. Недостатком данного показателя является структурная несопоставимость его базы расчета с соответствующим расчетом на макроуровне;

     ННорн =  6906813/656200000=0,011

  • отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме добавленной стоимости. Данный показатель структурно сопоставим с показателями налогового бремени по экономике в целом. Его расчет возможен несмотря на отсутствие прямых данных о произведенной предприятием добавленной стоимости в обязательной отчетности.

     ННорн = 6906813/31537708=0,22

     Упрощенно расчет добавленной стоимости предприятия (ДС) может быть произведен в виде суммы следующих составляющих за отчетный период:

     ДС = ФОТ + ЕСН + ПОФ + ПНП + ПР,                                                   (5)

     Где  ФОТ — оплата труда;

     ЕСН — единый социальный налог, начисляемый на фонд оплаты труда;

     ПОФ — потребление (амортизация) основных фондов, нематериальных активов и  запасов;

     ПНП — прямые и косвенные налоги предприятия, выплачиваемые из ДС;

     ПР — балансовая прибыль.

     Показатель  налогового бремени предприятия (НБП) может быть рассчитан как по факту выплаты налогов (данные формы № 4), так и по факту их начисления (данные налоговых деклараций или данные бухгалтерского баланса о суммах задолженности перед бюджетом и фондами с учетом данных формы № 4):

     НБП = (ПНП+ЕСН)/ДС.                                                                             (6)

     Фактические значения налоговой нагрузки (по фактам начисления или выплат налогов) сопоставляются с показателем номинальной налоговой  нагрузки (бремени) предприятия, под которой понимается средневзвешенная налоговая ставка предприятия на рубль фактической выручки или добавленной стоимости предприятия.

     С учетом изменений, произошедших в законодательстве (отмена ряда налогов с оборота), формула добавленной стоимости примет следующий вид:

     ДС = А + (ОТ + ЕСН) + НДС + П,                                                             (7)

     где ЕСН - единый социальный налог.

     Таблица – 4 Экономические показатели ООО «Сармат» за 2007 год

    Показатель Обозначение Значение
    Доходы от реализации (данные налоговой декларации по налогу на прибыль за 2007 год) В 644793208
    Внереализационные доходы (данные налоговой декларации по налогу на прибыль за 2007 год) ВД      -
    Фонд  оплаты труда (данные налоговой декларации по ЕСН за 2007 год) ФОТ (ОТ) 13358903
    Потребление основных фондов (амортизация) ПОФ (А) 1222750
    Балансовая  прибыль ПР (П) 12476000

 

     ДС = 1222750 + (13358903 + 3473315) + 1006740+12476000=31537708.

     Согласно  методике А. Кадушкина и Н. Михайловой вводятся структурные коэффициенты:

  • доля заработной платы в добавленной стоимости (включая начисления на заработную плату):

     Кот = (ОТ + ЕСН)   /  ДС;                                                                          (8)

       Кот =(13358903+3473315) / 31537708 =0,533717225

  • удельный вес амортизации в добавленной стоимости:

     Ка = А / ДС;                                                                                                 (9)

     Ка = 1222750 / 31537708=0,038771048

  • удельный вес добавленной стоимости в валовой выручке:

     Ко = ДС / В                                                                                                (10)

     Ко =31537708/656200000=0,048061122

     В соответствии с действующей системой налогообложения организация уплачивает следующие основные налоги:

Информация о работе Налоговый менджмент